Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 21:56, реферат
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность в начальных классах.
Предмет: ранняя профилактика противоправного поведения несовершеннолетних в начальных классах.
Задачи:
Изучение и анализ причин и условий совершения несовершеннолетними правонарушений.
Изучение нравственно-психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей.
Обобщение опыта работы школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Введение………………….……………………...……………………………..3
Глава I. Психолого-педагогические основы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних…..………..…………………6
1.1 Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних…………………..……………………...……………………6
1.2 Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей……………………..………………………………….………19
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование ранней профилактики противоправного поведения несовершеннолетних…………………………..…33
2.1 Причины развития трудновоспитуемости младших школьников и принципы работы по ее профилактике……………...…………………………...33
2.2 Опытно-экспериментальная работа по ранней профилактике противоправного поведения в начальных классах……..………...……………..49
Заключение……………………..……..…………..…………………………60
Список литературы………………....…………...…………………….……62
Приложение…………………..………………..…………………………….67
В связи с этим,
предупреждение педагогической
запущенности целесообразно
Педагогическая практика показывает, что именно на первом этапе обучения и воспитания имеются значительные предпосылки для успешного перевоспитания ребенка. Данное положение обусловливается следующим:
- во-первых, отрицательные
качества личности младшего
- во-вторых, нервная система ребенка в младшем школьном возрасте более пластична, чем у подростков и старшеклассников, благодаря чему он легче поддается перевоспитанию;
- в-третьих, требования первого учителя, его информация воспринимаются младшим школьником с особым интересом и обязательностью;
- в-четвертых, длительное общение с учеником начальных классов в процессе обучения и воспитания позволяет учителю наблюдать его в большом числе ситуаций, изучать его индивидуальные особенности, положительные и отрицательные стороны, целенаправленно и систематически воздействовать на его нравственное развитие;
- в-пятых, на первом
этапе учебно-воспитательной
В нашем исследовании предпринята попытка выявить наиболее характерные признаки трудновоспитуемости младших школьников, проанализировать причины их возникновения и определить педагогически целесообразные меры воздействия на ребенка с целью преодоления отклонений в его поведении.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в трех классах школы № 43 г. Белгорода. Школа №43 имеет статус общеобразовательной. В ней обучается 976 человек в 44 классах. Школа находится в неблагополучном районе с повышенной криминальной обстановкой. Это обусловлено тем, что в районе в основном новые дома, в которых собираются группы подростков, также известно большое количество случаев употребления наркотиков, часты уличные драки, мелкие кражи, совершенные подростками. В районе мало учреждений для проведения детьми внеучебного времени.
Исследование проводилось в третьих классах, в которых обучается 35 человек, из них 2 – из неблагополучных семей, 9 - из неполных, 3 – из многодетных. 12 младших школьников с отклонениями в поведении явились объектом целенаправленного социально-педагогического воздействия.
Для изучения личностных особенностей ребят мы выбрали следующие методики:
С помощью методики «Схематизация» мы определили, что уровень общего интеллекта у ребят ниже нормы.
Социальный интеллект составляет когнитивный компонент коммуникативной компетентности и выявляется при решении социальных проблем. В ходе исследования у детей был зафиксирован высокий уровень социального интеллекта.
Методика «Да и нет» направленая на выявление уровня произвольности, показала, что уровень произвольности у детей в целом был низким.
Применение методики
«Лесенка» позволила нам
Данная методика относится к проективным методикам и включает задачи на осуществление ребенком выбора по оценочным шкалам. Методика позволяет определить не только адекватность самооценки (высокий - низкий), но и выявить ее устойчивость, противоречия. Методика «Лестница» позволила нам определить, кто из детей наиболее высоко или низко оценивается детьми группы, насколько адекватны их представления об отношении к себе и реальное отношение к ним.
В процессе исследования изучалось мнение педагогов, родителей, по вопросу определения признаков аномального поведения младших школьников. Длительные наблюдения за детьми в школе, в общественных местах, изучение их поведения в естественных ситуациях позволили выделить наиболее типичные для младших школьников признаки трудновоспитуемости. На первое место среди других выступают такие отрицательные качества личности, как упрямство, непослушание, недисциплинированность, лень. На второе место - невнимательность, неряшливость, эгоизм, драчливость и капризность. И отдельным школьникам присущи лицемерие, грубость, нечестность, воровство.
Для каждого исследуемого ребенка характерны различные признаки трудновоспитуемости, различны также глубина и стойкость его взглядов и привычек, поэтому методика пере воспитания не может быть одинаковой для всех детей. В этой связи, изучаемые нами дети были поделены на три условные группы. В основу классификации была положена степень трудновоспитуемости и соотношение положительных и отрицательных качеств личности ребенка.
Первая группа - дети, имеющие комплекс отрицательных качеств (непослушание, упрямство, лень, лживость, нечестность, воровство, недисциплинированность, драчливость, иногда грубость). Вместе с тем, у детей этой группы имеются отдельные положительные качества, однако, они завуалированы, заслонены отрицательными проявлениями. Такие дети продолжительное время находились в исключительно неблагоприятных социально-педагогических условиях семейного воспитания, что соответствующим образом сказалось на их нравственном развитии.
