Промежуточная память и механизмы сна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:52, реферат

Краткое описание

Сон - физиологическое состояние, которое характеризуется потерей активных психических связей субъекта с окружающим его миром. Сон является жизненно необходимым для высших животных и человека. Длительное время считали, что сон представляет собой отдых, необходимый для восстановления энергии клеток мозга после активного бодрствования. Однако оказалось, что активность мозга во время сна часто выше, чем во время бодрствования. Было установлено, что активность нейронов ряда структур мозга во время сна существенно возрастает, т.е. сон -- это активный физиологический процесс.

Вложенные файлы: 1 файл

Промежуточная память и механизмы сна.docx

— 64.95 Кб (Скачать файл)

Зрительная память связана  с  сохранением  и  воспроизведением  зрительных образов. Она чрезвычайно важна для  людей  любых  профессий,  особенно  для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди  с эйдетическим восприятием, способные в течение  достаточно  продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении  после  того,  как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с  этим  данный  вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению.  На  ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала:  то, что человек зрительно  может  себе  представить,  он,  как  правило,  легче запоминает и воспроизводит.

   Слуховая память  —  это  хорошее  запоминание  и  точное  воспроизведение разнообразных  звуков,  например  музыкальных,  речевых.   Она   необходима филологам,  людям,  изучающим  иностранные  языки,  акустикам,  музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом,  мыслью  и  логикой.  Данный  вид  памяти характеризуется тем, что человек,  обладающий  ею,  быстро  и  точно  может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т. п. Этот смысл он  может  передать  собственными словами, причем  достаточно  точно.  Этим  типом  памяти  обладают  ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

  Двигательная память представляет собой запоминание и  сохранение,  а  при необходимости  и  воспроизведение  с  достаточной  точностью   многообразных сложных движений. Она участвует в  формировании  двигательных,  в  частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование  ручных  движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

   Эмоциональная память  — это память на переживания. Она участвует в  работе всех видов памяти, но особенно проявляется  в  человеческих  отношениях.  На эмоциональной  памяти   непосредственно   основана   прочность   запоминания материала:  то,  что  у   человека   вызывает   эмоциональные   переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

 Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой  роли  в жизни человека не играют, и  их  возможности  по  сравнению  со  зрительной, слуховой,  двигательной  и  эмоциональной  памятью  ограничены.  Их  роль  в основном  сводится   к   удовлетворению   биологических   потребностей   или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

          По характеру участия воли  в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную.  В первом  случае имеют  в  виду  такое  запоминание  и  воспроизведение,  которое  происходит автоматически и без особых усилий со стороны  человека,  без  постановки  им перед собой  специальной  мнемической  задачи  (на  запоминание,  узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая  задача  обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует  волевых усилий.

  Непроизвольное запоминание  не  обязательно  является  более  слабым,  чем произвольное, во многих случаях  жизни  оно  превосходит  его.  Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается  материал,  который  является объектом внимания и сознания, выступает  в  качестве  цели,  а  не  средства осуществления   деятельности.   Непроизвольно   лучше   запоминается   также материал, с  которым  связана  интересная  и  сложная  умственная  работа  и который для человека имеет большое значение. Показано,  что  в  том  случае, когда с  запоминаемым  материалом  проводится  значительная  работа  по  его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в  нем  определенных внутренних (структура)  и  внешних  (ассоциации)  связей,  непроизвольно  он может запоминаться лучше,  чем  произвольно.  Это  особенно  характерно  для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рассмотрим теперь некоторые особенности и взаимосвязь  двух  основных  видов памяти, которыми человек пользуется в повседневной жизни: кратковременной  и долговременной.

  Объем кратковременной памяти  индивидуален.  Он  характеризует природную память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей  жизни. Им в первую очередь определяется  механическая  память,  ее  возможности.  С особенностями  кратковременной  памяти,  обусловленными  ограниченностью  ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется  в  том,  что при переполнении индивидуально ограниченного объема  кратковременной  памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся  там,  и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не  попадает  в  долговременное хранилище. Это, в частности, происходит  тогда,  когда  человеку  приходится иметь дело  с  такой  информацией,  которую  он  не  в  состоянии  полностью запомнить и которая ему предъявляется непрерывно и последовательно.

