Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:52, реферат
Сон - физиологическое состояние, которое характеризуется потерей активных психических связей субъекта с окружающим его миром. Сон является жизненно необходимым для высших животных и человека. Длительное время считали, что сон представляет собой отдых, необходимый для восстановления энергии клеток мозга после активного бодрствования. Однако оказалось, что активность мозга во время сна часто выше, чем во время бодрствования. Было установлено, что активность нейронов ряда структур мозга во время сна существенно возрастает, т.е. сон -- это активный физиологический процесс.
Свойства промежуточной
памяти часто создают иллюзию
прочных знаний, как у самого человека,
так и у тех, кто эти знания
оценивает; при этом ни золотая медаль,
ни красный диплом не являются гарантией
действительного наличия в
От критики традиционного образования вернемся к дальнейшей характеристике структуры памяти. Завершает мнемическую архитектонику блок долговременной памяти, которому Ж. Годфруа и Л. Цермак независимо друг от друга дали очень точное и емкое название - «архив». Когда мы говорим о памяти, то имеем в виду именно этот подсистемный компонент, который безграничен как по информативному объему, так и по времени хранения информации. Специфические характеристики «архива», подсчитанные Л. И. Куприяновичем, были приведены нами. Напомним, что примерная информационная емкость «архива» составляет около 125 000 000 мегабайтов. Если информация дошла до этого уровня памяти, то она будет храниться пожизненно.
Следовательно, задача «Человека Запоминающего» заключается в том, чтобы поместить информацию именно в «архив» своей памяти, поскольку ее размещение в любом другом блоке памяти в конечном итоге приведет к полному забыванию. Причем расположение информации в «архиве» должно быть систематизированным, также как и в настоящем архиве, где каждая книга и каждый документ занимает свое, строго определенное место.
2.3. Функции промежуточной памяти
Кода информация поступает в мозг, она проходит «первичную сортировку». Часть - наиболее интересная, нужная в данный момент - передается на хранение на несколько минут в промежуточную память. Если при дальнейшей сортировке информации она удостоится внимания, специальный «механизм» нашей памяти передаст её на долговременное хранение. Понятно, что информация, фиксированная слабо, может выпасть и выпадет из памяти, если не будет позже подкреплена повторением.
Запоминание – главный процесс памяти. От него зависит полнота,
точность, прочность и продолжительность хранения материала и т.д. Запоминание и воспроизведение обычно происходит в виде и произвольных и непроизвольных процессов. Человек очень много запоминает и воспроизводит без особых усилий. Забывание – это обычно непроизвольный процесс.
Теперь подробнее о каждом процессе:
1. Запоминание - когда человек воспринимает предметы и явления, это приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временные условно-рефлекторные связи. Их еще называют следы памяти. Их физиологическая основа до сих пор не совсем ясна.
Запоминание может быть как произвольным, запланированным, так и непроизвольным, протекать независимо от воли человека. Это имеет громадное значение, так как именно так воспринимается большая часть информации, необходимой каждый день Произвольное запоминание может проходить двумя способами: через механическое фиксирование, или установление смысловых (логических) связей. Уже было упомянуто, что второй способ обычно достигает лучших результатов, так как человек работает с материалом, а ведь только действуя на основании материала, мы запоминаем его.
2. Сохранение - когда следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того как исчезают возбудители, которые их вызвали. Благодаря этому "банк информации" постоянно возрастает. Не вся информация сохраняется одинаково хорошо: одни образы остаются, другие слабнут, третьи вообще быстро исчезают. Еще раз подчеркиваем важность личного психического отношения личности к материалу, в процессе запоминания и сохранения.
3. Воспроизведение - этап
вспоминания или
- Узнавание - при повторном восприятии объекта, мозг проводит различие между возбудителями, которые действовали на вас раньше и теми, которые действуют на ваши органы чувств в настоящий момент.
- Припоминание - наиболее активная форма воспроизведения. В сознании отображаются те возбудители, которые действовали на человека в заданное время, хотя сейчас они и не действуют.
- Репродукция или реминисценция - самый сложный этап, когда в памяти уже конкретно восстанавливает необходимый материал. До этого он уже: 1) различаем, 2) обновляется в сознании, 3) но теперь нужно полностью воспроизвести образ, который вы не наблюдаете сейчас, например, написать, рассказать, нарисовать.
