Проявление виртуальной зависимости в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить проявления виртуальной зависимости в юношеском возрасте.
Объект исследования: глобальная сеть Интернет, как способ организации межкультурной коммуникации.
Предмет исследования: виртуальное общение в юношеском возрасте.

Содержание

Введение…………………….……………………………………………………………………………3
. Теоретическое рассмотрение проблемы «виртуальной» зависимости в юношеском возрасте………………………………….…………..…………………………………….........................5
Интернет как способ межкультурной коммуникации………………….………………………....5
Психологические особенности общения в сети Интернет………………………………………..6
1.3 Способы общения в интернете. Интернет – этикет..……………………….………......................9
1.4 Последствия виртуального общения. Причины Интернет – зависимости ..……..……………..14
2. Эмпирическое исследование проявления виртуальной зависимости в юношеском возрасте.....20
2.1 Организация исследования…………………………………………………………………………20
2.2 Обработка и анализ результатов…………………………………………………………………...21
Заключение………………………………………….………………………………................................24
Список использованных источников.………………………………………………...………………..25
Приложение 1…………………………………………………………………………………………….26
Приложение 2…………………………………………………………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая интернет-зависимость.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

В связи с  рассмотренными особенностями можно  сделать вывод о том, что анонимность  общения влечет за собой целый  ряд последствий. Так в коммуникации посредством Интернет теряют свое значение невербальные средства общения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи «смайликов», физическое отсутствие участников коммуникации в акте общения приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно, как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает.

В Интернете  в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу  теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: пол, возраст, социальный статус, внешняя привлекательность, коммуникативная компетентностью человека.

Другое важное следствие физической непредставленности человека в текстовой коммуникации – это возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. Действительно, в текстовой коммуникации в сети Интернет люди часто создают себе так называемые «виртуальные личности», описывая себя определенным образом. Виртуальная личность наделяется именем, часто псевдонимом (который еще называют – «ник»). Существует точка зрения, согласно которой конструирование виртуальных личностей в Интернете – это отражение изменений структуры идентичности человека является отражением социальных изменений. Если человек полностью реализует все аспекты своего «Я» в реальном общении, мотивация конструирования виртуальных личностей у него, скорее всего, отсутствует, тогда общение в Интернете носит характер дополнения к основному виду общения [6].

Но виртуальное  общение может иметь и компенсаторный, замещающий характер, это происходит в случае формирования Интернет – зависимости. Поведенчески такая зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей реальной жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Интернет – зависимые получают в Интернете различные формы социального признания. Их зависимость может говорить о том, что в реальной жизни социального признания они не получают, а также о том, что в реальной жизни у этой группы людей могут существовать определенные трудности в общении, которые снижают их удовлетворенность реальным общением [15].

Как любое сообщество, культура общения в Интернете обладает своим собственным набором ценностей, стандартов используемого языка, символов, к которому приспосабливаются отдельные пользователи. Включаясь в такую группу, человек получает возможности поддержки позитивного образа «Я» за счет позитивной социальной идентичности [5].

Итак, в целом  можно сказать, что основными причинами обращения к Интернету, как инструменту общения может быть:

1. Недостаточное насыщение общением в реальных контактах – в подобных случаях пользователи быстро теряют интерес к Интернет – общению, если появляются новые возможности для удовлетворения соответствующих потребностей в реальной жизни.

2.  Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни – подобная возможность обусловлена особенностями общения посредством сети – анонимностью, нежесткой нормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком. Желанием переживания тех или иных эмоций объясняется и стремление к эмоциональному наполнению текста [2; 7].

    1. Способы общения в Интернете

 

В настоящее  время существует очень много  способов общения в Интернете, основными  из которых являются электронная  почта, форумы, разнообразные конференции, чаты, сетевые игры и многое другое.

Наиболее универсальное  средство компьютерного общения это – электронная почта (Е-мэйл), которая представляет собой аналог хорошо известной системы общения через письма, отправляемые в конвертах, отличающаяся при этом тем, что письмо существует в виде электронного сообщения, которое отправляется с компьютера адресанта на почтовый сервер, а затем доставляется адресату на его почтовый ящик. Вся процедура отправки такого письма при хороших условиях занимает не более 3–5 минут. Электронное письмо, как и обычное письмо в конверте, может содержать различные вложения в виде графических (фотографии, рисунки, картинки, схемы, таблицы), аудио (музыка, речь) и других видов файлов [8].

