Профессинально важные качества водителей общественного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Профессионально важные качества (ПВК) — это качества человека, влияющие на эффективность его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.). ПВК являются основной характеристикой человеческих ресурсов, предпосылкой профессиональной деятельности. Кроме того, ПВК сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, изменяют его. В качестве ПВК могут выступать психические процессы (мыслительные, сенсорные, речевые, мнемические) и состояния, а также мотивы, отношения (к труду, к другим людям). Роль профессионально важных признаков различна по мере перехода от уровня непригодности к профессии до уровня мастерства в этой профессии; значимость некоторых признаков возрастает до определенного уровня, начиная с которого они оказываются безразличными по отношению к профпригодности.
К водителю общественного транспорта также предъявляются определенные требования.

Содержание

Введение
1. Профессионально важные качества при выборе профессии
1.1.Профессионально важные качества как объект развития
1.2. Профессиональные особенности водителей общественного транспорта
2. Психические и физиологические профессиональные качества водителей общественного транспорта
2.1. Основные принципы труда водителей общественного транспорта
2.2. Психофизиологические свойства и профессиональные качества водителей общественного транспорта
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

+1 Проф. кач-ва водителей обществ.транспорта сокращ.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение

1. Профессионально важные качества при выборе профессии

1.1.Профессионально важные качества как объект развития

1.2. Профессиональные особенности водителей общественного транспорта

2. Психические и физиологические профессиональные качества водителей общественного транспорта

2.1. Основные принципы труда водителей общественного транспорта

2.2. Психофизиологические свойства и профессиональные качества водителей общественного транспорта

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

Вся наша жизнь проходит в движении, оно является основным условием современной жизни. И, не смотря на то, что многие имеют в наличии транспортные средства, большая часть населения пользуется общественным транспортом. Профессия водителя важна и необходима в современных условиях. А в городских условиях – особенно. И профессия водителя общественного транспорта очень нужная и ответственная. Поэтому при выборе ее, человек должен знать все  достоинства и недостатки профессии, реально оценивать возможные опасности, обладать определенными профессиональными психическими и физическими качествами.

Профессионально важные качества (ПВК) — это качества человека, влияющие на эффективность его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.). ПВК являются основной характеристикой человеческих ресурсов, предпосылкой профессиональной деятельности. Кроме того, ПВК сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, изменяют его. В качестве ПВК могут выступать психические процессы (мыслительные, сенсорные, речевые, мнемические) и состояния, а также мотивы, отношения (к труду, к другим людям). Роль профессионально важных признаков различна по мере перехода от уровня непригодности к профессии до уровня мастерства в этой профессии; значимость некоторых признаков возрастает до определенного уровня, начиная с которого они оказываются безразличными по отношению к профпригодности.

К водителю общественного транспорта также предъявляются определенные требования.

Он должен обладать хорошим здоровьем и определённой физической подготовкой. Среди обязательных профессиональных качеств нужно отметить внимательность, наблюдательность, предусмотрительность и отменную реакцию. Тем, кто готовится стать водителем общественного транспорта, к вышеперечисленным требованиям нужно добавить самообладание, выдержку и коммуникабельность. Ведь на них лежит большая ответственность за людей, которых они перевозят.

В нашей работе мы и рассмотрим профессионально важные качества водителей общественного транспорта.

 

1. Профессионально важные качества при выборе профессии

1.1.Профессионально важные качества как объект развития

Профессионально важные качества можно подразделить на группы:

1)  мотивы, цели, интересы;

2) профессиональные способности, профессиональное сознание, профессиональное мышление, психофизиологические качества и т. д.

Мотивы, цели, интересы как человеческие ресурсы персонала организации. Управление развитием человеческих ресурсов — управление мотивацией человека, его устремлениями, ценностными ориентациями, смыслом труда. Мотивация вызывает активность человека к профессиональной деятельности, потребность в ней; определяет характер цели, ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности. Как объект управления мотивация к профессиональной деятельности — сложное, постоянно меняющееся соотношение разных побуждений, входящих в мотивационную сферу. Она фиксирует желательное состояние профессиональной деятельности, которого еще нет в наличии.

