Профессиональные и личностные качества телефонных консультантов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 15:47, дипломная работа

Краткое описание

В 1989 г. по инициативе Е.С.Креславского была создана Российская
ассоциация телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП), и был
открыт первый негосударственный и первый для детей Телефоны доверия. В
настоящее время данная отрасль психологической помощи постоянно
развивается и растет.
Практика телефонного консультирования начинает занимать видное место в
системе психологической помощи.
Службы “Телефон доверия” привлекают простотой и доступностью
установления контакта, обеспечивают анонимность и конфиденциальность. Эти
службы нередко предоставляют единственную возможность высказать свои
“наболевшие” проблемы, получить квалифицированную консультацию специалиста.
Стремительное развитие телефонного консультирования намного опережает
ее осмысление. В этих условиях остро встает проблема анализа деятельности
Телефона доверия (ТД). За недолгое существование ТД в России был собран
некоторый материал по оказанию помощи по телефону. Литература о работе ТД в
основном посвящена анализу и поискам способов действия с абонентом, разбору
проблем абонентов, классификации этих проблем.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Профессиональные и личностные качества
консультантов Телефона доверия
как предмет психологических исследований ……………….. 9

1. Представление об эффективном специалисте,
оказывающем психологическое воздействие в
различных зарубежных подходах …………………………………. 10

2. Современные психологические исследования
профессиональных и личностных качеств
эффективного консультанта-психолога в
отечественной литературе ………………………………………….. 19

3. Психологический анализ деятельности консультанта
Телефона доверия …………………………………………………….24

4. Модель личности эффективного консультанта ТД ………………..32

Глава 2. Экспериментальное исследование профессиональных
и личностных качеств телефонных консультантов
2.1. Программа исследования.………………………………………………40
2.2. Методика исследования..……………………………………………….42
2.3. Результаты исследования……………………………………………….46
2.4. Анализ результатов методами математической статистики………….50
2.5. Обсуждение результатов………………………………………………..56
Выводы………………………………………………………………………..65
Заключение……………………………………………………………………66
Библиография………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Профессиональные и личностные качества телефонных консультантов.docx

— 207.06 Кб (Скачать файл)

человек сам решает свои проблемы. Задача консультанта – создать

соответствующий «психологический климат». По мнению  К.Роджерса

«психологический климат» включает всю гамму переживаний от самых

болезненных до самых возвышенных, подлинное проявление которых создает лишь

возможность для личностного роста.

      Психотерапевтические  отношения, характеризующиеся доверием,

открытостью, принятием, дозволенностью и теплотой, являются необходимым и

достаточным условием для изменения.

      Ответственность  за ход лечения  лежит в первую  очередь на клиенте,

который сам определяет его содержание и успешность. Цели консультирования

разделяют и клиент, и консультант, при этом внутренний мир клиента

изучается как самим клиентом, так и консультантом.

      Эффективность терапевтического  процесса зависит от создания

консультантом «психологического климата» и соответствующего отношения к

клиенту, включающего в себя: безусловное позитивное отношение к чувствам,

выражаемым клиентом,  эмпатию, аутентичность, заботу, конгруэнтность,

психолог должен воздержаться от интерпретации сообщений клиента или от

подсказки решений его проблем. Ему нужно только выслушивать и выполнять

функцию зеркала, отражающего мысли и эмоции клиента и формулировать их по-

новому. Такое отражение и приводит клиента к изучению своих внутренних

переживаний, более реалистичному самовосприятию и пониманию того, как его

воспринимают другие люди. Согласно позиции К.Роджерса именно в результате

развития реалистического представления о самом себе человек приобретает

способность разрешать проблемы, с которыми он сталкивается.

1.1.5. Научающе-бихевиоральное направление

     в теории личности  Б.Ф.Скиннера

      Научающе-бихевиоральный подход к личности Б.Скиннера касается

открытых действий людей в соответствии с их жизненным опытом. Скиннер

утверждает, что среда определяет наше поведение, в отличие от других

психологических подходов, Скиннер считал, что  поведение непосредственно

обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды. По его мнению,

для того чтобы объяснить поведение и, таким образом, лучше понять личность,

нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым

действием и видимыми последствиями.

Теоретическая парадигма данного направления: стимул-реакция (поведение).

      Основное положение  теории Скиннера – подкрепление.  Выявлено различие

между первичными безусловными и вторичными условными подкрепляющими

стимулами. Вторичные стимулы (одобрение, внимание и т.д.) оказывают сильное

влияние на поведение человека, повышают силу реакции. Исходя из

теоретических принципов – все наши ценности, установки, предпочтения,

стереотипы, эмоциональные реакции, личностные особенности и проблемы –

результат научения. Получая подкрепления от нашего окружения, мы

формируемся под его воздействием.

