Профилактика девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 21:56, реферат

Краткое описание

Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность в начальных классах.
Предмет: ранняя профилактика противоправного поведения несовершеннолетних в начальных классах.
Задачи:
Изучение и анализ причин и условий совершения несовершеннолетними правонарушений.
Изучение нравственно-психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей.
Обобщение опыта работы школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Содержание

Введение………………….……………………...……………………………..3

Глава I. Психолого-педагогические основы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних…..………..…………………6
1.1 Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних…………………..……………………...……………………6
1.2 Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей……………………..………………………………….………19

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование ранней профилактики противоправного поведения несовершеннолетних…………………………..…33
2.1 Причины развития трудновоспитуемости младших школьников и принципы работы по ее профилактике……………...…………………………...33
2.2 Опытно-экспериментальная работа по ранней профилактике противоправного поведения в начальных классах……..………...……………..49
Заключение……………………..……..…………..…………………………60

Список литературы………………....…………...…………………….……62

Приложение…………………..………………..…………………………….67

Вложенные файлы: 1 файл

Профилактика противоправного поведения.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее эффективными педагогическими приемами в работе с младшими школьниками с отклонениями в развитии оказались следующие: чуткое, внимательное, доверительное отношение к ребенку, укрепление у него веры в себя, в свои силы, опора на положительные качества личности, переключение школьника на увлекательное, полезное дело. В отдельных случаям при разрушении таких качеств личности, как эгоизм, или таких привычек, как воровство, драчливость, к первой группе испытуемых школьников применялся педагогический метод «взрыва». (38, 253-256.) Результативность этого метода определяется уровнем развития ребенка, его индивидуальными особенностями, степенью педагогической запущенности, психическим состоянием, эмоциональной восприимчивостью и другими факторами.

В ходе индивидуальной работы с трудновоспитуемыми младшими, школьниками  была сделана попытка определить наиболее важные условия их перевоспитания. Они заключаются в глубоком, всестороннем знании личности трудновоспитуемого школьника, установлении тесного контакта, доверия и взаимопонимания педагога с ребенком, в стимулировании жизнедеятельности ребенка через систему перспективных заданий, налаживании правильных взаимоотношений школьника с коллективом, вовлечении его   в общественно полезную деятельность с учетом интересов, склонностей и стремлений, в систематическом одобрении положительных проявлений ученика.

Материалы исследования показали, что преодоление отклонений в поведении младших школьников протекает наиболее успешно при сочетании убеждений с упражнениями детей в правильных действиях и поступках. Индивидуальный подход к школьнику осуществлялся в процессе целенаправленных индивидуальных бесед педагога с ребенком. Педагогически целесообразными оказались и групповые беседы: «Как себя вести?», «О культуре общения», «Я учусь владеть собой». Эти беседы вошли в коррекционно-развивающую программу, которая была составлена нами по результатам диагностики и анализа ситуации. (См. приложение)

Выбор тематики бесед  обусловлен основными причинами трудновоспитуемости школьников: недостатками семейного воспитания и психологическими особенностями возраста. Характер ребенка только складывается и имеет некоторые особенности: склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов. Происходит функциональное совершенствование мозга, постепенно изменяются процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но, по-прежнему, преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы.

 Беседы были представлены  в виде разнообразных оценочных  ситуаций, раскрывающих те или иные недостатки в поведении школьника. Они вызывали определенный интерес и активность у детей. Создавались естественные и педагогически продуманные ситуации, условия и обстоятельства, которые заставляли ребенка активно думать, принимать этические решения, накапливать положительный нравственный опыт. Соблюдение названных условий в сочетании с высоким педагогическим мастерством учителя приводит к положительным результатам в перевоспитании младшего школьника.

Преодоление отклонений в поведении детей второй группы требовало больше времени и усилий. В работе с ними, ведущим средством является целенаправленное включение ребенка в различные виды общественно полезной деятельности, способствующие накоплению положительного нравственного опыта, разрушению отрицательных привычек. Не менее важно налаживание педагогически целесообразного контроля за поведением школьника со стороны родителей и учителей.

