Проблемы эмоциональной устойчивости в спортивной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 18:13, доклад

Краткое описание

Учитывая специфику такого вида спорта, как спортивные единоборства, и особенности соревновательной деятельности в нем, нам представляется возможным говорить о ситуационной эмоциональной устойчивости как о факторе, обеспечивающем надежность и эффективность действий спортсмена.

Вложенные файлы: 1 файл

проблемы эиоционадб.docx

— 36.44 Кб (Скачать файл)

 

Иными словами, у неустойчивых спортсменов переживания оформляются  в аффективные процессы, в которых  сказываются в большей степени  природные (глубинные, базальные) основы эмоциональной жизни, последствия которых имеют случайный (позитивный или негативный) характер. Проявляются они моторно, внешне, ситуативно, реализуясь как неуправляемая, необратимая аффективная экспрессия. Соматическая составляющая такого аффекта является ведущей.

Эмоционально устойчивые спортсмены, напротив, организуют переживания  эмоций, чувств, страстей в целостный  целесообразный процесс. Эмоции в этом процессе обусловлены предметными  обстоятельствами напряженной деятельности. Они находятся в функциональной зависимости от интеллектуальных моментов, а также управляемы, обратимы и  носят дифференцированный характер.

 

Таким образом, проведенный  анализ приводит нас к следующим выводам:

1. Эмоциональная устойчивость, с одной стороны,— результат  целостной функциональной системы эмоциональной саморегуляции напряженной и одновременно продуктивной деятельности, с другой — системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся у него в единстве эмоциональных, интеллектуальных, волевых и других отношений, в которые он вовлекается в условиях напряженной деятельности;

2. Эмоции выполняют относительно  самостоятельные функции в системе  саморегуляции, подчиняясь в то же время закономерностям, определяющим координацию и взаимодействие рациональных компонентов в целостной структуре эмоциональной саморегуляции деятельности.

3. Процесс эмоциональной  саморегуляции обусловливается эмоциональным опытом. В нем свернуты интегративные успехи — неуспехи осуществленных ранее попыток. Эмоциональный опыт имеет определенное содержание, зависящее от уровня профессиональной подготовленности человека;

3. В основе различий  высокого и низкого уровней  эмоциональной устойчивости лежит  различие в функционировании  систем психологической саморегуляции напряженной деятельности. Система саморегуляции неустойчивых людей оформляется в напряженных условиях как аффективный процесс, в котором проявляются природные (глубинные) основы эмоциональной жизни, выступающие как аффективные реакции. Процесс протекает как коллапс и имеет нерасчлененный характер. У эмоционально устойчивых людей отдельные эмоциональные звенья выступают по отношению к цели (успех — неуспех) как единый и сообразно с ней согласованный эмоциональный процесс;

4. Одна из основных  задач оптимизации эмоциональной  устойчивости должна быть связана  с целенаправленным формированием  процесса саморегуляции с включением человека в «живую» пристрастную деятельность. Целенаправленному формированию должно предшествовать усвоение знаний о целостном процессе саморегуляции напряженной деятельности, об отдельных его звеньях и связях между ними.

6. При выявлении особенностей  психологической регуляции спортивной  деятельности старших подростков  определены содержание сенсомоторной  деятельности, субъективная модель  и программа действий, а также  феномены психологического регулирования,  которые формируют регуляторные  комплексы. 

7. Для оптимизации эмоциональной  устойчивости личности старшего  подростка через повышение уровня  саморегуляции основополагающей является мысль, что саморегуляция приводит общую направленность и динамику деятельности в соответствие с личностным смыслом ситуации, с тем значением, которое она имеет для данной личности.

 


Информация о работе Проблемы эмоциональной устойчивости в спортивной деятельности