В основе мотивов профессиональной деятельности (внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении) — потребности и ценностные ориентации. Мотивы во многом определяются стимулами (внешние побуждения, факторы, которые могут вызвать разные мотивы). От мотивов следует отличать мотивировки, которые выражают осознанные мотивы или скрывают истинные. Для успешной профессиональной деятельности в сфере развития человеческих ресурсов необходима мотивация успеха, позитивный настрой на результаты своего труда. Цель в профессиональной деятельности — это направленность на конечные результаты труда. Характер цели зависит от притязаний человека, его стремления достичь определенного уровня профессиональной деятельности. Профессиональные притязания связаны с ожиданиями человека — мысленными представлениями о своих возможных успехах, об отношениях с коллегами и др.

Труд эффективен при наличии смысла профессиональной деятельности — основания для оценки человеком ее значимости лично для себя, т. е. пристрастное личностно опосредованное индивидуальным опытом отношение человека к труду. Эмоции — субъективные переживания человеком успеха-неуспеха в профессиональной деятельности. Только будучи индивидуально эмоционально окрашенными, ценностные ориентации, идеалы (значения) превращаются в смыслы для конкретного человека. Совокупность смыслов (смысла жизни, профессии) образует систему личных духовных ценностей Человека, его личный профессиональный менталитет, индивидуально- профессиональное кредо.

Соотношение склонностей, мотивов, целей, смыслов создает определенные профессиональные установки — стремление овладеть Профессией, получить специальную подготовку, добиться в ней успеха, определенного социального статуса и др. Всякий труд начинается при готовности к профессиональной деятельности — психическое состояние, включающее осознание человеком своих целей, оценку условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата,

Труд человека становится более успешным при наличии профессиональных интересов (внешние выражения всего того, что происходит в мотивационной сфере — мотивов, целей, смыслов, эмоций, притязаний и т. д.), которые возникают на стадии выбора профессии, означая избирательную активность в отношении предполагаемой профессии. При действенных профессиональных интересах складывается направленность как интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая также всеми побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях. Соотношение описанных видов побуждений между собой определяет общую характеристику мотивационной сферы труда.

Одной из характеристик мотивационной сферы профессиональной деятельности является адаптация. Профессиональная адаптация — приспособление человека к новым для него условиям труда. От нее надо отличать социально-психологическую адаптацию как приспособление личности к условиям социальной сферы. В целом человек адаптируется как целостная структура: как организм (физическая адаптация), как индивид (психологическая адаптация), как личность (социальная адаптация), как субъект труда (профессиональная адаптация).

Профессиональное приспособление, адаптация предполагает овладение человеком ценностными ориентациями в рамках данной профессии, осознание мотивов и целей в ней, сближение ориентиров человека и профессиональной группы, вхождение в ролевую структуру этой группы, а также приспособление, принятие для себя всех компонентов профессиональной деятельности (ее задач, предмета, способов, средств, результатов, условий в рамках данной профессии). Со временем профессиональная адаптация приобретает активный характер, поскольку человек не только приспосабливается к профессии, но и профессию приспосабливает к себе.

Успешная деятельность чаще может быть обеспечена не отдельной способностью, а их своеобразным сочетанием, характеризующим данную личность. Поэтому профессиональные способности определяются успешностью профессиональной деятельности и развиваются в ней, но зависят и от зрелости личности, системы отноше­ний в коллективе. Способности, деятельность, личность в ходе жизни человека постоянно меняются местами, выступая то причиной, то следствием. Личность выбирает профессиональную деятельность, соответствующую ее способностям, сложившимся в предыдущем Опыте деятельности и личности. Личность может переходить от одного вида деятельности к другому, развивая способности, различным образом сочетая их.

Деятельность вызывает психические новообразования в личности и ее способностях, стимулируя их дальнейшее развитие (хотя некоторые виды труда могут отвлекать человека от значимых для него способностей). При изменении задач, ужесточении условий могут включаться разные системы способностей. Потенциальные способности — основа новых видов деятельности, ибо она подтягивается до уровня способностей. Таким образом, профессиональные способности являются и условием, и результатом профессиональной деятельности, профессионального типа личности.

Общие профессиональные способности — свойства личности, требуемые от человека конкретной профессиональной деятельностью, которые определяются предметом труда в профессии (человек, техника, природа и др.).

