Профессиональные и личностные качества телефонных консультантов
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 15:47, дипломная работа
Краткое описание
В 1989 г. по инициативе Е.С.Креславского была создана Российская ассоциация телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП), и был открыт первый негосударственный и первый для детей Телефоны доверия. В настоящее время данная отрасль психологической помощи постоянно развивается и растет. Практика телефонного консультирования начинает занимать видное место в системе психологической помощи. Службы “Телефон доверия” привлекают простотой и доступностью установления контакта, обеспечивают анонимность и конфиденциальность. Эти службы нередко предоставляют единственную возможность высказать свои “наболевшие” проблемы, получить квалифицированную консультацию специалиста. Стремительное развитие телефонного консультирования намного опережает ее осмысление. В этих условиях остро встает проблема анализа деятельности Телефона доверия (ТД). За недолгое существование ТД в России был собран некоторый материал по оказанию помощи по телефону. Литература о работе ТД в основном посвящена анализу и поискам способов действия с абонентом, разбору проблем абонентов, классификации этих проблем.
Содержание
Введение ………………………………………………………………….. 3 Глава 1. Профессиональные и личностные качества консультантов Телефона доверия как предмет психологических исследований ……………….. 9 1. Представление об эффективном специалисте, оказывающем психологическое воздействие в различных зарубежных подходах …………………………………. 10 2. Современные психологические исследования профессиональных и личностных качеств эффективного консультанта-психолога в отечественной литературе ………………………………………….. 19 3. Психологический анализ деятельности консультанта Телефона доверия …………………………………………………….24 4. Модель личности эффективного консультанта ТД ………………..32 Глава 2. Экспериментальное исследование профессиональных и личностных качеств телефонных консультантов 2.1. Программа исследования.………………………………………………40 2.2. Методика исследования..……………………………………………….42 2.3. Результаты исследования……………………………………………….46 2.4. Анализ результатов методами математической статистики………….50 2.5. Обсуждение результатов………………………………………………..56 Выводы………………………………………………………………………..65 Заключение……………………………………………………………………66 Библиография………………………
Вложенные файлы: 1 файл
психодинамической психотерапии
– сделать осознанным
бессознательное
содержание.
Цель психологической
помощи формулируется в
терминах обучения
постижению собственного внутреннего
мира и самопознания
посредством
переживания всей полноты бытия, что
в перспективе ведет к индивидуации
-
углублению полноты гармоничного бытия.
Основным средством
работы является интерпретация,
при помощи которой
можно достичь инсайта.
Для достижения
инсайта Юнг использовал майевтику
(метод Сократа).
Используя этот метод, Юнг подчеркивал
необходимость совместного поиска
участниками
психотерапевтического процесса. Поиск
индивидуальной истины клиента –
путь
самореализации, способ выражения уникальной
сущности.
В психотерапии
клиент должен отдифференцировать
свои потребности,
переживания от социальных норм и ожиданий,
найти свой способ взаимодействия
(а не зависимости) с внешним
миром. Чтобы стать полной личностью,
человек
должен преодолеть односторонность.
Для реализации этой цели Юнг выделил
две
стратегии:
1. Создание
символа, благодаря которому
человек ассимилирует
содержание бессознательного;
2.
Словесная конфронтация и
диалог с персонифицированной
бессознательной частью личности
(тенью) – депотенциализация.
Человек должен осознать тот
травматический опыт, который
находится в ядре комплекса,
столкнуться с болезненным
переживанием, чтобы понять односторонность,
принять другую
полярность и вернуть личности
полноту.
Позиция психолога-консультанта
состоит:
1. В
принятии клиента и в специфике
работы с его внутренним
миром;
2. В
использовании переноса и контрпереноса.
3. В
помощи в разделении осознаваемых
и неосознаваемых инстанций
и установлении коммуникации между
ними.
К.Юнг предъявлял
особые требования к личности
аналитика:
1. Психотерапевт
должен быть гармоничной личностью,
в которой
сбалансированы сознательное и
бессознательное, в центре
которой прорастает Самость.
2.
Психотерапевт для клиента
является моделью оптимально
функционирующей личности,
двигающейся в направлении
самореализации.
3. Проявление
глубокого интереса к людям;
4. Позиция
принятия клиента;
5. Оказание
поддержки клиенту, забота о нем;
6. Уважение
ценностей клиента;
7. Безоценочный
подход.