Вторая группа. Наряду с отрицательными качествами эти школьники обладают рядом положительных черт, которые менее завуалированы, чем у ребят первой группы. Учитывая причины и характер трудновоспитуемости, дети этой группы были поделены на две подгруппы:
1. Дети, занимающие иждивенческую,
эгоистическую позицию по
2. Дети, выросшие в условиях бесконтрольности со стороны взрослых членов семьи, нередко в условиях грубости и несправедливости. Им присущи упрямство, непослушание, лживость, нечестность, неряшливость, недисциплинированность. Они склонны к воровству.
Третья группа. Для них характерны многие положительные черты, но, вместе с тем, имеются некоторые существенные признаки трудновоспитуемости (недисциплинированность, развязность в действиях, неряшливость, непослушание, лживость и др.). Недостатки в семейном воспитании наложили значительный отпечаток на формирование личности этих детей.
Деление исследуемых детей на группы способствовало осуществлению дифференцированного подхода к школьникам в процессе их перевоспитания, подбору к ним педагогически целесообразных мер воздействия.
Анализируя условия
и обстоятельства возникновения
трудновоспитуемости
Исследуя причины отклонений
в поведении младших
Анализ материалов исследования показал, что причины отклонений в поведении младших школьников очень разнообразны. Они были разделены на четыре условные группы:
1. Нарушение меры в
воспитании, вызванное педагогической
неграмотностью родителей:
2. Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей, в другом - их безответственным отношением к воспитанию детей.
3. Отрицательный пример
родителей (нечестный образ
4. Нарушение структуры семьи (отсутствие отца, конфликт с отчимом).
Главная причина отклонений в поведении младших школьников кроется в неумении родителей их воспитывать, что приводит к нарушению меры в выборе форм, методов, способов и средств педагогического воздействия. Нарушение меры в воспитании, как правило, ведет к возникновению у детей неправильных представлений, привычек, потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с коллективом, с окружающими людьми. Для ребенка, переступившего порог школы, значительно расширяется круг общественных взаимоотношений, круг его знакомства. Ведущее место в его жизни приобретает отношение к своим обязанностям, к учителю, товарищам по учебе. С первых дней обучения предъявляются определенные требования к учебному труду ребенка, к его поведению, которые с годами усложняются. Дети же с отклонениями в поведении, не подготовлены к выполнению данных требований. В воспитании таких детей решающее значение имеет индивидуальный подход, степень педагогического мастерства и такта учителя. Однако в практике школьной жизни у отдельных учителей имеют место значительные недостатки в работе с трудновоспитуемыми школьниками. Часто причиной педагогических неудач является неумение учителя правильно строить свои взаимоотношения с учеником. Дети с отклонениями в поведение вызывают своими отрицательными проявлениями чувство неприязни и негодования у педагога. Это отношение может передаваться учащимся класса, которые будут игнорировать такого ученика. Сложившиеся неблагоприятные отношения ребенка с педагогом только закрепят его отрицательные навыки и привычки, в его поведении могут возникнуть новые нежелательные черты.
Большой вред приносит несправедливое отношение педагога к ребенку, недоверие к нему, в результате чего он становится равнодушным ко всему окружающему, проявляет упрямство, непослушание, грубость, озлобляется, не воспринимает требования учителя.
Неблагоприятно сказывается на ребенке слабый контроль учителя за его поведением и учебой. Незначительные, на первый взгляд, недостатки (опоздание на урок, прогул его, невыполненное домашнее задание, поручение, незамеченная ложь и т.д.) нередко не попадают в поле зрения учителя. На первых порах он не придает им значения. Однако, оставшиеся без внимания отрицательные проявления способствуют возникновению у учащегося чувства беспечности, безнаказанности, развивают слабоволие, влекут к безответственности в выполнении правил поведения.
Многие ошибки учителей
связаны с поверхностным
Ошибки и недостатки семейного воспитания, усугубленные неправильными действиями учителей и некоторыми другими факторами, создают комплекс отрицательных влияний, который приводит к отклонениям в поведении ребенка, способствует закреплению его отрицательных качеств.
Наша опытно-экспериментальная работа предусматривала поиск социально-педагогических целесообразных мер воздействия на трудновоспитуемого школьника в условиях классного коллектива. Определяя роль коллектива в воспитании личности, А.С.Макаренко писал: «В каждый момент нашего воздействия на личность эти воздействия должны быть и воздействием на коллектив. И, наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будет и воспитанием каждой личности, входящей в коллектив». (38, 334) Известно, что воздействие на «трудного» школьника осуществляется успешно в нравственно здоровом, сплоченном детском коллективе, при активном вовлечении ребенка в учебную и общественно полезную деятельность, при непрерывности и систематичности педагогических влияний. Вместе с тем, проведенное исследование позволило сделать вывод: в перевоспитании младших школьников важная роль принадлежит игровой деятельности. Организация общественно полезной деятельности детей, работа с ними в кружках, походах предусматривала целенаправленные игровые ситуации, вызывающие определенный интерес у ребенка, благодаря чему он имел возможность активно и принужденно упражняться в правильных поступках, вырабатывать положительные навыки и привычки. При этом особое значение придавалось организации различных видов соревнований школьников, стимулирующих их деятельность.
Информация о работе Профилактика девиантного поведения подростков