Профессинально важные качества водителей общественного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Профессионально важные качества (ПВК) — это качества человека, влияющие на эффективность его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.). ПВК являются основной характеристикой человеческих ресурсов, предпосылкой профессиональной деятельности. Кроме того, ПВК сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, изменяют его. В качестве ПВК могут выступать психические процессы (мыслительные, сенсорные, речевые, мнемические) и состояния, а также мотивы, отношения (к труду, к другим людям). Роль профессионально важных признаков различна по мере перехода от уровня непригодности к профессии до уровня мастерства в этой профессии; значимость некоторых признаков возрастает до определенного уровня, начиная с которого они оказываются безразличными по отношению к профпригодности.
К водителю общественного транспорта также предъявляются определенные требования.

Содержание

Введение
1. Профессионально важные качества при выборе профессии
1.1.Профессионально важные качества как объект развития
1.2. Профессиональные особенности водителей общественного транспорта
2. Психические и физиологические профессиональные качества водителей общественного транспорта
2.1. Основные принципы труда водителей общественного транспорта
2.2. Психофизиологические свойства и профессиональные качества водителей общественного транспорта
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

+1 Проф. кач-ва водителей обществ.транспорта сокращ.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Операциональная сфера профессиональной деятельности в современных быстро меняющихся условиях труда часто требует развертывания творческого профессионального мышления, профессионального творчества. Профессиональное творчество — это нахождение новых нестандартных способов решения задач, анализа ситуаций, принятия решений. Результатами профессионального творчества могут быть: новое понимание предмета труда (новые идеи, законы, концепции, принципы, парадигмы), новый подход к способам профессиональных действий с предметом труда (новые модели, технологии, правила), ориентации на получение принципиально новых результатов, привлечение новых групп потребителей своего продукта и т. д.

Способности к совместной деятельности. Деятельность каждого человека всегда "встроена" в деятельность группы, коллектива, сопряжена с трудом других людей. Совместная деятельность человека согласуется со способами и результатами труда других участников. Уровень сотрудничества и межличностного общения — показатели социальной компетентности человека, способности человека к труду в профессиональной общности. Под профессиональной общностью понимают разновидность социальных объединений людей для эффективного достижения единых профессиональных задач, реализации общих профессиональных менталитетов и ценностей. На конкретном предприятии иногда ее называют производственной общностью.

Работоспособность и трудоспособность. Профессионализм, безусловно, означает эффективность труда, т. е. достижение достаточно высокого социально значимого результата, получение продуктов труда (материальных, духовных), соответствующих требованиям общества.
            Результативность труда — это результаты, итоги труда, которые могут быть позитивными (запланированными) и негативными (неожиданными).

Продуктивность — продукт труда, соответствующий стандартам в профессии, например, детали у рабочего, патенты и рацпредложения у инженера, публикации, выступления, цитируемость работ у ученого и т. д.

Эффективность — соответствие полученного результата поставленным целям и задачам — определяют количеством затрат, необходимых для получения определенного результата, либо результатом, полученным при определенных затратах.

Оптимальность — достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий участников. Возможны и другие определения слова "оптимальный": наилучший с точки зрения определенных критериев, наилучший для конкретных условий, наилучший из нескольких результатов.

Предметные показатели эффективности чаще характеризуют результат труда, а психологические, личностные обычно относятся к процессу; вместе с тем при оценке результата учитывается и психологическая цена усилий человека.

Работоспособность. В целом она зависит от состояния мотивации и направленности личности, от способностей и от умения человека мобилизовать свои возможности, от функциональных состояний и от резервных возможностей, здоровья, выносливости человека, от профессионального опыта, уровня развития, пластичности, устойчивости специальных знаний, умений, навыков; от тренируемости, т. е. от возможности выполнять работу при различных функциональных состояниях, как бы невзирая на них.

 

 

1.2. Профессиональные особенности водителей общественного транспорта

Не каждый, кто научился водить машину, может работать водителем. Эту профессию многие считают одной из самых доступных. Но не каждый, отучившись на курсах, сможет стать водителем, а тем более профи. По мнению специалистов, 30% населения трудоспособного возраста вообще непригодны к этой работе. При всей кажущейся «легкости», это одна из самых ответственных и опасных профессий.

Важнейшие качества в этой работе — быстрая и чёткая двигательная реакция, устойчивость к монотонии, хорошая зрительная память, умение концентрировать и переключать внимание, решительность и эмоциональная устойчивость. К сожалению, при допуске человека к рулю учитывается, прежде всего, его физическое здоровье, а психоэмоциональное проходит проверку уже в процессе работы. Наверное, поэтому так много «плохих» водителей, которые создают проблемы коллегам надорогах, везут пассажиров «как дрова» и приводят в ужас пешеходов.