1.1.3. Индивидуальная психогия А.Адлера
Общие положения
краткосрочной психотерапии были
разработаны школой
Адлера в противоборстве с классическим
психоанализом. Они заключались
в
следующем:
1. Начиная с первой
встречи с клиентом, психотерапевт
устанавливает
лимит времени работы (как правило, от
5 до 20 сессий-встреч) с последующей
совместной оценкой их результативности
- временной фактор;
2. Наличие кризисной
ситуации, с которой сам клиент
не в состоянии
справиться, в сочетании с субъективной
оценкой этой ситуации, например,
тяжелая болезнь, неразделенная любовь,
потеря значимого человека и т. д.
-
экзогенный фактор;
3. Фокусированное
интервью - ориентирование клиента
на основную, самую
значимую для него проблему как истинную
причину обращения к психотерапевту.
Здесь задаются вопросы типа: «Что привело
Вас к нам именно сейчас?» Таким
образом, выясняются ожидания клиента
от сеанса и цели прихода к терапевту.
Если инициатива визита подростка исходит
от его родителей, то выясняются
проблемы самого подростка, при
этом осуществляется коррекция
отношения
подростка к процедуре консультирования;
4. Анализ симптоматики
в связи с психотравмирующей
ситуацией;
5. Важность первого
интервью - психотерапевт сразу вступает
с клиентом
в содержательные партнерские
отношения. В конце первой
же встречи
обратившемуся за
помощью дается объяснение симптоматики.
Диагностика здесь неотделима
от
лечения, выступая в качестве терапевтической
процедуры;
6. Отношения с
клиентом устанавливаются дружеские,
обнадеживающие
человека в его работе над своими проблемами.
4. Гуманистическое направление
в психологии
К гуманистическому
направлению относят экзистенциальный
подход,
логотерапию, клиент-центрированную
психотерапию, гештальт-терапию и ряд
других методов.
Представители гуманистического
направления видят человека существом
прирожденно активным, борющимся, самоутверждающимся,
повышающим свои
возможности, с почти безграничной возможностью
к позитивному росту. Поэтому
психологическое воздействие направлено
на личностный рост клиента, а не на
лечение болезни. Целью психотерапии
является достижение максимальной
осведомленности или более высокого
состояния сознания, при котором,
согласно мнения Мay R. «быть осведомленным
о своем предназначении в мире в
то же самое время означает быть предназначенным
для этого».
Mаslow A. полагает, что
«здоровье располагается на континууме:
кем
человек стремится быть – кем он может
стать».
Исследуя проблему
мотивации человека Maslow A. выявил
и описал
следующие принципы:
1. Иерархичность структуры
мотивов;
2. Чем выше уровень
мотива, тем менее жизненно необходимыми
являются
соответствующие
потребности, тем дольше можно
задержать их
реализацию;
3. Пока не удовлетворены
нижние потребности, высшие остаются
сравнительно
неинтересными. С момента выполнения
низшие потребности
перестают
быть потребностями, т.е. они теряют
мотивирующую силу;
4. С повышением потребностей
повышается готовность к большей
активности. Таким
образом, возможность к удовлетворению
высших
потребностей
является большим стимулом активности,
чем
удовлетворение
низших.
Maslow A. отмечает, что
нехватка благ, блокада базовых и
физиологических потребностей в еде,
отдыхе, безопасности приводит к тому,
что эти потребности могут стать для
обычного человека ведущими. Но если
базовые, первичные потребности удовлетворены,
то у человека могут
проявляться высшие потребности, метамотивация
(потребности к развитию, к
пониманию своей жизни, к поиску смысла
жизни).
Автор выделяет
следующие качества, присущие личности:
- самоактуализация: полное принятие реальности
и комфортное
отношение к ней (не прятаться от жизни,
а знать и
понимать ее); принятие других
и себя; профессиональная
увлеченность, ориентация на дело;
автономность,
независимость от социальной
среды, самостоятельность
суждений; способность к пониманию
других людей, внимание,
доброжелательность к людям; постоянная
новизна, свежесть
оценок, открытость опыту; спонтанность,
естественность
поведения; юмор; саморазвитие, проявление
способностей,
потенциальных возможностей, самоактуализирующее
творчество в работе, любви, жизни;
готовность к решению
новых проблем, к осознанию проблем
и трудностей, к
осознанию своего опыта, к подлинному
пониманию своих
возможностей, к повышению конгруэнтности;
потребности к
развитию, к пониманию своей жизни,
к поиску смысла жизни.
Согласно взглядам
Франкла стремление человека к поиску
и реализации
смысла жизни является врожденной мотивационной
тенденцией.
Логотерапия Франкла ориентирована на
инсайт и основная цель этого подхода
заключается в том, чтобы помощь человеку
найти смысл в своих действиях,
своей жизни и своем страдании; осознать
личностную свободу и
ответственность и открыть свои способности
как личности в полноценном
общении.