В работе с третьей группой школьников на первое место выступают разъяснение и убеждение, направленные на обнажение отрицательных черт их поведения, и соответствующие упражнения в правильных действиях и поступках. Выполнение режима дня, единство требований к ребенку со стороны учителей и родителей обеспечивают положительный исход в его перевоспитании.

В результате исследования можно сделать вывод, что младшие школьники с отклонениями в поведении и нравственном развития нуждаются в специальных педагогических воздействиях, предусматривающих коррекцию их поведения.

 

Заключение

 

Кардинальные перемены, переживаемые нашим обществом во всех сферах политической и социально-экономической  жизни, не могут не распространяться на превентивную и пенитенциарную практику в области предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Содержание перестройки воспитательно-профилактической системы, прежде всего, определяется тем, что существовавшая ранее «карательная» профилактика, основанная на мерах социального контроля, общественно административного и уголовного наказания, должна быть заменена на охранно-защитную профилактику, представленную комплексом мер адекватной социально-правовой, медико-технологической и социально-педагогической поддержки и помощи семье, детям, подросткам, юношеству.

Государство располагает  разнообразными средствами  реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. К их числу могут  быть отнесены: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая  профилактика, виктимологическая профилактика, правовое предупреждение и др.

Достижение  желаемого эффекта  в профилактике правонарушений и  рецидивной преступности, несовершеннолетних возможно лишь при условии привлечения  к воспитательной работе с ними педагогов-профессионалов.

Анализ материалов исследования показал, что причинами отклонений в поведении младших школьников являются: педагогическая неграмотность  родителей, безнадзорность, вызванная  занятостью родителей, отрицательный  пример родителей, или аморальное поведение, нарушение структуры семьи.

Это приводит к возникновению  у детей неправильных представлений, привычек, потребностей.

Наиболее эффективными педагогическими приемами, используемыми  в нашей опытно – экспериментальной  работе являются: чуткое, внимательное, доверительное отношение к ребенку, укрепление у него веры в себя, в свои силы, опора на положительные качества личности.

 Материалы исследования  показали, что преодоление отклонений  в поведении младших школьников  протекает наиболее успешно при  сочетании убеждений с упражнениями детей в правильных действиях и поступках.

В результате исследования можно сделать вывод, что младшие  школьники с отклонениями в поведении  и нравственном развитии нуждаются  в специальных педагогических воздействиях, предусматривающих коррекцию их поведения.

Следовательно, преодоление  отклонений в поведении младших  школьников целесообразно и правомерно начинать в первые годы их обучения в школе. В связи с этим необходима специальная коррекционная и  профилактическая работа педагогов с данной категорией детей.

 

 

Список литературы

 