 Переход информации из кратковременной в долговременную  память  связан  с рядом особенностей. В кратковременную память  попадают  последние 5  или 6 единиц информации, поступившие через органы чувств,  они-то  и  проникают  в первую  очередь  в  долговременную  память.  Сделав   сознательное   усилие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на  более длительный срок, чем несколько десятков секунд. Тем самым  можно  обеспечить перевод  из  кратковременной  в  долговременную  память  такого   количества информации, которое превышает индивидуальный объем  кратковременной  памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.  Обычно же без повторения в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в сфере  внимания  человека.  Данную  особенность  кратковременной памяти иллюстрирует следующий опыт. В нем испытуемых просят запомнить  всего лишь 3 буквы и спустя примерно 18 с воспроизвести их. Но в интервале между первичным восприятием этих  букв  и  их  припоминанием  испытуемым  не  дают возможности повторять эти буквы про себя. Сразу же после  предъявления  трех разных букв им предлагается в  быстром  темпе  начать  вести  обратный  счет тройками, начиная с какого-нибудь большого числа,  например  с  55.  В  этом случае оказывается, что многие испытуемые вообще не  в  состоянии  запомнить данные буквы и безошибочно их воспроизвести через 18 с. В среднем  в  памяти людей,  прошедших  через   подобный   опыт,   сохраняется   не   более   20% первоначально воспринятой ими информации.

 Многие жизненные  психологические  проблемы,  казалось  бы,  связанные  с памятью, на самом деле зависят не от памяти как таковой,  а  от  возможности обеспечить длительное и устойчивое внимание  человека  к  запоминаемому  или припоминаемому материалу. Если удается обратить внимание  человека  на  что-либо, сосредоточить его внимание на этом, то соответствующий материал  лучше запоминается и, следовательно, дольше сохраняется в памяти. Этот факт  можно проиллюстрировать с  помощью  следующего  опыта.  Если  предложить  человеку закрыть глаза и неожиданно ответить,  например,  на  вопрос  о  том,  какого цвета, формы и какими другими особенностями обладает предмет, который он  не раз видел, мимо которого неоднократно проходил,  но  который  не  вызывал  к себе  повышенного  внимания,  то  человек  с  трудом   может   ответить   на поставленный вопрос, несмотря на то, что видел этот предмет  множество  раз. Многие люди ошибаются, когда их просят сказать, какой  цифрой,  римской  или арабской, изображена на циферблате их механических  ручных  часов  цифра  6. Нередко оказывается, что ее на часах нет вообще, а человек, десятки  и  даже сотни раз смотревший на свои часы, не  обращал внимание  на  этот  факт  и, следовательно,  не   запомнил   его.   Процедуру   введения   информации   в кратковременную память и представляет собой акт обращения на нее внимания.

 Одним  из  возможных   механизмов  кратковременного  запоминания  является временное кодирование, т.  е.  отражение  запоминаемого  материала  в  виде определенных,  последовательно  расположенных  символов  в   слуховой   или зрительной системе человека. Например, когда мы запоминаем нечто такое, что можно обозначить словом,  то  мы  этим  словом,  как  правило,  пользуемся, мысленно произнося его про  себя  несколько  раз,  причем  делаем  это  или осознанно,  продуманно,  или  неосознанно,  механически.   Если   требуется зрительно запомнить какую-либо картину, то, внимательно посмотрев  на  нее, мы обычно закрываем глаза или отвлекаем внимание от разглядывания для того, чтобы сосредоточить его на запоминании. При этом мы  обязательно  стараемся мысленно воспроизвести увиденное, представить его  зрительно  или  выразить его смысл словами. Часто для того, чтобы нечто  действительно  запомнилось, мы стараемся по ассоциации с  ним  вызвать  у  себя  определенную  реакцию. Порождение    такой    реакции    следует    рассматривать    как    особый психофизиологический механизм, способствующий активизации и  интегрированию процессов, служащих средством запоминания и воспроизведения. Тот факт, что при введении информации в долговременную  память  она,  как правило,  перекодируется  в  акустическую  форму,  доказывается   следующим экспериментом. Если испытуемым зрительно предъявить значительное количество слов, заведомо превышающих по своему числу объем кратковременной памяти,  и затем   проанализировать   ошибки,   которые   они   допускают    при    ее воспроизведении,  то  окажется,  что  нередко  правильные  буквы  в  словах замещаются теми ошибочными буквами, которые близки к ним по звучанию, а  не по  написанию.  Это,  очевидно,  характерно  только  для  людей,  владеющих вербальной символикой, т. е. звуковой речью. Люди, глухие от  рождения,  не нуждаются в том, чтобы преобразовать видимые слова в слышимые.

         В случаях болезненных нарушений долговременная и кратковременная память могут  существовать  и  функционировать  как  относительно  независимые.   К примеру,  при  таком  болезненном  нарушении   памяти,   которое   именуется ретроградной амнезией, страдает в основном память  на  недавно  произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания о тех  событиях,  которые  имели место в далеком прошлом. При другом  виде  заболевания,  также  связанном  с нарушениями  памяти,  –  антероградной  амнезии — сохранной   остаётся   и кратковременная,  и  долговременная  память.  Однако   при   этом   страдает  способность ввода новой информации в долговременную память.