Ролло Мэй считает, что
основной целью психотерапевтического
вмешательства должна быть помощь клиенту
научиться брать на себя
ответственность за совершаемый им выбор,
научиться управлять своей свободой
и, в конечном счете, преодолеть бессмысленность
своего бытия и научиться
жить аутентично.
Основные положения
экзистенциалистской философии
Сартра включают
учение о свободе, подлинности и неподлинности
человеческого существования.
Свобода по мысли Сартра выражается в
возможности выбора отношения к данной
ситуации. Объективная ситуация не сама
по себе ограничивает или подавляет
свободу, а лишь в той мере, в какой она
переживается как ограничение.
Задача заключается не в том, чтобы изменить
мир, а в том, чтобы изменить
свое отношение к нему.
Одним из основных
качеств личности Сартр выделяет
аутентичность, т.е.
соответствие сознания человека именно
его собственному, «подлинному»
сознанию – «пользуясь своей свободой,
будь самим собой…». Аутентичность
означает свободное становление, спонтанный
выход за собственные пределы,
полноту ответственности за свои действия.
«Подлинное существование»
понимается как результат осознания
индивидуумом своей жизненной ситуации
и
ответственного к ней отношения.
Позиция психолога
в данной психотерапии состоит
в понимании клиента, в
терминах его собственного жизненного
мира, образа себя и действительности.
Основное внимание психолог уделяет
текущему, сиюминутному моменту жизни
клиента и тому, что он сейчас переживает.
Задача экзистенциального
консультирования – безусловное
признание
личности клиента и его судьбы важнейшим,
уникальным и, безусловно,
заслуживающим признания «жизненным
миром».
Взаимоотношения
между психологом и клиентом
в экзистенциальной
психотерапии представляют особую ценность,
поскольку эти отношения
самоценны. Их личностный оттенок,
смысл, гамма переживаний в связи с
общением с человеком как со значимым
другим – источник могучих воздействий
и личностных изменений; уважение, доверие
и вера к клиенту; самораскрытие и
честность по отношению к себе; безусловное
признание личности клиента и его
судьбы, способность психолога «быть
в мире».
Согласно гештальт-терапии
Ф.Перлза человек находится в равновесии
с
самим собой и окружающим его миром. Быть
самим собой, осуществлять свое
«я», реализовать свои потребности, склонности
– это путь гармоничной
здоровой личности. По мнению Ф.Перлза,
психические нарушения у людей
обусловлены тем, что их личность не составляет
единого целого, т.е.
гештальта. В основе всех нарушений лежат
ограничения способности индивида к
поддержанию оптимального равновесия
со средой, нарушение процесса
саморегуляции.
Цель психологической
помощи – помочь человеку в
полной реализации его
потенциала: увеличить осознанность
пациента, его чувство активности и
ответственности, т.е. уверенности в правильности
своей натуры. По мысли
Перлза принятие того, какие мы здесь
и сейчас придает ответственность за
наше истинное бытие.
Перлз утверждал, что
быть психотерапевтом – значит быть собой,
и
наоборот. «Быть», по его мнению, означало
быть сейчас и здесь, сознавать и
нести ответственность, т.е. постоянно
находиться за своими собственными
действиями и чувствами. 3 понятия: своевременность,
осознанность и
ответственность составляют суть отношения
гештальт-терапевта. «Быть
ответственным – означает быть в настоящем,
быть в настоящем – значит
осознавать, осознавать – это реальность».
Согласно феноменологической
позиции личности Роджерса поведение
людей
направлено на повышение их компетентности
или на их актуализацию. В
зависимости от взаимодействия с окружающими,
в том числе, значимыми людьми,
Я-переживания человека приобретают
условия самооценки, которая обладает
селективными свойствами – искажения
и неосознавания. И, как следствие
этого, поведение человека становится
неконгруэнтным, т.е. возникает несоответствие
между Я и опытом. Вследствие
этого возникает процесс защиты.
Основная цель
психотерапевтической работы –
состояние конгруэнтности с
собой и миром, открытость новому опыту
и реалистический баланс между «Я-
реальным» и «Я-идеальным».
Сущность этого
подхода заключается в том, что
консультант входит в
такой контакт с пациентом, который воспринимается
им не как лечение, а как
глубоко личный контакт, ставится вопрос
о ресурсах изменения клиента.
Основная цель – помощь человеку стать
«всецело действующей личностью»,
что, значит, помочь в личностном росте,
развитии, благодаря которому
Информация о работе Профессиональные и личностные качества телефонных консультантов