  1. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. – М.: Знание, 1979.
  2. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде). – М., 1975.
  3. Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. – Ереван: Луйс, 1980.
  4. Арсеньева М.И., Ермаков В.Д., Понкратов В.В. Криминологическая      характеристика возрастных параметров правовой ответственности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности. – М., 1994.
  5. Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. – М., 1994.
  6. Башкатов И.П. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних осужденных. – М., 1986.
  7. Башкатов И.П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой. Тюмень: ТГУ , 1985.- С.15-26.
  8. Беличева С.А. Парадоксы превентивной теории и практики // Психологический журнал. – 1987. –Т.8 - № 6. – С.36-40.
  9. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.
  10. Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников. Свердловск, 1973.
  11. Бестужев-Лада И.В. Факторы риска. – М., 1989.
  12. Богданова О.С. Роль нравственных норм в поведении младших школьников. – «Советская педагогика», 1973.
  13. Божович Л.Я. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  14. Борьба с групповыми правонарушениями несовершеннолетних / Под ред. И.П. Лановенко. – Киев: Наук. Думка, 1981.
  15. Букин В.Р. Научно-технологический процесс и психология ведущего. – Л., 1973.
  16. Вигх Й. Некоторые вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности: Сб. науч. Тр./Отв. Ред. В.В. Панкратов. – М., 1992.
  17. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. – М., 1986.
  18. Волков Б.С. Детерминистическая природа преступного поведения. – Каз., 1985.
  19. Данилин Е.М. Использование системы А.С. Макаренко в деятельности ВТК. – М., 1991.
  20. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. – М.: Юрид. лит., 1981.
  21. Драгунова Г.О. Психология подростка. – М., 1987.
  22. Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания. – М., 1990.
  23. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. – М., 1982.
  24. Игошев К.Е. Преступность и ответственность несовершеннолетних: Социально-психологический очерк. – Свердловск: Средне-Уральск. кн. изд-во, 1973.
  25. Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. – М., 1982.
  26. Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. – М.: Юрид. Лит., 1980.
  27. Калмыкова З. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога. 1982.
  28. Карелова Г. Пусть будут счастливы дети России.// Российская газета, 1997, 23 Окт.
  29. Карпец И.И. Преступное общество. – М., 1974.
  30. Кле М. Психология подростка. – М.:Педагогика, 1991.
  31. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – М.:Педагогика,1982.
  32. Кочетов А.И., Верницкая Н.Н. Работа с трудными детьми. – М.: Просвещение, 1986.
  33. Криминология. – М., 2000.
  34. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976.
  35. Кудрявцев В.Н., Миньковский Г.М., Сахаров А.Б. Понятие предупреждения преступности. – М., 1989.
  36. Кудрявцев В.Н. Социально-психологическая характеристика антиобщественного поведения – В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1985.
  37. Курбатова Т.Н. Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. Канд. Дисс. – Л., 1981.
  38. Макаренко А.С. Сочинения в 7 томах. – М., 1989.
  39. Миллз Т.М. О социологии малых групп. – Американская социология. – М.,  1975.
  40. Момов В. Человек, мораль, воспитание (Теоретико-методологические проблемы). – М., 1975.
  41. Мясищев В.Н. Трудные дети в массовой школе. – Д., 1993.
  42. Новоселова А.С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками. – Пермь: ПГПИ, 1982.
  43. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. – М., 1987.
  44. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1998.
  45. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000.
  46. Семенов В.Д. Педагогика среды. – Екатеринбург, 1993.
  47. Социально-психологические, социально-педагогические и индивидуально-личностные проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних / Под. Ред. В.Ф. Пирожкова и др. – М., 1980.
  48. Сухомлинский В.А. Трудные судьбы. – М., «Знание», 1969.
  49. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1979.
  50. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1975.
  51. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5-ти томах. – Киев, 1975.
  52. Трубицина Э.М. Возрастные особенности несовершеннолетних и молодых правонарушителей и определение мер воздействия на них в некоторых странах Восточной  Европы.// Воспитание школьника, 1998, №2, С.47-48.
  53. Хижченко Л.С. Положение в классе младших школьников с отклонениями в поведении: Психологическое изучение трудновоспитуемости школьников и несовершеннолетних правонарушителей. – М., 1984.
  54. Шляпочников А.С. Социально-экономические предпосылки основы предупреждения преступности.
  55. Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. – М., 1986.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Коррекционно - развивающая программа «Я учусь владеть собой».

 

Занятие 1

Цель: помощь детям в  адаптации к школе, что подразумевает в частности, развитие эмоциональной регуляции у детей, предупреждение и снижение тревожности, агрессии, страхов, повышение уверенности в себе и т.д.

Задачи:

  1. овладение средствами и способами анализа своего положительного или отрицательного (агрессивного) поведения, а так же поведение других людей.
  2. Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей. 

 

В качестве методического  материала для проведения данного  тренинга мы предлагаем воспользоваться  пособием: Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М. 1999.  -198с.

В этой книге говорится  о том, как развить у детей  способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональные  состояния других людей, которые формируются по мере личностного развития ребёнка.

 

Игра - «Ящик  с «обидками».

Эту игру можно предложить и девочкам и ребятам.

Цель: посредством активных действий выплеснуть свои негативные переживания.