Специальные профессиональные способности — свойства личности, требуемые от человека в рамках данной профессии, но при более узкой специализации. Они определяются конкретными условиями труда, в том числе особыми (дефицит времени, информации, перегрузки), и возникают при наличии повышенных требований к специальным качествам человека, которые для других профессий не являются важными. Эти способности могут быть актуальными и потенциальными. Актуальные — те, которые уже сегодня реализуются в деятельности, потенциальные проявляются при возникновении проблем, требующих новых решений.

Профессиональные способности соотносимы с профессиональными знаниями и умениями. Труд требует запаса профессиональных знаний: сведений о разных сторонах профессиональной деятельности, о способах их осуществления; общих знаний — о структуре труда, о способностях, о мышлении. В знаниях специалист берет эталоны для своего профессионального развития. Труд опирается на профессиональные умения и навыки, профессиональные действия, доведенные до определенного уровня автоматизма.

При анализе профессий с более жесткими требованиями к профессиональным способностям и качествам человека используют понятие "профпригодность", характеризующееся как совокупность психических качеств человека, необходимая и достаточная для достижения общественно приемлемой эффективности труда. Профпригодность определяется не только профессиональными способностями, но зависит также от склонностей и мотиваций, знаний и умений, Черт характера (трудолюбие, самостоятельность и т. п.), психических состояний, удовлетворенности процессом и результатом труда.

Абсолютная профпригодность требуется в усложненных условиях деятельности (быстрая смена задач, высокий темп работы, возможность неожиданного возникновения опасных ситуаций). Большинство же видов профессионального труда могут осуществляться при относительной профпригодности, т. е. менее жестком перечне необходимых качеств и свойств. Требования к профпригодности меняются в зависимости от обновления содержания профессии. Это не врожденное качество, оно зависит от качеств человека и от характера профессиональной подготовленности. Здесь приобретает особое значение различение роли мотивационнои и операциональной сферы профессиональной деятельности.

Готовность к труду — установка на труд, состояние мобилизации всех психологических и психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий. Подготовленность к труду — наличие характеристик личности, общих и специальных способностей, черт характера, вооруженность человека умениями, знаниями, навыками. Следовательно, готовность к труду характеризует состояние мотивационной сферы, подготовленность операциональной сферы.

Трудолюбие как черта характера сочетает особенности мотивационной и операциональной сфер труда, состоит в положительном отношении личности к процессу труда, в активности, инициативности, добросовестности, удовлетворенности процессом труда, в отношении к труду как смыслу жизни, в понимании значимости результатов. Состояние мотивационной и операциональной сфер труда у конкретного человека может не совпадать. Человек пригоден, подготовлен к труду, но не готов мотивационно или, наоборот, личностно и мотивационно готов, но не подготовлен, не вооружен средствами и технологиями. Человек склонен к данному виду труда, а необходимые для этого способности могут отсутствовать и т. д.

Наряду с профессиональными способностями в качестве следующего компонента операциональной сферы рассмотрим профессиональное сознание и самосознание. Профессиональное самосознание строится на базе общего самосознания личности. Оно представляет комплекс представлений человека о себе как профессионале, систему отношений и установок к себе как профессионалу.

Профессиональное самосознание включает: осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств. Здесь закладываются основы профессионального мировоззрения, позднее — личного профессионального кредо, концепции профессионального труда, из которых будет исходить специалист.

Одним из компонентов операциональной сферы считается профессиональное мышление, состоящее в использовании мыслительных операций как средств осуществления профессиональной деятельности.

Профессиональное мышление — преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов решения задач и проблем, способов анализа ситуаций, принятия решении — включает: обобщенное и опосредованное отражение человеком профессиональной реальности (предмета труда, задач, условий и результатов труда); пути получения человеком новых знаний о разных сторонах труда и способах их преобразований; приемы остановки, формулирования и решения профессиональных задач; этапы принятия и реализации решений в профессиональной деятельности; приемы целеобразования и планообразования в ходе труда, выработку новых стратегий.

Формированию профессионального мышления нередко предшествует профессиональная направленность ума.

Признаком нового профессионального мышления называют внимание к альтернативным точкам зрения, диалогичность, плюрализм, усиление роли не только внешних, но и внутренних, "мыслительных" технологий, которые связаны с развитием рефлексивно-мыслительного механизма. В одной жизненной ситуации два разных специалиста соответственно с различными типами профессионального мышления могут осуществлять разную профессиональную деятельность.

Информация о работе Профессинально важные качества водителей общественного транспорта