Профессиональное самоопределение, профориентация в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:36, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение проблемы профессиональное самоопределение, профориентация в школе. Для достижении поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу;
2. Рассмотреть проблему профессиональное самоопределение;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретическое представление о понятии «профессиональное самоопределение»…………………………………………………………4
2. Система профориентации в школе………………………………………7
2.1. Основные компоненты системы профориентации школьников………7
2.2. Структура и основные направления профессиональной ориентации….9
2.3. Структура деятельности членов педагогического коллектива
по реализации задач профориентации…………………………………………12
2.4. Основные ступени и этапы управления системой профориентации в школе……………………………………………………………………………18
2.5. Критерии и показатели эффективности профориентационной работы в школе……………………………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………22
Список используемой литературы……………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Кафедра педагогики и  психологии

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Педагогическая психология»

Тема: «Профессиональное самоопределение, профориентация в школе»

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент IV курса, гр. 406

Специальность: Педагогика и психология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Миасс 2012г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

1. Теоретическое представление  о понятии «профессиональное самоопределение»…………………………………………………………4

2.    Система профориентации в школе………………………………………7

2.1. Основные компоненты системы профориентации школьников………7

2.2. Структура и основные направления  профессиональной ориентации….9

2.3. Структура деятельности членов педагогического коллектива  
по реализации задач профориентации…………………………………………12

2.4. Основные ступени и этапы управления системой профориентации в школе……………………………………………………………………………18

2.5. Критерии и показатели эффективности профориентационной работы в школе……………………………………………………………………………19

Заключение………………………………………………………………………22

Список используемой литературы……………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к  уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни. Поэтому профориентация молодежи по своей сути является не только проблемой педагогической и психологической, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи. В связи с этим огромное внимание в школе необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работе среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.

Целью данной контрольной  работы является изучение проблемы профессиональное самоопределение, профориентация в школе. Для достижении поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать литературу;
  2. Рассмотреть проблему профессиональное самоопределение;
  3. Рассмотреть процесс системы профориентации в школе.

1. Теоретическое представление о понятии «профессиональное самоопределение»

Профессиональное самоопределение - определение себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев профессионализма. Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ её самореализации. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.

Сегодня профессиональному самоопределению  отводится новая роль – это необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки молодёжи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В связи с этим существенно возрастает значение допрофильной подготовки и профильного обучения, где профессиональная ориентация является одним из важных компонентов.

Реализация концепции профильного обучения актуализирует проблему профессионального самоопределения старшеклассников, однако современное профильное обучение еще традиционно ориентировано на внутрисистемные образовательные задачи, допрофильная подготовка имеет низкий профориентационный характер, ограничивается допрофильной курсовой подготовкой для сдачи экзамена по учебному предмету и практически не связана с содержанием будущей профессии.

В результате школьники  оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто  их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным, а проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием широкого спектра различных факторов:

  • Будущая профессия, которая уже окончательно выбрана для себя
  • Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении
  • Профессии родителей
  • Школьные предметы, которыми бы хотелось углубленно заниматься
  • Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ
  • Собственный практический опыт профессиональной работы
  • Примеры и опыт друзей, знакомых
  • Советы родителей или других родственников
  • Рекомендации учителей
  • Уверенность в своих способностях и профессионально важных качествах
  • Профильное образование в 10-11-х классах
  • Интуитивное принятие решений
  • Выбор пока не сделан, возможно, будет сделан после окончания школы
  • Все это неважно, так как всё определяет случай
  • Престиж профессии в обществе

Сегодня в мире существует около 7000 профессий, но среди выпускников  школ из года в год популярностью  пользуются только несколько десятков из них (экономист, юрист, программист). В большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает определённый образ жизни, где профессия лишь средство для определённого престижа и популярности в обществе. 
Выбор профиля обучения и выбор профессии взаимообусловлены, поэтому допрофильная подготовка и должна иметь профориентационный характер, чтобы помочь каждому ученику осознанно построить свою индивидуальную траекторию развития в условиях самостоятельного выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