4. Забывание - процесс противоположный сохранению.
Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и то что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Процесс забывания всегда интересовал исследователей. Было выяснено, что наибольший объем материала забывается в первый день после запоминания. Забывание может быть как полезным, так и вредным. Позитивная функция забывания в том, что оно забирает громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает перенагрузки памяти. Негативным забывание становится, когда память стирает целые блоки информации, или отрицательный опыт, который, тем не менее, необходим для нормальной плодотворной жизни. Есть несколько теорий, почему происходит забывание, хотя на практике ни одна из них не может исчерпывающе объяснить явление забывания.
3. О взаимосвязи между памятью и сном
Из кратковременной памяти информация записывается в промежуточную. Именно во сне происходит переписывание информации из промежуточной памяти в долговременную и студент уже может идти на экзамен, помня то, что он учил.
Сон бывает медленный и быстрый. Во время медленного сна мозг почти не работает, зато в быстром нейроны работают даже активнее чем днём. Именно в это время по мнению учёных происходит перезапись информации в долговременную память. Известно, что младенцы спят только быстрым сном, поэтому им не нужно напрягать мозги, чтобы что -- то запомнить, забив свою быструю и промежуточную память они засыпают, переписывая всё увиденное и услышанное в долговременную память. В это же время человеку снятся сны.
В мозге есть специальный отдел, блокирующий сигналы иннервации мышц и человек спит на месте (или почти). Но если их отключить, то человек будет в комнате делать то что ему сниться. Он можешь ходить по комнате, пока не врежешься в стену. Нарушениями этой функции и страдают лунатики, но они ещё и анализируют визуальную информацию и действуют согласно обстановке. Во время сна ушные мышцы ослабляются и человек не слышит не очень громкие звуки. Так же ещё Аристотель заметил, что если к руке спящего человека поднести огонь, то ему присниться что-то связанное с теплом. Так что во сне человек можешь решить проблему, которая долго мучила его наяву. Человек может не спать около 10 суток, потом он просто умирает (исключение - бессонница), но те, кто страдает бессонницей, часто видят галлюцинации и имеют провалы в памяти.
Почему сон помогает запоминанию, догадаться нетрудно: во сне нет интерференции, никакая другая информация не накладывается на воспринятую накануне, а та, согласно общепринятой гипотезе, циркулирует без всяких помех по нейронным кругам, пока не запишется как следует в долговременной памяти. Процесс этот нейрофизиологи называют консолидацией следов памяти.
Чтобы убедиться, что все это происходит так, а не иначе, нужно, по-видимому, проанализировать роль каждой фазы сна в процессах памяти. В 1966 году появилось сообщение, что консолидацию блокирует медленный сон и воспроизведение возможно лишь тогда, когда между заучиванием материала и сном есть хоть какой-нибудь период бодрствования. Через год выяснилось, что после первой половины ночи, когда преобладает медленный сон, заученный материал воспроизводится лучше, чем после второй половины, когда преобладает быстрый. Выходит, медленный сон помогает воспроизведению материала. Но чем? И чем мешает быстрый?
А как же сновидения, разве они не могут оказать интерферирующего влияния на запоминание того, что человек учил, читал или слушал перед сном? Чтобы точно ответить на этот вопрос, надо было как следует проверить качество запоминания после различных периодов сна. В этой области интересные исследования провел московский физиолог Л. П. Латаш с сотрудниками. Из их экспериментов можно сделать вывод, что сновидения действительно накладываются на заучиваемый материал, но воспроизведение от этого в целом ничуть не страдает, так как быстрый сон, которому они сопутствуют, преобладает во второй половине ночи, а к тому времени все, что следовало запомнить, уже запоминалось.
Нетрудно также понять, почему забываются события ночи и сновидения, после которых случаются кратковременные пробуждения. Во-первых, мы не собираемся ничего запоминать: внимание наше не останавливается ни на наших действиях, ни на незначительных снах. А во-вторых, у нас слишком мал уровень бодрствования — мы в полусне. Если верить информационной гипотезе, во сне мы должны закрепить материал, воспринятый не вовремя ночи, а накануне, и этому ничто не должно мешать.