 

2.2. Промежуточная  память

 

Обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов и накапливает её в течение  дня. Во время ночного сна информация классифицируется, сортируется, группируется и переводится в долговременную память, освобождая память промежуточную  для приема новой информации. По окончании сна промежуточная  память опять готова к приему новой  информации. Если человек спит менее  трёх часов (два полуторачасовых  блока сна) его промежуточная память не успевает очищаться, а это ведет к нарушению выполнения мыслительных и вычислительных операций, снижению внимания и памяти, к ошибкам в речи и действиях.

     Промежуточная  память  разделяется на две мнемические подсистемы: сектор риска забывания и «архив».

     Сектор риска забывания (СРЗ) - это мнемический блок, в котором информация может храниться по сравнению с кратковременной памятью достаточно долго: от нескольких минут до нескольких часов, дней и даже недель. Но если информация не будет продвинута в следующий блок долговременной  памяти, то достаточно высок риск ее забыть.

      Л. И. Куприянович определяет сектор риска забывания, как промежуточную память, подчеркивая, тем самым, что хотя время действия этой мнемической подсистемы намного выше время действия кратковременной памяти, она не является в полном смысле памятью долговременной. «Механизм промежуточной памяти связан с процессами переноса информации из кратковременной памяти в долговременную; это как бы переходная стадия от кратковременной памяти к долговременной. И если циркуляция информации по замкнутым нейронным путям является процессом электрическим, осуществляющим кратковременную память, то переход кратковременной памяти в долговременную - процесс химический, заключающийся в перестройке белковых молекул в живой клетке, и в частности, молекулы рибонуклеиновой кислоты - РНК».

    Информационная емкость сектора риска забывания (как и емкость сенсорной памяти) не имеет четких границ; содержание, хранящееся в СРЗ, может быть достаточно объемным, но оно, в конечном итоге, практически полностью стирается, если не продвигается в архив.

     Cпецифические характеристики промежуточной памяти объясняют причины многих терминальных неудач в нашем традиционном школьном и вузовском образовании. Причем природа этих провалов и неудач лежит опять-таки не в структуре человеческой памяти, а в искаженноста (если не сказать, в извращенности) ценностей в аксиологическом пространстве традиционного образования.

      Не секрет, что для учащегося (школьника,  студента) приоритетной ценностью  является не само по себе  содержание учебного предмета, а  оценка (отметка). И учащийся, готовясь  к уроку (зачету, контрольной,  экзамену и т. д.), рассматривает  какое-либо содержание, которое необходимо  запомнить не как самостоятельную  ценность необходимую для личностного  роста, эстетического, интеллектуального развития, а всего лишь как средство получения более значимой ценности - оценки.

    Таким образом, человек себя бессознательно программирует не на «пожизненное» хранение информации в «архиве», а на временное, на уровне промежуточной памяти: до завтрашнего урока, до экзамена.

     Программу  на время сохранения «информации  до востребования» человек может  бессознательно задать себе с  точностью до минуты, примерно  так же, как программирует себя  на то, чтобы утром проснуться  без будильника в строго заданное  время. И после того, как школьник (студент) использовал программу  (успешно ответил на уроке или  экзамене, получив желаемую оценку) информация стирается из промежуточной памяти «за ненадобностью».

      К примеру,  студент за счет сверхмобилизации своих когнитивных ресурсов «загрузивший» в последнюю ночь перед экзаменом в промежуточную память огромный объем информации, может удерживать его до момента успешной сдачи экзамена. Однако зачастую сразу же после получения искомой оценки, «отработанный» материал бесследно стирается из сектора риска забывания. Автор этого текста, благодаря многолетнему опыту вузовской работы, неоднократно наблюдал, как у студента, забирающего со стола экзаменатора зачетную книжку с полученной отметкой, со вздохом облегчения «улетучиваются» из СРЗ все знания по сданной дисциплине. Это со всей очевидностью видно по выражению его лица и проверено рядом специально поставленных экспериментов.

Читатель может провести над самим собой следующий  опыт: нужно взять собственный  школьный аттестат или выписку из диплома, выбрать любой предмет (к  примеру тот, по которому стоит оценка «отлично») и попытаться вспомнить что-либо из его программы: если данный предмет никак не связан с актуальными интересами или профессией, вряд ли это окажется возможным.

Информация о работе Промежуточная память и механизмы сна