Профессионально значимые личностные качества психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 04:33, контрольная работа

Краткое описание

В связи с расширением сферы услуг в области психологии актуальной является проблема качества профессиональной подготовки практического психолога. За последние годы в нашей стране произошло резкое увеличение общего числа специалистов, которые считают себя психологами. К сожалению многие из них всего лишь владеют документами, подтверждающими их квалификацию и в своем большинстве не имеющими государственного значения. В силу ряда причин за этот же промежуток времени наблюдается рост потребностей в получении психологической помощи. Расширился и спектр психологических проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГА 5
2. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГА 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа Методика преподавания психологии.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по предмету

Методика преподавания психологии

на тему: Профессионально значимые личностные качества психолога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение 3

 

1. Профессиональные качества психолога 5

 

2. Личностные качества психолога 9

 

Заключение 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

 

 

 

 

 

Введение

 

В связи с расширением  сферы услуг в области психологии актуальной является проблема качества профессиональной подготовки практического  психолога. За последние годы в нашей  стране произошло резкое увеличение общего числа специалистов, которые считают себя психологами. К сожалению многие из них всего лишь владеют документами, подтверждающими их квалификацию и в своем большинстве не имеющими государственного значения. В силу ряда причин за этот же промежуток времени наблюдается рост потребностей в получении психологической помощи. Расширился и спектр психологических проблем.

Реализация научных  знаний в различных областях практики, возросшая степень влияния современной  психологической науки на социальные, экономические и другие процессы, повысили ее значение для общества в целом.

Профессия психолога, обладающая возможностью оказывать влияние  на индивида, на группу людей, решать их практические задачи, приобрела специфическую  ценность для общества. С учетом особенностей профессиональной деятельности психолога, в частности психолога-практика, особое значение приобретает его ответственность за свою работу. Очевидный факт, что от профессиональной деятельности психолога-практика, независимо от того, в какой сфере он работает, зависит, во многом психологическое состояние людей, что в свою очередь определяет в известной степени результаты труда последних, их общее состояние, как психологическое, так и физическое. Далеко не каждый человек, даже не каждый дипломированный психолог, может стать психологом-практиком.

Определяющим фактором в профессиональной деятельности психологов-практиков  в первую очередь является формирование у них необходимых профессионально-значимых качеств. Кроме того, специфика профессии  психолога-практика такова, что при отсутствии у последнего необходимых для успешной профессиональной деятельности соответствующих личностных качеств, каким бы багажом профессиональных знаний он не обладал, даже при наличии хорошо сформировавшихся профессиональных умений и навыков, он не может считаться специалистом высшей квалификации. Более того, поскольку речь идет о необходимости решать конкретные практические психологические проблемы людей, проблемы связанные с духовным миром человека, такой специалист не имеет право их решать. В этой связи психолог должен обладать рядом профессиональных и личностных качеств, владение которыми позволяет специалисту сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта между нормами субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных людей и различных групп.

Вопросами исследования личностных особенностей психолога, критериев эффективности практической работы психодиагноста, проблемами эффективности психологической коррекции, а также работы практического психолога занимались такие авторы, как Г.С. Абрамова, Ю.Б. Алешина, Р.С. Немов, Е.И. Рогов и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Профессиональные качества  психолога

 

Профессиональная деятельность человека состоит в том, что она  предполагает обязательную рефлексию  на содержание предмета профессиональной деятельности. Предметом профессиональной деятельности психолога является психическая реальность человека, которая порождается и существует только по свойственным ей законам.

Профессиональная деятельность направлена на оказание психологической помощи конкретному человеку или группе людей в ходе решения возникших у них душевных проблем, т.е. приходить им на помощь в трудное для них время. Свои профессиональные знания психолог-практик должен применить для того, чтобы успокоить конкретного человека во время постигшего его горя, случившегося несчастья, возникающих при решении каких-то проблем, трудностей. [7] Он должен помочь людям быть уверенными в своих потенциальных возможностях, восстановить у них веру в жизни, вооружить их оптимизмом, обеспечить им психологическое здоровье, высокое качество жизни, обеспечить им полное развитие личности. При этом психолог-практик сталкивается с разного рода жизненными ситуациями разной степени, в том числе и критическими, в которых оказывается клиент. Необходимость оказания психологической помощи требует от психолога-практика не только всестороннего изучения ситуации, в которой оказался клиент, или группа людей, но и непосредственного вмешательства.