Электронной переписке  свойственны некоторые особенности:

  1. Общение носит межличностный или групповой характер.
  2. Общение всегда опосредовано и дистантно (в роли посредников выступает компьютер и почтовая служба).
  3. По способу взаимодействия виртуальное общение может быть монологом либо диалогом.
  4. Форма общения может быть письменная и устная (если общение идет с помощью звуковых речевых файлов, прикрепленных к письмам).
  5. Стиль речи может быть как официально – деловой, так и любой другой, вплоть до разговорной речи и использования ненормативной лексики.

Здесь многое зависит от уровня развития собеседников, их взаимоотношений и целей, которые ими преследуются.

Электронная почта  по сравнению с бумажной почтой имеет  некоторые преимущества, которые  состоят в следующем: мизерные затраты времени и денег на пересылку; меньшее количество требуемых данных для успешной доставки; возможность отправки вместе с письмом звуковых материалов; возможность отправки одного письма сразу нескольким адресатам; возможность переадресации писем и т.д. [11].

Но у e–mail имеются и такие недостатки, как: необходимость наличия компьютера, выхода в Интернет, электронного почтового ящика, а также элементарных знаний по управлению программным обеспечением ПЭВМ; при отправке большого числа прикрепленных файлов, либо файлов большого размера бывает целесообразнее воспользоваться обычной почтой [14].

Ещё один способ общения в Интернете это форумы, то есть организация обмена информацией и общения между большим количеством собеседников, которым небезынтересна тема обсуждения, которая и является причиной концентрации этих людей в одном месте для вынесения её на всеобщее обсуждения. Их главное отличие состоит в том, что при организации Интернет форумов не существует строгих ограничений на контингент участников – ими могут стать любые пользователи, зарегистрированные на том или ином форуме, не существует также и временных рамок обсуждения темы – процесс продолжается до тех пор, пока тема интересна для собеседников [9].

Существуют  различные по тематике, контингенту  участников и преследуемым целям форумы: одни являются Интернет – аналогами ранее проводившихся собраний по каким-либо темам, требующим дальнейшего обсуждения, другие существуют для организации общения людей (как правило имеющих дружеские отношения вне Интернета, т.е. в обычной жизни), по разным причинам не способных собраться в одном месте для живого неопосредованного общения. Форумы первого типа обычно имеют научную или социально–политическую тематику и преследуют соответствующие цели, в качестве которых может выступать решение каких–либо проблем, связанных с этой тематикой. Таким форумам присущи некоторая официальность и официально–деловой, научный или научно–публицистический стиль речи.

Форумы второго  типа отличаются, прежде всего, тематикой – обсуждаться могут различные бытовые сферы жизни, общественные события или же работы творцов в области искусства (в т.ч. музыки, живописи, поэзии и прозы и т.д.), а также неофициальностью общения. Кроме того, в зависимости от контингента участников, без ограничений используются все средства языка. Общение идет преимущественно в разговорном стиле речи, но жестких рамок здесь нет. Целями можно считать получение участниками различных знаний, опыта общения, а также получение некой истины в спорах относительно того или иного явления или индивидуальных предпочтений.

Всем форумам присущи правила: обсуждение любой темы начинается с монолога автора в виде статьи (отзыва/рецензии, мнения по какой либо из интересующей многих позиции), содержащего суть проблемы и аргументированные доводы автора в пользу той или иной точки зрения. Далее к обсуждению темы с автором подключаются все заинтересованные лица. Таким образом, способ взаимодействия можно назвать уже либо диалогом, либо полилогом, если общение идет между несколькими участниками, которые могут обращаться к автору или друг к другу. Цели обсуждений на форумах могут носить информативный, прескрептивный, эмотивный или же смешанный характер. Длительность обсуждения одной темы может составлять как от нескольких часов, так до нескольких месяцев или даже лет [13].

Преимущества  Интернет форумов перед живым общением:

  1. Отсутствие необходимости совершать переезды к месту проведения форума – достаточно включить компьютер и набрать электронный адрес.

