Профессионально значимые личностные качества психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 04:33, контрольная работа

Краткое описание

В связи с расширением сферы услуг в области психологии актуальной является проблема качества профессиональной подготовки практического психолога. За последние годы в нашей стране произошло резкое увеличение общего числа специалистов, которые считают себя психологами. К сожалению многие из них всего лишь владеют документами, подтверждающими их квалификацию и в своем большинстве не имеющими государственного значения. В силу ряда причин за этот же промежуток времени наблюдается рост потребностей в получении психологической помощи. Расширился и спектр психологических проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГА 5
2. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГА 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа Методика преподавания психологии.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

Также важным качеством  является принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в работе возникают под контролем психолога, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования - соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние. Личная ответственность помогает более конструктивно воспринимать критику. В таких случаях критика не вызывает механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни. [3]

Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей для воздействия на этого другого  человека. Это делает профессию психолога, по мнению Г.Н. Абрамова, одним из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека. [1, с. 97]

Следовательно, в первую очередь профессии психолога  предъявляются требования к интеллектуальным качествам, эмоционально-волевым, психомоторным. Это такие требования, как быстрота мыслительных процессов, высокая продуктивность умственной деятельности, эмоциональная устойчивость, хорошая волевая регуляция.

Требования к восприятию: психолог должен обладать активным восприятием  для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета; на первом месте - зрительное и слуховое восприятие, а также восприятие времени, которое зависит от эмоционального состояния. [15, с. 39]

Важна произвольность внимания, большой объем, направленность понимания  на чувства, эмоции субъекта, с которым  взаимодействует психолог, хорошая  распределяемость внимания.

Память должна быть преимущественно произвольная, долговременная, зрительная, слуховая.

Преимущественные способы  переработки информации: анализ и  синтез, обобщение, характер мышления должен быть целенаправленным для успешного  разрешения профессиональных проблем  и задач. Хорошо развито должно быть словесно-логическое и образное мышление; важны гибкость, быстрота мышления; конкретность и абстрактность мышления, так как задачи перед психологом зачастую стоят сложные и требуют ответственности при принятии решения. [7, с. 110]

Нагрузка на эмоционально-волевую сферу идет большая, так как в работе психолога большинство ситуаций, вызывающих эмоциональную напряженность, требующих больших волевых усилий.

Требования к личности и чертам характера: эмпатические способности, рефлексивность мышления, умение идентифицировать себя с субъектом взаимодействия и его проблемами; доброжелательность, стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию, тактичность и дипломатичность.

В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей. [3]

Перечисленные выше характеристики отражают обобщенное мнение авторитетных ученых и практиков о том, какими личностными свойствами должен обладать профессиональный психолог.

Таким образом, из всех этих качеств и складывается коммуникативная деятельность психолога-консультанта, его компетентность, которая в свою очередь требует постоянного развития, совершенствования и коррекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Для психолога одинаково  важно помочь и политику, стремящемуся к власти, и начинающему менеджеру, и женщине, запутавшейся в семейных проблемах, и потерявшему смысл жизни пенсионеру. У каждого из них свои беды, но в одном они совершенно схожи: они не знают, что им делать, как жить дальше. Профессиональный психолог – один из тех немногих людей, который может научить любого человека справиться с любыми трудностями.

Психолога должно отличать внимательное отношение к людям, умение контролировать себя и держать  ситуацию под контролем. Он не только умеет преодолеть свой страх и  не показать его окружающим, он умеет просчитать риск, спрогнозировать невероятный ход развития событий и серьезно подготовиться к самым неожиданным поворотам судьбы. [12, с. 145]

Опыт общения психолога  с разными людьми учит его приемам  воздействия на психику людей, а глубокий интерес к психологии помогает разработать и отточить на практике различные модели влияния на людей.

На основе собственной  жизненной практики, психологических  знаний психолог разрабатывает свои оригинальные психологические приемы, помогающие избавиться от тревоги, страха, растерянности, неуверенности в себе; и, главное, выработать внутренне состояние стойкости и психологической защищенности, что, несомненно, чрезвычайно важно абсолютно для каждого человека, в какой бы ситуации он ни оказывался и кем бы он ни был. [11, с. 302]

Ведь только обретя уверенность  в себе, в своих силах, можно  эффективно действовать.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для судентов вузов. Изд. 6-е, перераб. и доп. - М.: Академический проект, 2001. - 480 с.
  2. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер, 2001. – 304 с.
  3. Верняева Т.А. Профессионально-личностный портрет психолога: Дис. ... канд. психол. наук. - СПб.: СПбГУ, 1997.
  4. Индивидуально-психологические особенности профессионального становления студентов-психологов// Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы/ Тезисы докладов юбилейной международной научной конференции института психологии. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - с 97-98.
  5. К проблеме личностных особенностей развития студентов// Обновление содержание и инновационные методы преподования гуманитарных наук в высшей школе/ Тезисы докладов Международной научно-методической конференции, - Тула: Тульский гос. пед. ун-т им. Толстого, 2005. – С. 420.
  6. Карандашев В.Н. Введение в профессию. - М.: Смысл, 2000. - 288 с.
  7. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 400 с.
  8. Личностные особенности как основа профессионального становления студентов-психологов // Формирование и развитие личности: Материалы VI психолого-педагогических чтений молодых ученых, аспирантов, слушателей и студентов. 21 марта 2005г. - Питер.: Изд-во «Гуманитарный институт», - 2005 г. – с. 218-220.
  9. Мастеров Б.М. Психологические условия самоизменения человека в практике консультирования. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. – 342 с.
  10. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. - М.: Смысл, 1998. – 109 с.
  11. Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. для студ. вузов. - М.: ВЛАДОС, 2001. – 528 с.
  12. Профессионально-личностные особенности студентов-психологов // Проблемы развития и формирования личности в современных условиях. Сборник статей и тезисов. – М.: Изд-во «Гуманитарный институт», - 2004. – 145 с.
  13. Психология профессионального здоровья. / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб: Речь, 2006. – 480 с.
  14. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005. - 928 с.: ил.
  15. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2003. – 272 с.



Информация о работе Профессионально значимые личностные качества психолога