Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 01:23, доклад
Среди участников конфликта различают:
- оппонентов – это стороны, которые выступают в противостояние из-за притязаний на объект конфликта;
- вовлеченные группы;
- заинтересованные группы.
Что такое конфликт.
Типы конфликтов.
Причины возникновения конфликтов.
Конфликт проходит в своем развитии несколько этапов.
Этапы разрешения конфликта.
Какова суть профилактики конфликтов?
Каковы основные направления деятельности по предупреждению конфликтов?
Как осуществляется профилактика конфликтов?
Министерство образования РФ
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Факультет Экономики Менеджмента и Инноваций
Кафедра: «Менеджмент»
Доклад:
Профилактика конфликта
Выполнил: студент группы 10-МЕНк
Селина Анастасия Сергеевна
Проверил: доцент Куликова Л.Г.
Нижний Новгород
2011 год
Содержание
Что такое конфликт.
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение), столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
Среди участников конфликта различают:
- оппонентов – это
стороны, которые выступают в
противостояние из-за
- вовлеченные группы;
- заинтересованные группы.
Типы конфликтов.
Причины возникновения конфликтов.
1. «Позиционный
дефицит». Невозможность одновременного
исполнения одной роли или
функции несколькими
2. «Дефицит
источников». Разные
3. Формирование агрессивных реакций человека.
4. Ограниченность
в ресурсах; различия в уровне
образования, манерах
5. Низкий уровень коммуникации.
6. Низкая культура поведения.
Конфликт проходит в своем развитии несколько этапов.
Этапы разрешения конфликта.
Какова суть профилактики конфликтов?
Профилактика конфликтов
заключается в такой
Профилактика конфликтов — это их предупреждение в широком смысле слова. Цель профилактики конфликтов — создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними.
Предупредить конфликты
гораздо легче, чем конструктивно
разрешить их. Как показывает практика,
профилактика конфликтов не менее важна,
чем умение конструктивно их разрешать.
При этом она требует меньших
затрат сил, средств и времени
и предупреждает даже те минимальные
деструктивные последствия, которые
имеет любой конструктивно
Каковы основные направления деятельности по предупреждению конфликтов?
Деятельность по предупреждению
конфликтов могут осуществлять сами
участники социального
Создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций. Полностью исключить возникновение предконфликтных ситуаций в коллективе, организации, обществе невозможно. Однако создать объективные условия для минимизации их количества и разрешения неконфликтными способами не только возможно, но и необходимо. К числу этих условий относятся, в частности, следующие: создание благоприятных условий для жизнедеятельности работников в организации; справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе, организации; наличие правовых и других нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций; успокаивающая материальная среда, окружающая человека (удобная планировка помещений, наличие комнатных растений и пр.).
Оптимизация организационно-управленческих
условий создания и функционирования
компаний — важная объективно-субъективная
предпосылка предупреждения конфликтов.
К объективно-субъективным условиям
предупреждения конфликтов относят
организационно-управленческие факторы,
включая оптимизацию
Как осуществляется профилактика конфликтов?
Социальное взаимодействие носит непротиворечивый характер тогда, когда оно сбалансировано. Существует пять основных балансов, сознательное или неосознанное нарушение которых может привести к конфликтам.
Одним из них является поддержание
в ходе взаимодействия баланса ролей.
Каждый из партнеров может играть
по отношению к другому роли старшего,
равного или младшего по своему психологического
статусу. Если партнер принимает
отводимую ему роль, то ролевого
конфликта не происходит. Поэтому
в ситуации социального взаимодействия
важно понять, какую роль играет
партнер, и какой роли он ожидает
от нас. Если ожидаемое партнером
распределение ролей нас
Предупреждению конфликтов способствует поддержание при взаимодействии людей и социальных групп баланса взаимозависимости в решениях и действиях. Каждому человеку изначально внутренне присуще стремление к свободе и независимости. Однако свобода каждого из нас не может обеспечиваться за счет свободы тех, с кем мы взаимодействуем. В ходе общения необходимо чувствовать, какая зависимость от нас партнера не является для него дискомфортной, и поддерживать комфортный баланс взаимозависимости.
В процессе совместной деятельности люди оказывают друг другу личные услуги. Анализ конфликтов между людьми показывает, что мы осознанно или подсознательно фиксируем услуги, которые оказали мы, и те, которые оказали нам. Нарушение баланса взаимных услуг во взаимодействии людей чревато напряженностью в их взаимоотношениях и возможным конфликтом. Если человек оказал сослуживцу личную услугу (подмена другого на работе, бескорыстная помощь в выполнении срочного задания и пр.), а в ответ не получил с течением времени услуги примерно такой же ценности, то баланс услуг нарушается, что приводит к нарушению гармонии во взаимоотношениях, а при значительном дисбалансе — к конфликтам.
Кроме баланса взаимных услуг люди, взаимодействуя друг с другом, в той или иной степени стремятся поддержать баланс ущерба. Если человеку нанесен существенный ущерб, то он испытывает желание причинить ответный ущерб тем людям, по чьей вине пострадал. Поэтому важным социально-психологическим условием профилактики конфликтов является ненанесение ущерба окружающим в процессе взаимодействия с ними. Нанесение ущерба нарушает сбалансированность межличностного или межгруппового взаимодействия и может стать основой конфликта.
Один из балансов, сохранение которого способствует профилактике конфликтов, состоит в сбалансированности самооценки и внешней оценки. В процессе социального взаимодействия люди постоянно оценивают друг друга. Анализ межличностных конфликтов показал, что, оценивая себя и результаты своей деятельности, человек в качестве основы оценки чаще выбирает положительные стороны своей личности и то, что ему удалось сделать в процессе работы. При оценке работы других людей (особенно подчиненных) человек чаще оценивает ее по тому, что подчиненному (или другому человеку) не удалось сделать по сравнению с идеалом, нормативными требованиями к деятельности и ее целью.
Говоря о балансах ролей, взаимозависимости в решениях и действиях, услуг, ущерба, самооценки и внешней оценки как предпосылках предупреждения конфликтов, необходимо подчеркнуть, что речь идет не об объективном, а о субъективно оцениваемом балансе. Потенциальной предпосылкой конфликта может быть субъективно оцениваемое нарушение баланса, которое превосходит опять-таки субъективно оцениваемую партнерами допустимую величину.
Список литературы