      2.  Колоссальная экономия времени, сил и денег при участии в форуме.

      3.  Возможность принимать участие сразу в нескольких форумах.

      4. Отсутствие физического контакта с оппонентами исключает возможность применения физической силы в спорных ситуациях.

      5.  Период проведения форума не имеет жестких временных рамок.

Недостатки  Интернет – форумов заключаются в следующем: необходимо наличие компьютера, выхода в Интернет, электронного почтового ящика, регистрации на форуме, а также элементарных знаний по использованию программного обеспечением ПЭВМ; частое отсутствие визуального представления о собеседниках в виду их нежелания выставлять свои фото на всеобщее обозрение.

Разновидностью  форумов, отличающихся от них отсутствием какой–либо определенной научной или социальной тематики, являются чаты. Создаются они непосредственно для стимуляции живого группового общения в основном молодых людей. Такое общение проходит в виде полилога часто незнакомых людей, преследующих цель – заведение знакомств [8].

Подобно живому знакомству, для реализации указанной  цели, как правило, существует несколько этапов: участники, читая различные высказывания, находят близкого или интересного им человека с которым, поначалу, обмениваются общей информацией о себе, либо открыто предлагают ему познакомиться. Далее следует диалог, который существует для «прощупывания» собеседника, и, в конечном итоге, если собеседники заинтересованы друг в друге, они договариваются о встрече на «большой земле». При этом все участники, находящиеся в чате имеют возможность наблюдать за их общением или присоединяться к ним. Отличительной особенностью является относительная кратковременность (по сравнению с форумами) каких–либо дебатов между оппонентами. Преимущества и недостатки общения в чате аналогичны преимуществам и недостаткам общения на форумах.

Несколько иным способом общения в Интернете является конференция, ее устройство напоминает доску объявлений, и газету одновременно. Никакого списка участников конференции не существует. Получать и отправлять сообщения может любой, чей компьютер связан с каким–нибудь другим компьютером, который получает сообщения конференции. Все рассылаемые сообщения разделены на группы по темам, и для того, чтобы получать сообщения группы, надо на эту группу подписаться, то есть включить имя этой группы в список на своем персональном компьютере (ПК). Такое устройство конференции позволяет получать все сообщения по интересующим темам, независимо от того, кто их написал, и рассылать сообщение, не беспокоясь об адресах получателей – его прочтут те, кого оно может заинтересовать.

Основные участники конференций – люди, которым важно не столько межличностное общение, сколько интеллектуальное. Как правило, это профессионалы, которые ищут здесь ответы на свои профессиональные вопросы. Такие люди, если и вступают в сетевой разговор, – то чаще всего для того, чтобы получить полезную информацию [6].

Существует  и такой способ общения в Интернете  как «Ай Сик Ю» (ICQ – "I Seek You" – "Я тебя ищу" или просто «аська»), «Одноклассники» и «В контакте» – эти программы, позволяют общаться со своими друзьями в «он–лайн» – т.е. в режиме реального времени. Они действуют по принципу электронной почты, только принцип ее работы ещё быстрее. Такой способ общения чем–то напоминает перебрасывание записками. Можно посылать им сообщения, разнообразные файлы, вызывать на чат, посылать приглашение для запуска сетевых программ и т.д.

Существует  и много других способов виртуального общения в Интернете – это и сетевые игры (стратегические и интеллектуальные), и виртуальный мир (как сообщество людей, которые строят интерактивную виртуальную жизнь), и клубы (которые похожи на смесь конференции и чата) [5].

 

Интернет – этикет

Необходимо  отметить ряд характерных особенностей коммуникации при помощи компьютерных сетей. Во – первых, возможность одновременного общения большого числа людей, находящихся в разных частях света, и, следовательно, живущих в разных культурах; во – вторых, невозможность использования большей части невербальных средств коммуникации и самопрезентации; в – третьих, обеднение эмоционального компонента общения; и, в – четвертых, анонимность и снижение психологического риска в процессе общения. Указанные характеристики приводят к выработке новых форм и стилей взаимодействия и возникновению своеобразного Интернет – этикета [5].

Так Интернет – этикет содержит в себе негласные правила общения, так называемые заповеди, основные из которых такие:

Информация о работе Проявление виртуальной зависимости в юношеском возрасте