Проективные методы в психодиагностике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить проективные методы диагностики.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический обзор литературы по проблеме проективных методов диагностики.
2. Охарактеризовать проективные методики как метод психодиагностики, рассмотреть их классификации и возможности применения в прикладной и практической психологии.

Содержание

Введение 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ 5
1.1 История проективных методов диагностики 5
1.2 Описание и классификация методов 14
1.3 Области применения ………………………………………………………....22
1.4 Современное состояние проективных методов……………….....................27
Вывод 32
2. ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
Заключение 39
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая, проективные методы.docx

— 494.47 Кб (Скачать файл)

Предполагается, что индивид с  достаточно развитой чертой характера  «агрессивность» на большинство  действий подобного рода со стороны  окружающих людей будет реагировать  агрессией, причем даже тогда, когда действие другого человека не было вызвано стремлением причинить ему неприятности. Индивид, у которого личностная черта агрессивности выражена слабо, на подобные ситуации будет реагировать по-другому: дружелюбно, стараясь разрядить возникшую напряженность, успокоить, не придать значения случившемуся и т.п.

2) Методика «Несуществующее животное» [6]

Метод исследования личности с помощью  проективного теста "Несуществующее животное" построен на теории психомоторной  связи. Для регистрации состояния  психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной  в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая  тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально - «всякая мысль заканчивается движением»).

Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах  мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления  ответного движения (на представление - мысль). 

По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

3) Тест руки (Hand test) [11]

Тест руки - проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером. Стимульный материал состоит из 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения показываются последовательно. Обследуемому дается инструкция ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Допускается указывать для каждой карточки несколько вариантов действия.

Методы диагностики более подробно представлены в приложении.

Метод математической статистики: U-критерий Манна-Уитни.

U-критерий Манна-Уитни для более точного анализа данных, который предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеряемого (уровня самооценки и конфликтного поведения). Обоснование выбора: для подсчета различий в группах по признаку используются только два критерия – Q-критерий Розенбаума и U-критерий Манна-Уитни. Критерий Манна-Уитни обладает большей достоверностью.

Определяется по формуле:

U = (n1 · n2)+(nx · ( nx +1)/2) - Тx ,

где  n1 – количество испытуемых в выборке 1;

n2 – количество испытуемых в выборке 2;

Тx - большая из двух ранговых сумм;

nх – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

 

                                                    Заключение

 

         В данной работе были описаны основные характеристики  проективных методик, перечислены их признаки:

  1. неопределённость и неоднозначность используемых стимулов;
  2. отсутствие ограничений в выборе ответа;
  3. отсутствие оценки ответов как правильных и неправильных.

         Также было установлено, что проективная методика – это приём или набор процедур, разработанный для того, чтобы получить информацию о личности человека, предоставляя ему возможность реагировать любым способом.

       Был проведён теоретический обзор литературы, в результате которого были выделены следующие виды проективных методик:

  1. конститутивные;
  2. конструктивные;
  3. интерпретативные;
  4. катартические;
  5. экспрессивные;
  6. импрессивные;
  7. аддитивные.

       Вышеприведённая классификация была разработана Л. Фрэнком и в последующем дополнена. В ней за основу берётся характер ответа.

       Существует также классификация, разработанная Г.М. Прошанским, где проективные методики разбиваются на группы в зависимости от 1) вида стимула; 2) характера ответа; 3) цели исследования.

         Выделяют следующие направления  диагностики с помощью проективных методов:

1) диагностика ответной  реакции испытуемого, относимых соответственно к тестам на структурирование («конституирование» - по Фрэнку) и интерпретацию;

2) диагностика межличностного  восприятия и взаимодействия и исследования «Я-образа»;

3) диагностика семейных  отношений.

        Современное состояние проективных методов диагностики характеризуется проблемой недостаточной валидности и надежности данных методов, что заставляет исследователей искать новые диагностические парадигмы, а также общая оценка проективных методик как психодиагностических процедур исторически связана с обсуждением так называемой проблемы проекции.

        Чрезвычайно важным и до сих пор дискуссионным остается вопрос о стандартизованности проективных методик.

         Проанализировав имеющиеся факты об областях применения проективных методик, мы пришли к выводу, что они довольно часто используются в прикладных психологических исследованиях, но в широкую практику пока не внедрены в связи с необходимостью тщательной теоретической апробации.

В ходе планирования исследования нами была обоснована актуальность темы исследования, определена цель исследования, объект, предмет. Была набрана выборка, состоящая из экспериментальной  и контрольной группы. Определены этапы исследования в соответствии с целью исследования.

Выбраны методы исследования и метод математической статистики.

Таким образом, задачи исследования – решены. Следовательно, цель исследования: изучить проективные методы диагностики  — достигнута.