Человек, который умеет профессионально управлять легковым или грузовым авто актуален и востребован на рынке труда. А по итогам проведения социологических опросов, в черте города многие предпочитают добираться до точки назначения на общественном транспорте. Всем нужно добираться на работу и обратно. Это еще раз доказывает, что профессия водитель актуальна и социально значима.

Но не все так просто, то есть сиди и рули. Профессия водитель подразумевает под собой и наличие обязанностей. А если прочитать должностную инструкцию, сразу становится понятно, что работа эта очень ответственная. Рассмотрим профессию водитель на примере общественного транспорта. Человек, которому в данном случае мы доверяем свою безопасность, обязан не только управлять автобусом или троллейбусом, но и следить за тем как пассажиры соблюдают правила поведения и техники безопасности в транспорте. Он постоянно осуществляет контроль за правильной посадкой и высадкой пассажиров. Получается, что работа водителем не так уж и проста, как кажется на первый взгляд.

Не один механизм, который создан человеком, а, тем более транспортное средство, не застрахован от поломки. И если это произошло, то именно водитель обязан ее устранить, естественно, если у него достаточно высокий уровень квалификации.

Профессия водитель по-своему уникальна. Работая на такой работе, человек получает колоссальные навыки по заблаговременному расчету скорости, торможению. Умение предусмотреть опасную ситуацию на дороге является очень хорошим качеством для любого автолюбителя и водителя.

 

2. Психические и физиологические профессиональные качества водителей общественного транспорта

 

2.1. Основные принципы труда водителей общественного транспорта

Каждая отрасль в силу специфики процессов производства обладает определенными особенностями в организации труда своего персонала. На автомобильном транспорте эти особенности связаны с водителями – основной категорией рабочих в общественном транспорте. Труд водителей происходит вне трудового коллектива. Водитель испытывает нервно–эмоциональную перегрузку. Для водителя характерно понятие “рабочее место” - автомобиль и “рабочая зона” – дорога, АТП, АЗС и т.п. Рабочее место – автомобиль является местом повышенной опасности. От работы водителей во многом зависит выполнение плана перевозок пассажиров. Поэтому одной из важнейших задач является правильная организация труда водителей. Существует ряд особенностей в организации труда водителей:

- основная работа водителей протекает вне предприятия, поэтому и ее результаты в значительной степени зависят от инициативы водителей;

- в отличие от промышленного предприятия на результаты деятельности АТП во многом влияют внешние факторы (состояние дорог, климатические условия, интенсивность движения транспорта на протяжении маршрута и др.), из-за которых возможны изменения в видах и объемах работ водителей;

- работа водителей протекает на открытом воздухе и связана с воздействием на него изменяющихся метеорологических факторов, зависящих от климатической зоны, времени года, условий погоды, повышается значимость влияния субъективных факторов на результаты деятельности водителя и безопасность движения;

- продолжительность рабочей смены водителей достигает во многих случаях 10-12 ч  без строго регламентированного обеденного перерыва (его подчас трудно регламентировать);

- из двух видов нагрузок, действующих на человека в процессе труда (физической и нервно-эмоциональной), у водителя преобладает нервно-эмоциональная.

Эти специфические условия должны учитываться в комплексе мероприятий по организации нормирования труда на АТП. Также следует отметить, что сложность труда является одной из главных составляющих его оплаты. Большое значение для повышения производительности труда, увеличения объема пассажирских перевозок имеет улучшение организации нормирования заработной платы. Выполнению этих задач должно способствовать правильное применение и соблюдение действующего законодательства по заработной плате.

Ещё одной специфической особенностью трудовой деятельности водителей автобусов является работа на маршрутах с различными условиями движения.

Оценка деятельности водителей с точки зрения степени сложности процессов управления автобусами различных типоразмеров и характера маршрутов движения должна быть комплексной, учитывать конструктивные особенности органов управления автобусами и условия движения на маршруте. Она должна проводиться различными методами и учитывать различные её составляющие. Водитель во время работы выполняет большое количество действий, причём внешне они довольно просты и сводятся к нажатию педалей, перемещению рычагов, включению и выключению тумблеров, повороту рулевого колеса. Все эти действия по управлению автомобилем проводятся в определённом порядке в зависимости от типовых дорожно-транспортных ситуаций. Очень разный диапазон изменения сложности движения как для автобусов марки «ЛИАЗ», так и для автобусов марки «ИКАРУС». Во время работы водитель выполняет большое количество моторных действий, причём величина усилий, прилагаемых к органам управления автобусом, достаточна, велика и неодинакова. Поэтому целесообразно не просто учитывать типовые действия водителя, а взвешивать их по величине усилий, прилагаемых к органам управления автобуса.