Одним из важных условий эффективной  психологической помощи становится целевая установка психолога-практика, мотивы его профессиональной деятельности. Действительно ли он желает оказывать помощь людям, делая доброе дело, или же смотрит на оказываемую помощь, как на возможность больше зарабатывать на несчастьях людей? [9, с. 127] Какие чувства испытывает он в ходе оказания помощи: моральное удовлетворение от сознания, что во время пришел на помощь в трудные для клиента дни, или же остался довольным, что получил хорошее материальное вознаграждение (деньги, ценный подарок)? Могут быть и другие мотивы оказания помощи: приобретение профессионального опыта, формирования соответствующих умений и навыков, сбор необходимого материала для доклада, отчета, статьи. Понятно, что настоящий психолог-практик должен ощущать моральное удовлетворение от сделанного добра, от оказанной честной помощи. Очень важно, что оказание психологической помощи людям становится для психолога-практика смыслом, содержанием жизни. Ведь по существу суть настоящей практической психологии заключается не в том, чтобы владеть какими-то знаниями и навыками, с помощью которых можно манипулировать человеком или группой. Настоящая практическая психология и настоящая работа с людьми как раз состоит в том, чтобы в себе и в них пытаться бороться с такими манипуляциями. Психолог-практик, как профессионал, должен представить весь путь психологической помощи, ее поэтапность, продолжительность, а не скорую результативность. Клиент при несчастии должен с помощью психолога-практика ощущать, что жизнь его хоть и трагична, но не безысходна. Он должен постоянно ощущать, что жизнь на этом не кончается, что она имеет продолжение. Польза от психолога-практика уже заключается в том, что он вместе с клиентом занимается его проблемой, не оставляет его одного. [2, с. 213]

Одним из важнейших качеств деятельности психолога является его профессиональная компетентность, или профессионализм, включающий в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности. К числу характеристик профессиональной компетентности также относятся: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. [13, с. 218] Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.

Психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом. Поэтому его профессиональная эрудиция должна включать в себя не только знания в области психологии, но и определенную совокупность знаний в области истории, культурологии, философии, педагогики, социологии, политологии, экономики, права, филологии, физической культуры, математики и информатики, а также знания в области концепций современного естествознания. Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические «техники». [14, с. 109]

Профессиональные навыки - это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, тем больше профессиональных навыков приобретает специалист. [6, с. 233]

Рассмотрим основные требования к подготовленности психолога по профессиональным дисциплинам.

В области психологии специалист должен [6, с. 234]:

• понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;

• владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;

• понимать специфику предмета психологии, ее связи с другими дисциплинам; знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;

• знать историю развития и современные проблемы психологической науки;

• знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;

• понимать мозговые механизмы психических процессов и состояний;

• знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;

• знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;

• знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

• знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции;

• иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;

• знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;

• знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;

• знать основные закономерности психологии образования;

• знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;

• иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека;

• знать основные сферы и виды деятельности психолога;

• знать основы психодиагностики и психологического консультирования;

• знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;

• владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии. [6, с. 234]

Кроме того, в рамках соответствующей специализации психолог должен владеть целым рядом углубленных знаний и практический умений.

Таким образом, все перечисленные  требования как минимум необходимы для успешной профессиональной деятельности психолога. Помимо этого для хорошей работы психолог просто обязан постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в различных курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Самоанализ опыта работы и самосовершенствование профессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатов в своей деятельности.

 

2. Личностные качества психолога

 

В деятельности психолога  профессиональное и личностное очень  часто бывают взаимосвязаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества являются главной составляющей профессиональной успешности психолога. [10, с. 82]

Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований. [1, с. 69]

Важными нравственными  качествами психолога безусловно считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.

Большое значение для  практического психолога имеют  коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения». [4, с. 97]

Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний. [6, с. 237]

Для психолога важны  такие эмоциональные проявления личности как непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.

К необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание.

К числу необходимых  личностных свойств практического  психолога относят способность  к эмпатии (сопереживанию), умение понять состояние клиента. Однако важно  и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки. [5, с. 211]

Необходимое качество практического  психолога - уверенность в поведении с клиентом. В противном случае он не заслужит доверия клиента.

В то же время важным оказывается  отсутствие чрезмерной самоуверенности  и веры в непогрешимость своих  психологических выводов. Нетактичность  психолога проявляется в его  склонности приписывать своей профессии  сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает клиента. [8, с. 218]

Профессиональному психологу  важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности  своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков. [6, с.238]

Еще одно необходимое  качество - развитие самопознания. Ограниченное самопознание означает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше психолог знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот - чем больше психолог познает своих клиентов, тем глубже понимает себя.

Информация о работе Профессионально значимые личностные качества психолога