Как утверждают бельгийские ученью, здоровый сон после интенсивных учебных занятий способствует лучшему запоминанию информации. Специалисты Стенфордского университета впервые доказали связь между процессами запоминания и быстрым сном.
Для запоминания полученной информации необходим полноценный сон в первую ночь после мозгового штурма.
4. Восприятие и запоминание речи во время естественного ночного сна.
В данном случае подразумевается способность человека при определенных условиях слышать и запоминать речь в состоянии обычного естественного сна. По пробуждении все услышанное воспроизводится по памяти (наизусть). Способность к восприятию и запоминанию речи во время естественного ночного сна легко вырабатывается специальной тренировкой в течение 2-4 недель. Если данная способность специально не формируется, спящий либо просыпается при подаче текста, либо продолжает спать, не воспринимая и не запоминая подаваемого текста. Воспринятое во время сна содержание речи либо переживается как мысли неизвестно как попавшие в голову, спонтанно возникшие, либо - как события, возникшие по логическому ходу действий, развернувшихся в сновидении.
Воспринятая во время сна информация прочно сохраняется в памяти. В одном случае испытуемый через 8 лет после опыта помнил содержание того, что ему читалось во время сна, и не мог даже вкратце воспроизвести содержание ни одного из рассказов, прочитанных в тот же период при бодрствовании.
Данный эффект можно с
успехом применять для
Метод запоминания во время сна был известен еще с глубокой древности. Так, индийские йоги для тренировки памяти во сне запоминали труднейшие тексты. Факиры Индии с целью выработки у своих учеников наблюдательности, внимания, памяти обучали их во время сна. В Эфиопии сыщикам в состоянии сна подробно перечисляли приметы преступника.
Первый в мире научный эксперимент по выяснению возможностей восприятия речи во время естественного сна поставил А.М.Свядощ в 1936 году. Более того, в 1940 году он обобщил свои исследования и представил их в виде диссертационной работы «Восприятие речи во время естественного сна». Именно она и проложила путь к научному осмыслению гипнопедии.
Учёным были приведены
экспериментальные
Но каким образом информация попадает к нам в мозг, когда мы спим? Ведь если человек слышит какие-либо звуки, он не спит. А если он погружен в сон, то должен, казалось бы, ничего не слышать.
А.М. Свядощ считает, что во время сна мы слышим, но не осознаем этого. К примеру, уставшая мать может крепко заснуть возле своего чада и не реагировать на любой посторонний шум. Но как только малейший шорох будет исходить от ребенка, она немедленно пробуждается. Военнослужащий может крепко спать, не реагируя на громкие звуки орудийной стрельбы, однако мгновенно начнет бодрствовать, когда услышит сигнал тревоги, поданный часовым.
Все это возможно в тех случаях, когда в период сна в головном мозгу образуются участки бодрствования, формирующие так называемый сторожевой пункт. Именно через него находящийся в «царстве Морфея» человек может поддерживать контакт -- раппорт (от французского rapport -- отношения, связь, сношения) с окружающим миром. Сон со сторожевым пунктом, конечно же, будет частичным.
Ничего не зная о его работах, в 40-х годах исследования по проблеме гипнопедии проводил также заведующий Института языковедения Академии наук УССР кандидат филологических наук Л.А. Близниченко. Он много думал о новой, еще не существующей отрасли педагогики. Как учить иностранному языку? Целым фразам или отдельным словам и выражениям? Переводить сразу на родной язык или нет? Нужно ли повторять днем, что запомнил во сне, или, наоборот, просматривать текст предварительно?
Прошли годы, и Л.А. Близниченко разработал методику обучения людей во время естественного сна.
По данным автора, человек во сне запоминает от 92% до 100% учебного материала. Знания у обучающихся во сне, таким образом, более глубокие, чем у тех, кто осваивает науку обычным методом. Например, продолжительность изучения иностранного языка при помощи гипнопедии можно сократить в три-четыре раза.
Нашлись энтузиасты, которые прослышав о чудесных возможностях гипнопедии, экспериментировали на себе. Кому же не хочется, не затрачивая усилий, выучить, например, английский язык?