Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 05:21, реферат
На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями - гневом, страхом, обидой, отказом посещать занятия. Многие дети в это время нуждаются в поддержке и помощи взрослых, поэтому важно, чтобы родители и учителя вместе с психологом возникли в проблемы ребенка, его переживания. Только тогда они смогут оказать ребенку эффективную помощь. Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций.
Программа коррекционно-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями - гневом, страхом, обидой, отказом посещать занятия. Многие дети в это время нуждаются в поддержке и помощи взрослых, поэтому важно, чтобы родители и учителя вместе с психологом возникли в проблемы ребенка, его переживания. Только тогда они смогут оказать ребенку эффективную помощь. Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если вовремя не помочь ему, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребенка, создавая все новые субъективные трудности. Трудности и неудачи в межличностных отношениях, переживаемые детьми, могут привести к искажениям в развитии их личности, в частности к искажению самооценки. Устойчивые изменения самооценки приводят к искажению представления о себе, «я-концепции». Дети с искажением «я-концепции» имеют неустойчивую самооценку, повышенно чувствительны, эмоционально неустойчивы, тревожны и неуверенны. Внутренние переживания вначале осознаются как невозможность соответствовать требованиям родителей и оставаться в то же время самим собой, в дальнейшем – как несоответствие нормам общения, принятым среди сверстников.
Актуальность.
За последнее время в ГБОУ ЦДК увеличилось количество обращений детей младшего школьного возраста, которые испытывают трудности адаптации в начальной школе. Начало школьной жизни - серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Как правило, ребята стремятся стать школьниками, но для многих из них школьный распорядок слишком регламентирован и строг. Особенно сложно “перестроиться” тем детям, которые эмоционально еще не готовы к роли школьника - для них период адаптации к школе может быть травмирующим. В младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к самоанализу, к осознанию своего «я» и оцениванию других. Поэтому именно на этом этапе развития ребенок может успешно овладевать средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей.
Цели программы
Повышение психологических возможностей ребенка младшего школьного возраста к успешной адаптации в условиях начальной школы за счет совершенствования его индивидуального развития
Основные задачи программы.
Развитие у детей коммуникативных способностей, необходимых для успешной адаптации к обучению в начальной школе.Развитие познавательных процессов (эмоциональной и зрительной памяти, произ-вольного внимания, сосредоточения). Формирование у детей положительной «я-концепции» и положительной концепции другого человека.Формирование мотивации достижения успеха.Формирование коммуникативной компетентности.Формирование эмоциональной сферы ребенка.Очевидно, что эти задачи должны рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению или формированию определенных психологиче-ских феноменов.
. Основные
этапы и формы реализации
- Диагностический - проведение психологического диагностического обследования с использованием психологических методик с целью определения ведущей психологической проблемы (индивидуальное и групповое тестирование).
- Консультативный - индивидуальные консультации по результатам диагностического обследования и комплектование психокоррекционных групп.
- Обучающий - проведение коррекционно-развивающих занятий. Формы проведения коррекционно-развивающих занятий: групповая с наполняемостью групп до 7-8 человек (при наличии соответствующих условий): возрастные группы – 7-8 и 8-9 лет; длительность курса занятий – 4,5 месяца (занятия проводятся 2 раз в неделю); продолжительность каждого занятия - от 45 до 60 мин. с обязательными санитарно-гигиеническими перерывами. Продолжительность занятий зависит от возрастного состава и психологических особенностей детей, включенных в группу.Структура группового занятия с младшими школьниками должна включать в себя следующие элементы:
- Аналитический - оценка результатов занятий посредством анкетных и проективных методов психологического обследования.
Ожидаемые результаты.
Предполагается, что результаты прохождения детьми указанной программы отра-зятся на двух уровнях психической реальности. Во-первых, на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с Я-концепцией, мотивацией достижения успеха, развитием эмоциональной сферы и компетентности в общении. Во-вторых – в реальном улучшении адаптации в школе и, возможно, повышении продуктивности учебной деятельности. Критерии положительной оценки в решении психологических проблем детей:
Оценка результатов коррекционно-развивающей работы проводится с использованием методик психологического обследования детей, анкетирования и собеседования с родителями детей, проводимого дважды: до начала коррекционно-развивающих занятий и после прохождения курса коррекционно-развивающих занятий.