      Цель психологической  помощи – обеспечение новых  условий для научения,

т.е. выработка нового обусловливания и на этой основе помощь в овладении

новым поведением.  Частные цели включают в себя: формирование новых

социальных умений, овладение психологическими целями саморегуляции,

преодоление вредных привычек, снятие стресса, избавление от эмоциональных

травм и т.п.

      Задача консультанта  состоит в том, чтобы: определить  форму поведения,

над которой необходимо работать;  найти подкрепляющие стимулы, которые

будут мотивировать данного клиента; после того как клиент проявит желаемую

форму поведения, предоставить ему необходимое  подкрепление; постепенно

отучить клиента от любой внешней мотивации, заменив ее внутренним

самоподкреплением.

      Эффективность работы  консультанта Телефона Доверия  с абонентом в

данном направлении можно достичь путем применения психотехник, связанных с

позитивным подкреплением, включающих в себя «угуканье» (активное слушание),

тем самым побуждая его к доверию и открытости,  а также одобрение или не

одобрение поведения абонента.

       Консультирование  носит директивный характер и, поэтому консультант

выступает здесь в роли учителя, наставника. В связи с этим для успешного

консультирования в поведенческом подходе психологу необходимо обладать

такими качествами как активность и развитая речь.

 

 

 

                 1. Современные психологические исследования

             профессиональных и личностных  качеств эффективного

              консультанта-психолога в отечественной  литературе

 

      В  психологической  литературе  зарубежные  и   отечественные   авторы

выделяют ряд профессиональных и личностных качеств,  необходимых   в  работе

психолога-консультанта.

      “Профессиональные  качества ( свойства личности,  совокупность  которых

является   потенциальными   или   актуальными   способностями    к    данной

деятельности, а ослабление их приводит к  стойким  ошибочным  действиям  при

профессиональном  обучении  и  в   дальнейшем   к   снижению   эффективности

определенной профессиональной деятельности”. [18, с.106].

      Личностные качества  – это природные свойства и  особенности   индивида,

которые  выступают  в  личности  как   социально   обусловленные   элементы.

Б.Г.Ананьев и А.Н.Леонтьев рассматривали  личность  в  единстве  чувственной

сущности ее носителя – индивида и условий социальной среды.  [12, с.193].

      В психологической  литературе  существуют  многочисленные  исследования

профессиональных  и  личностных  качеств   отечественных   психологов.   Они

основаны  на базе дипломных работ,  диссертаций   и  научных  руководств  по

консультированию.  Профессиональные  и  личностные  качества   консультанта-

психолога применимы и в области дистантного консультирования.  Требования  к

эталону личности вполне реальны и применимы на практике,   при условии,  что

личность мотивирована  на  оказание  психологической  помощи  другим  людям,

постоянно   развивается,   стремясь   к   самоактуализации.    Эффективность

деятельности зависит от личностных  и  профессиональных  качеств  психолога-

консультанта.

      Так, например, Овчарова Р.В.  рассматривает требования  к  личности  и

деятельности  психолога-консультанта.  Используя  опросник  Р.Кэттелла,  она

представляет следующие личностные  характеристики  идеального  практического

психолога:

      1. Психолог должен  иметь высокие (общие) умственные  способности,  быть

проницательным, рассудительным, свободомыслящим, аналитиком.

      2. Психолог социабелен, поэтому предпочитает работать с людьми.

           Это  общительный человек, он великодушен  к людям, легко  формирует

активные  группы,  хорошо  запоминает  имена   людей,   любезен,   тактичен,

дипломатичен в общении.

      3. Он любит совместные  действия, подчиняет интересы личности  групповым

интересам,   совестливый,   добросовестный,   имеет    чувство    долга    и

ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел,  быстро

решает практические вопросы.

      4.  Психолог  эмоционально  устойчив,   выдержан,   спокоен,   реально

взвешивает обстановку,  устойчив к стрессу.

      Овчарова Р.В.  перечисляет  «личностные  проявления,  несовместимые  с

работой  психолога»:  незрелость  личности,  низкая   сила   «эго»,   низкий

интеллект,   отсутствие   эмпатии,   недостаточная   независимость    мысли,

невозможность  решать  свои  проблемы,  излишняя   заторможенность,   низкая

организованность, плохое сопротивление стрессу,  потребность  в  гиперопеке,

высокая тревожность и чувство вины, низкая самооценка.

      Эти требования  абсолютизированы,  и  трудно  найти  людей,  у  которых

органично сочеталось бы между  собой  такое  множество  свойств  и  качеств,

однако данные эталонные требования могут служить общими ориентирами.

      Климов Е.А.  относит  профессию психолога-консультанта  к типу «человек-

человек» как профессию, требующую специальных знаний, умений, навыков,  т.е.