Материалы: картонный  ящик и газета.

Ребёнок комкает куски  газеты в шары и кидает их в стену. Они падают, оставаясь на полу, а  он продолжает комкать всё новые  куски газеты и кидать в стену  до тех пор, пока не устанет. Если ребёнка  обидели, то ему можно посоветовать сопровождать каждый бросок словами.

 

Занятие 2

 

Цель: этикет и эмоции, обучаем детей управлять собой.

Детям предлагается разбиться  на пары и каждой из них предлагается изобразить:

    • двух людей, которые о чём – то спорят;
    • людей, которые что–то увлечённо друг другу рассказывают (желательно тему разговора взять актуальную и реальную);
    • Изобразить весёлого, хорошо одетого человека и неопрятного.

После каждой сценки обсудить положительные и отрицательные  моменты, акцентируя внимание детей  и подводя их к мысли, что, например, в первом случае важным является  манера разговаривать, уметь слушать и слышать собеседника, не перебивать его, и не повышать голос.

Во втором случае, важно  умение поддерживать беседу, нужно  знать то, о чем говоришь, и  уметь выразить свои мысли в доступной  форме.

В третьем случае, что с ухоженным и весёлым, доброжелательным человеком приятней общаться, чем с хмурым «грязнулей». Вспомнить ощущения ребят, когда они были нарядно одеты к празднику, их настроение, а так же сказку про Федору и т.д. Привести примеры в обсуждении как выглядит дом «чистюли» и «грязнули».

В домашнем задании попросить  ребят изобразить это в рисунках.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Культура общения

(беседа)

Цель: привлечь внимание учащихся к правилам этикета, заинтересовать нормами этикета.

Вот некоторые общие правила для приятнейшего ведения беседы, которые помогут школьнику быть приятным собеседником не только за столом, но и в любой ситуации.

1. Определим для начала, о чем говорить не следует.  Старайся не говорить о вещах,  которые могут неприятно задеть собеседника. Не говори пренебрежительно о, например, актере маленького роста «метр с кепкой», если тот, с кем ты его обсуждаешь, и сам невысок. Не расхваливай своего пса при товарище, собака которого недавно попала под машину. Не описывай красот каникулярного отдыха на Багамах, если ты знаешь, что родители твоего товарища-собеседника не в состоянии вывезти его даже в ближайшую деревню.

2. Не унижай других. Не задевай чувств своего собеседника,  не старайся его «подколоть», обидеть, возвыситься за его счет.

3. Не сплетничай. Об  отсутствующих говори только  хорошо. Мало того, что сплетничать  вообще позорно, твои слова  могут передать «по назначению» да еще и добавят своего. Как ты будешь смотреть в глаза тому, на чей счет ты пару дней назад «невинно прошелся» в беседе тет-а-тет.

4. Не обсуждай слишком  узких проблем, которые, кроме  тебя, никому не интересны.

5. Каждому собеседнику  - свою тему. С одноклассником  можно обсудить проблемы новой учительницей. А бабушка из этого всего поймет только, что ты не в ладах с преподавательницей и тебе грозит двойка. Ячмень на глазу твоего двоюродного брата вряд ли заинтересует директора школы. А скандальчик между мамой и тетей, из-за того, кто лучше помнит события десятилетней давности, лучше вообще ни с кем не обсуждать.

6. На улице и в общественном месте не надо разговаривать слишком громко, чтобы это слышали посторонние. Не думайте, что незнакомые люди обратят на вас восторженное внимание: «Ах, какие они смелые!» или «Ах, какие остроумные», или «О, боже мой, какая крутизна!» Скорее всего подумают: «Какая невоспитанность!» И скучно отвернутся.

7. Вообще не следует говорить слишком громко. Если на твои слова не обращают внимания, то это, скорей всего, не потому, что ты говоришь слишком тихо, а потому, что ты говоришь неинтересно или путано. А может быть, твой собеседник не умеет слушать. Тогда не стоит тратить на него голосовые связки.

Информация о работе Профилактика девиантного поведения подростков