 На современном  этапе развития система профориентации  призвана обеспечить координацию  действий государственных органов,  школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего  образования и других социальных институтов, участвующих в её осуществлении, непрерывное и своевременное решение организационно-управленческих вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учётом социально-экономического прогноза. Подготовка к выбору профессии важна ещё и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и её следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Система профориентации в школе

2.1. Основные компоненты системы профориентации школьников

Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных  государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.  
В профориентации, являющейся комплексной проблемой, выделяют экономический, социальный, психологический, медико-физиологический аспекты. 
Экономический аспект профориентации направлен на изучение демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда, условий, повышающих его производительность, причин брака, аварийности, ущерба производству в результате низкого интереса, отсутствия мотивации, профессиональной непригодности работников.

Социальный аспект профориентации связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий, удовлетворённостью (неудовлетворённостью) работой, выбранной профессией. 
Психологический аспект профориентации предполагает изучение психологических сторон профессиональной пригодности, выявление профессионально значимых свойств личности. Медико-физиологический аспект профориентации связан с определением психофизиологических особенностей человека, состояния его здоровья, позволяющим выполнять определённую профессиональную деятельность.

Педагогический аспект профориентации предполагает поиск решения воспитательных задач, путей и методов её проведения. 
Профориентация как целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии основывается на идее концептуального характера – взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов. Она исходит из следующих принципов: сознательности, соответствия, активности, развития и ставит задачи сформировать готовность к общественно-полезному труду и готовность к выбору профессии. В систему профориентации входят следующие основные компоненты: цель и задачи, основные направления, формы и методы профориентационной работы с учащимися. 
Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности, и запросы рынка.

Задачи:

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
  • получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для осознанного определения профиля обучения;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счёт комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, курсах по выбору, факультативных занятиях и в системе воспитательной работы;
  • дополнительная поддержка групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
  • выработка гибкой системы взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

При неизменной общей  цели конкретная цель и задачи работы каждой школы зависит от потребностей кадров в тех или иных профессиях, степени остроты этих потребностей, от возможностей и условий в данном регионе или городе. Успешная реализация поставленных задач в значительной степени зависит и от качества работы по каждому из этих направлений.

2.2. Структура и основные направления профессиональной ориентации

 Структура профориентации может быть представлена в виде треугольника. Основание треугольника представляет собой учёт индивидуально-психологических особенностей человека, одна из сторон – знание требований профессии к человеку, вторая сторона – учёт требований рынка профессий. В профессиональной ориентации выделяют основные направления: профессиональное просвещение (профинформация и профпропаганда), профессиография, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор (подбор) и профессиональная адаптация. 
Профессиональное просвещение – научно организованное информирование о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности. Профессиональное просвещение предоставляет информацию о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии. Источником информации о профессиях являются СМИ и различная справочная литература: справочники с описанием профессий (специальностей), их особенностей, справочники для поступающих в различные учебные заведения, а также сведения о перспективных тенденциях занятости. Профпропаганда способствует формированию положительной мотивации к профессиям, в которых общество испытывает необходимость.  

Профессиография – одно из направлений профориентации. Это описание профессий (специальностей), включающее их требования к психофизиологическим качествам человека. Результатом профессиографии являются профессиограммы и психограммы. Профессиограмма – комплексное, систематизированное описание конкретной профессии (вида трудовой деятельности), её характеристика, включающая сведения об условиях труда, правах и обязанностях работника, а также необходимых для овладения профессией личностных качествах, знаниях, умениях и навыках. Профессиограмма раскрывает самые существенные характеристики профессии и профессионально важные качества человека.

Профдиагностика – неотъемлемый компонент в системе профориентации, который охватывает все ступени школьного обучения. Диагностическая работа выстраивается таким образом, чтобы максимально выявлять потребности, интересы и склонности каждого ребёнка на каждом возрастном этапе. Изучение индивидуальных психологических особенностей может осуществляться различными способами: от простого наблюдения за достижениями в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников, традиционных и модифицированных методик по самоопределению учащихся. Это достаточно объёмная работа, требующая привлечения не только администрации, психологов, социальных педагогов, но и учителей.

Информация о работе Профессиональное самоопределение, профориентация в школе