специального  обучения  (квалификации)  работника,   в   процессе   которого

формируются вторичные признаки специальности.  К  этим  признакам  относятся

доброжелательность,    чувство    эмпатии,    эмоциональную    устойчивость,

интеллектуальную  активность,  высокий  уровень   профессиональных   знаний,

умение общаться с людьми, доброта, тактичность, наблюдательность и пр.

      Есть работы, в  которых  сделана  попытка  систематизировать  имеющиеся

данные по профессионально важным личностным  чертам  психолога-консультанта.

Например, М.В.Молоканов выделил  факторы,  которые  являются  базисными  для

оценки специалиста, работающего с людьми. Этими факторами являются  “интерес

к другому”, “доминантность” и “каузальность”.

      Фактор «интерес  к другому» определяется степенью,  в  которой  общение

строится на основе (или с учетом) «внутренней  картины»  состояния  клиента,

его собственной Я-концепции, его  субъективного  восприятия  себя  и  своего

состояния или на нормах, принципах,  объективных  симптомах,  «внешних»  для

клиента. Фактор доминантности определяется  мерой  ответственности,  которая

ложится  на  специалиста  за  выбор  целей  взаимодействия  и  способов   их

достижения.   По   фактору   каузальности   оценивается    осознанность    и

профессиональность   выбора   специалистом   целей,   типов    и    способов

взаимодействия с клиентами.

      Абрамова   Г.С.   называет   следующие   основные   качества    работы

квалифицированного психолога:

   1. Психолог должен ориентироваться  на ценность другого человека, на  веру

      в его возможности,  способности,  «рассматривать  своего  клиента  как

      личность, способную  к жизни в контексте культуры, обладающую  чувством

      перспективы, необходимым  уровнем

 

рефлексии для проявления разнообразных подходов  к  проблемам  своей  жизни»

[1, с.33], т.е. психолог должен обладать  высоким уровнем нравственности.

   2. Квалифицированный психолог  должен  уметь  находить  множество  реакций

      (вербальных и  невербальных)  на  широкий  спектр  ситуаций  и  проблем

      клиента и избегать  оценочных  суждений  по  поводу  действий  клиента.

      Соответственно   необходимым    качеством    является    креативность,

      спонтанность и  адекватность.

   3.  Психологу  необходимо  стремиться  понять  и  использовать  в  работе

      множество концепций.

   4.  Практический  психолог  «культурно   продуктивен»,  т.е.  способен  к

      выработке множества  мыслей, слов и моделей поведения  в своей  культуре

      и в рамках других  культур.

   5.  Квалифицированный психолог  понимает  и  принимает  ограничения  своих

      возможностей, готов  к сотрудничеству с  коллегами,  реально  оценивает

      свои возможности  и уровень квалификации,  «постоянно  рефлексирует  на

      содержание своей  профессиональной деятельности».

   6.  Необходимым для работы  является осознание  межличностного  влияния  –

      реакция психолога  влияет на клиента и наоборот,  психолог  «специально

      выделяет это влияние, фиксируя как  свои  чувства,  мысли,  желания  и

      возможности, так  и чувства, мысли, желания и возможности  клиента».

   7.  Для психолога является  аксиомой уважение достоинства  клиента.

      Абрамова Г.С. полагает,   что  позиция  квалифицированного  психолога-

консультанта должна быть основана на профессиональной  рефлексии,  а  не  на

содержании Я-концепции [1, с.37].

      Аминов Н.А. считает  главными  условиями  профессионализма  психолога-

консультанта коммуникативные умения, силу воздействия  на  поведение  других

людей и интегральную  чувствительность  к  объекту,  процессу  и  результату

психологической деятельности.

      В рамках психофизиологического  подхода к  исследованию  индивидуальных

различий  и  способностей   человека   была   выявлена   взаимосвязь   между

коммуникативными способностями и природными  типологическими  предпосылками,

в частности, слабостью и лабильностью ЦНС, ее адаптационными свойствами.

      Обозов Н.Н. обращает  внимание на следующие качества:

      1. Безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей;

      2. Чуткость к эмоциональному  состоянию  человека,  который  находится

рядом, тактичное отношение к клиенту.

 

      3.  Пластичность  (динамичность  в  сочетании  с   гибкостью),   т.е.

способность легко переключаться с одной темы на другую,  легко  выходить  из

тупиков;

      4. Эмоциональная  сдержанность и  терпимость  –  способность  избегать

невротических и субъективных отклонений в собственных оценках  и  поведении.

Быть предельно сдержанным в ответ на срывы клиента, уметь снять  тревожность

другого, успокоить – терпимость к возможным невротическим срывам клиента;

      5. Поддержание общей  культуры поведения, т.е.  использование   знаний

Информация о работе Профессиональные и личностные качества телефонных консультантов