Труд водителя включает: управление общественным транспортом при выполнении перевозок, приемку автомобиля у сменщика, подготовку к выезду на линию и оформление необходимой документации, сдача автомобиля сменщику, устранение ряда неисправностей автомобиля. Кроме того, водитель в ряде случаев выполняет обязанности кондуктора, контролера, экспедитора. Однако основным содержанием труда водителя, наиболее важным, ответственным, занимающим, как правило, большую часть рабочего времени и вместе с тем наиболее характерным для его труда в целом, является вождение автомобиля. Поэтому именно процесс вождения автобуса определяет наиболее существенные физиологические психофизиологические характеристики труда водителя. Характерным для управления автобуса является то, что оно осуществляется водителем, находящимся непосредственно в автомобиле. Таким образом, физиологическая и психофизиологическая характеристика труда водителя системе водитель – автомобиль в очень большой степени зависит от эргономических характеристик автомобиля, т.е. от характеристик, определяющих соответствие автомобиля особенностям человека – водителя и вместе с тем особенностям его деятельности – управления автомобилем. Наука эргономика изучает закономерности приспособления производственной среды к возможностям организма-оператора. Это одна из важнейших целей эргономического обеспечения создания методов рационализации трудовых процессов, происходящих в системе ЧМС («человек - машина-среда») на основе формализованного их описания.

Эти методы позволяют:

1) строго математически представить содержание каждого элемента трудового процесса, их взаимосвязь в соответствии с принятой последовательностью выполнения;

2) одновременно рассматривать содержание каждого элемента трудового процесса как вариантную задачу, решение которой по заданному критерию (психофизиологическому, стоимостному или временному) позволяет выбрать оптимальный вариант ее осуществления.

Можно выделить следующие группы эргономических характеристик автомобиля. Характеристики, обусловленные анатомическим строением, размерами механикой (биомеханикой) человеческого тела, его органов движения. К ним относятся: размеры и форма кабины, сиденья, размеры, форма, расположение, кинематика и динамика органов управления автомобилем, расположение щитка приборов, зеркал заднего вида, особенности конструкции автомобиля и рабочего места водителя, обуславливающие обзорность. Характеристики, обусловленные физиологическими особенностями человеческого организма,- микроклимат кабины: состав, влажность и движение воздуха, температура, шум и вибрация на рабочем месте. Характеристики, обусловленные психофизиологическими и психологическими особенностями человека. Эти характеристики связаны, прежде всего, с получением передачей информации водителем. К ним относятся обзорность автомобиля, прозрачность стекол кабины, читабельность приборов, размеры и форма зеркал заднего вида, эффективность осветительных устройств автомобиля, информативность органов управления, обеспечивающая регуляцию воздействий на них водителя. Физиологические и психофизиологические характеристики деятельности водителя по управлению автомобилем в большой степени зависят и от дорожно-транспортных условий. Так, неровное покрытие вызывает значительное усиление вибрации; загазованность воздуха на дороге влияет на состав воздуха в кабине, освещенность и распределение света на дороге - на работу зрения и т.д. однако влияние дорожно-транспортных условий на физиологию и психофизиологию водительского труда в значительной мере зависит от эргономических характеристик автобуса. Эти характеристики могут в большой или меньшей степени нейтрализовать неблагоприятное влияние многих дорожно-транспортных условий.

В гораздо меньшей степени зависит от эргономических характеристик автомобиля воздействие на водителя таких дорожно-транспортных характеристик, как интенсивность движения. Между тем именно интенсивность движения определяет в первую очередь объем и скорость поступления информации, а следовательно напряженность ее приема и переработки водителем. Отметим, что необходимость принимать и перерабатывать большой объем информации в ограниченное время ответственный характер решений, связанный с возможностью возникновения дорожно-транспортных происшествий, влекут за собой большие нервно психические напряжения. Этот высокий уровень нервно-психической напряженности является одной из главных характеристик труда водителя. Физиологию и психофизиологию труда водителя нельзя рассматривать в отрыв от режима его работы и отдыха. Правильный режим труда и отдыха способствует сохранению работоспособности на протяжении рабочего дня, предотвращает накопление усталости, а также возникновение и развитие ряда профессиональных заболеваний. Правильный режим труда и отдыха включает своевременные паузы в процессе рабочего дня, специализированную производственную гимнастику соответствующую характеру труда и возрасту, своевременное питание, достаточное время для сна, полноценный отдых и обеспечение гигиенических условий на рабочем месте.

Информация о работе Профессинально важные качества водителей общественного транспорта