 

 

 

                                Библиографический список

  1. Белова О.В. Общая психодиагностика. Методические указания [Текст]/ О.В. Белова  - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2006. – 215 с.
  2. Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика [Текст]/ А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванесов - СПб.: Изд-во «Речь», 2010. - 440 с.
  3. Бурлакова Н. С., Олешкевич В. И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка [Текст]/ Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич  – М.: Институт общества гуманитарных исследований, 2007. – 115 с.
  4. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст]/ Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов — СПб.: Питер, 2002. – 327 с.
  5. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов [Текст]/ Л.Ф. Бурлачук — СПб.: Питер, 2006. — 351 с.
  6. Велиева С.В. Практикум по психодиагностике. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста [Текст]/ С.В. Велиева - СПб.: Речь, 2005 – 415 с.
  7. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов [Текст]/ Я. Лаак — М.: Издательство «Институт практической психологии», 2006. — 384 с.
  8. Лучинин А.С. Психодиагностика. Конспект лекций [Текст]/ А.С. Лучинин  - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.
  9. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов [Текст]/ Под общ. редакцией А.Г. Шмелева — Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. — 544 с.
  10. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. Учебное пособие [Текст]/ Ред.- сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2007. - 668 с.
  11. Суркова Е. Г. Проективные методы диагностики [Текст]/ Е. Г. Суркова  – М.: Аспект Пресс, 2008. – 236 с.
  12. Шапарь В. Б., Шапарь О. В. Практическая психология. Проективные методики [Текст]/ В. Б. Шапарь, О. В. Шапарь  – М.: Феникс, 2007. – 217 с.
  13.   Аннелиз, Ф. Корнер «Теоретическое исследование пределов возможностей проективных методик» из кн. Проективная психология, - М., 2000. – 218с.
  14. Проективная психология / Пер. с англ. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.- 528с.
  15. Прошанский Г.М. «Классификация проективных методов» из кн. Проективная психология, - М., 2000. – 258с.
  16. Психогеометрическое тестирование. Теоретический и практический аспекты. Самара, 2002, 84с.
  17. Ричард С. Лазарус «Неопределённость и однозначность в проективных методиках» из кн. Проективная психология, - М., 2000. – 252с.
  18. http://glebland.narod.ru/Sokol.htm

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методы исследования:

  1. Методика "Агрессивность"

Описываемый далее тест предназначен для оценки степени развитости у  человека черты личности «агрессивность», понимаемой как не вызванная объективными обстоятельствами и необходимостью тенденция враждебно реагировать на большинство высказываний, действий и поступков окружающих людей. Агрессивность — это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к человеку, животным и предметам природы и материальной культуры, склонность к их разрушению и агрессивным неспровоцированным действиям.

В данном тесте, основой которого явился известный тест Розенцвейга, испытуемые получают 24 разных рисунка. На этих рисунках представлены люди в различных эмоциогенных, близких к стрессовым и вызывающих фрустрацию ситуациях. Общим для всех рисунков, используемых в тесте, является то, что один человек в них проявляет в отношении другого такие действия, которые этим, вторым человеком могут быть поняты по-разному: как агрессивные, преднамеренно вызывающие или оскорбительные, или случайные, совершенные неумышленно, по незнанию, без сознательного желания навредить или унизить другого человека.

Предполагается, что индивид с  достаточно развитой чертой характера  «агрессивность» на большинство  действий подобного рода со стороны  окружающих людей будет реагировать  агрессией, причем даже тогда, когда действие другого человека не было вызвано стремлением причинить ему неприятности. Индивид, у которого личностная черта агрессивности выражена слабо, на подобные ситуации будет реагировать по-другому: дружелюбно, стараясь разрядить возникшую напряженность, успокоить, не придать значения случившемуся и т.п.

Перед началом исследования все  испытуемые получают инструкцию следующего содержания:

«На каждой из 24 предлагаемых вам картинок изображены два или несколько  человек, Один из них совершил какое-то действие в отношении другого, и в связи с этим произнес какие-то слова. Вы должны поставить себя на место этого, другого человека и ответить за него. Свой ответ необходимо дать как можно скорее и тут же его записать на листе бумаги под порядковым номером, соответствующим номеру просмотренного рисунка».

Оценка результатов и выводы об уровне развития

Ответ испытуемого на каждую картинку анализируется отдельно. В итоге такого анализа он должен быть отнесен к одной из следующих двух категорий:

1. Агрессивные реакции.

2. Неагрессивные реакции.

К числу агрессивных относятся  такие реакции, в которых действия другого лица рассматриваются как преднамеренно враждебные и сама ответная реакция на них является враждебной (агрессивной). В этом случае ответ испытуемого должен содержать в себе явное осуждение, оскорбление или угрозу в адрес другого лица.

К неагрессивным относятся реакции, суть которых состоит в стремлении разрядить, смягчить обстановку, в желании испытуемого принять вину на себя за случившееся, не придать ему значение или просто объективно, без эмоций разобраться в сложившейся ситуации и принять спокойное, взвешенное решение. Никакой неприязни или враждебности в данном случае в ответах испытуемого не должно содержаться.

В заключение подсчитывается соотношение  агрессивных и неагрессивных  реакций по их числу. Если количество агрессивных реакций явно доминирует над числом неагрессивных (агрессивных 14 и больше, а неагрессивных 10 и меньше), то делается вывод о том, что у данного испытуемого явно выражен мотив агрессивности. Если, напротив, неагрессивных реакций оказывается ненамного больше, чем агрессивных (неагрессивных 14 и больше, а агрессивных 10 и меньше), то делается вывод о том, что данный испытуемый неагрессивен. При числе агрессивных и неагрессивных реакций в пределах от 9 до 13 ничего определенного об агрессивности данного испытуемого сказать нельзя, т.е. нет возможности уверенно утверждать, что он агрессивный или, напротив, неагрессивный человек.

 

  1. «Несуществующее животное».

Метод исследования личности с помощью  проективного теста "Несуществующее животное" построен на теории психомоторной  связи. Для регистрации состояния  психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной  в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая  тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально- “Всякая мысль заканчивается движением”).

Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах  мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления  ответного движения (на представление - мысль). Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Информация о работе Проективные методы в психодиагностике