Учебно-тематический план образовательной программы
№ п/п |
Темы |
Содержание занятий |
Объем часов | |
Теория |
Практика | |||
1 |
Формирование положительной «я-концепции» |
Формирование самоуважения и самопринятия; осознание и переживание уважения и принятия со стороны других; создание условий для формирования уверенного поведения. Профилактика и коррекция завышенной и заниженной самооценки. |
2 часа |
4 часа |
2 |
Формирование положительной концепции другого человека. |
Осознание положительных качеств других; уважение и сопереживание другим; формирование умения говорить о других в положительном ключе; поведение, демонстрирующее уважение к другим. |
2 часа |
4 часа |
3 |
Формирование мотивации достижения успеха |
Осознание наличия собственных достижений; осознание необходимости приложения усилий для достижения успеха, чувство гордости за них; переживание социальной оценки (уважения и принятия) собственных достижений. |
2 часа |
4 часа |
4 |
Формирование эмоциональной сферы. Чувства людей. |
Знакомство с фундаментальными эмоциями: интерес, радость, удивление, печаль (страдание), гнев, страх. Ситуации их возникновения, особенности интонации, мимики, пантомимики и жестов в различных эмоциях. Создание условий для понимания детьми собственных эмоций. Обучение умению говорить о своих чувствах. Обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки. Создание условий для овладения детьми средствами эмоциональной выразительности. Обучение детей пониманию эмоционального состояния других. Создание условий для формирования механизма эмоциональной регуляции поведения ребенка. |
2 часа |
6 часов |
5 |
Формирование компетентности в общении. Коммуникативные навыки. |
Понимание базовых коммуникативных умений: приветствие и прощание, обращение, просьба о помощи (услуге, поддержке), оказание помощи (услуги, поддержки), благодарность, отказ, слушать другого, говорить перед другими, управлять, подчиняться, сотрудничать. Понимание множественности возможностей поведения в одной и той же ситуации. |
2 часа |
6 часов |
6 |
Подведение итогов |
Обсуждение и анализ проведенных занятий. Оценка достижений. |
2 часа | |
36 часов |
Методическое и материальное обеспечение программы
Формы и методы работы |
Методическое обеспечение программы |
Формы оценки результативности |
Материальное обеспечение программы |
- Беседа (вводная,
аналитическая, итоговая); |
Настольные игры:
Лото «Эмоции», Лото «Правила поведения»
части 1, 2, «Веселый поезд». Мягкий кубик
«Мир эмоций» (с вкладышами). |
Метод включенного
наблюдения. Качественная оценка выполненных
заданий. |
Диктофон, CD – проигрыватель. |
Занятие № 1. Знакомство.
Введение. Ведущий беседует с детьми о том, что такое психология, зачем она нужна человеку. Как вырастает цветок и что для этого нужно? Цветок вырастает из маленького семечка. Чтобы это произошло, ему необходимы: дождь и солнце. Так и у людей. Чтобы из мальчика или девочки вырос красивый, умный, счастливый и здоровый взрослый, ему необходимы тепло, поддержка, а также умение понимать себя и других людей. Психология изучает мысли и чувства людей. Для чего? Чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг другу.
Разминка (игра на активизацию детей для включения их в совместную деятельность).
Игра «Исходное положение»
«Внимание, друзья, приглашаю вас поразмяться! Предлагаю расположиться на своих стульях поудобнее. По моей команде «Встать!» вы должны быстро встать, а по команде «Сесть!» нужно быстро сесть. Нужно постараться всем одновременно вставать, а затем садиться.
Основное содержание занятия.
«Знакомство».
Дети кидают друг другу мячик, называя перед броском свое имя, а затем по сигналу – имя того, кому бросают мячик.
«Имя оживает»
Дети представляют себе Страну Имен, в которой все имена превращаются в животных (или в растения). Каждый решает, в какое животное (растение) могло бы превратиться его имя.
«Ласковое имя»
Ведущий предлагает во время занятий психологией называть друг друга ласково. Каждое имя можно сделать ласковым. Дети должны подумать о том, как можно было бы ласково обраться к каждому из участников занятий.
«Рисунок имени»
Дети придумывают рисунки к своим именам, сначала устно описывая их, а затем выполняют их в альбомах рядом с красиво написанным именем
Придумывание ритуалов приветствия и прощания.
Обсуждение текущего занятия.
Ритуал прощания.
Занятие № 2. Что чувствуют другие?
Ритуал приветствия.
Разминка
Ведущий объясняет детям, что занятия обычно начинаются с психологической «зарядки». Это необходимо, чтобы участники могли настроиться должным образом, так же, как настраивают свои инструменты музыканты в оркестре или как разогревают свои мышцы спортсмены перед тренировкой. Разминка позволяет сосредоточиться друг на друге, от-влечься от груза повседневности, переключиться на новый вид работы, отличающийся от школьных занятий.
«Зайчик испугался – зайчик рассмеялся»
По сигналу ведущего участники игры быстро меняют изображаемое эмоциональное со-стояние (чередование напряжения и расслабления).
Кричалка: «Я очень хороший!»
Детям предлагают повторить слово вслед за ведущим сначала шепотом, затем громко и, наконец, очень громко. Таким образом, ведущий и дети прошептывают, проговаривают, прокрикивают слово «Я», затем слово «очень», и наконец, «хороший». Упражнение повторяется несколько раз.
Обсуждение прошлого занятия.
Вступление к основной теме занятия: психолог беседует с детьми на тему:
«Как мы можем узнать, что чувствуют другие люди?»
Какие чувства могут испытывать люди?
Ответы детей. Например: «Радость, грусть, страх, удивление и т.д.»
А какие еще слова мы можем сказать, если кто-то радуется?
У него хорошее настроение, он веселится, смеется, торжествует и т.д.Какие еще слова мы можем сказать, если кто-то грустит?
Он печален, у него плохое настроение, он тоскует, он горюет и т.д.А как мы можем узнать, догадаться, какие чувства испытывает человек?
Например, человек еще только вошел в комнату, он еще ничего не сказал, мы только посмотрели на него. Как мы можем догадаться, что он чувствует?