Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:36, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение проблемы профессиональное самоопределение, профориентация в школе. Для достижении поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу;
2. Рассмотреть проблему профессиональное самоопределение;
Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретическое представление о понятии «профессиональное самоопределение»…………………………………………………………4
2. Система профориентации в школе………………………………………7
2.1. Основные компоненты системы профориентации школьников………7
2.2. Структура и основные направления профессиональной ориентации….9
2.3. Структура деятельности членов педагогического коллектива
по реализации задач профориентации…………………………………………12
2.4. Основные ступени и этапы управления системой профориентации в школе……………………………………………………………………………18
2.5. Критерии и показатели эффективности профориентационной работы в школе……………………………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………22
Список используемой литературы……………………………………………24
Основная школа (8-9 классы). Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии, определяется стратегия действий по освоению запасного варианта.
III ступень общего среднего образования. Старшие классы (10-11(12) классы). Профессиональное самоопределение осуществляется на баз углубленного изучения тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.
2.5. Критерии и показатели эффективности профориентационной работы в школе.
В управлении профориентационной работой к наиболее важным относятся вопросы определения критериев и показателей эффективности профориентации. Сейчас эффективность профориентационной работы школы нередко определяется по тому, сколько учащихся (в процентах) выбрали профессии, на которые их ориентировали, но если это сделать главной целью и самоцелью профориентации, притом без серьезной диагностической и воспитательной работы с учащимися, то вся работа приобретает своеобразный уклон, мешающий в первую очередь самой профориентации, подрывающий доверие к ней со стороны учащихся и их родителей. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям города, района, села, в котором они живут, общества в целом.
Вот почему с педагогической точки зрения эффективность выбора профессии означает меру соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям педагога. При этом предполагается, что педагогические рекомендации основаны на учете как личных, так и общественных потребностей. Соответственно, чем больше число учащихся избирают рекомендованные им профессии, тем выше действенность профориентационной работы педагогов, школы.
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:
1. Достаточная информация о профессии и путях её получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
3. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII-XII классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет
изучить свои профессионально важные
качества, во многом будет зависеть обоснованность
его выбора. При этом следует учитывать,
что только квалифицированный специалист
может дать школьнику достаточно полную
и адекватную информацию о его профессионально
важных качествах.
5. Наличие у учащегося обоснованного
профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора
справедливо считается одним из основных
критериев эффективности профориентационной
работы. Показателем обоснованности является
умение соотносить требования профессии
к человеку со знаниями своих индивидуальных
особенностей, те из них, которые непосредственно
влияют на успех в профессиональной деятельности,
т. е. профессионально важные качества.
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:
Заключение
Целью данной контрольной работы являлось изучение проблемы профессиональное самоопределение, профориентация в школе. Для достижении поставленной цели были решены следующие задачи:
Проанализировав литературу можно сказать что, профессиональное самоопределение это определение себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев профессионализма. Процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ её самореализации. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей. А, также рассмотрев систему работы профориентации в школе можно сделать выводы что, основными компонентами системы профориентации школьников являются: экономический аспект, социальный аспект, психологический аспект, педагогический аспект. Профориентация как целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии основывается на идее концептуального характера – взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов. В систему профориентации входят следующие основные компоненты: цель и задачи, основные направления, формы и методы профориентационной работы с учащимися. Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности, и запросы рынка. основные направления: профессиональное просвещение (профинформация и профпропаганда), профессиография, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор (подбор) и профессиональная адаптация. С целью осуществления более эффективного управления профессиональным развитием учащихся выделяются 4 основных этапа, ставятся профориентационные задачи с учётом их условного деления на три критерия: когнитивный (информирование о мире профессий, состоянии рынка труда, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях); мотивационно-ценностный (формирование у школьников всей гаммы смыслообразующих и профессиональных ценностей); деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов).
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:
1. Достаточная информация о профессии и путях её получения;
2. Потребность в обоснованном выборе профессии;
3. Уверенность школьника в социальной значимости труда;
4. Степень самопознания школьника;
5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие: индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств); направленность профориентационных воздействий, прежде всего на разностороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).
Список используемой литературы:
Информация о работе Профессиональное самоопределение, профориентация в школе