Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 21:26, курсовая работа
Цель исследования: изучить проявления виртуальной зависимости в юношеском возрасте.
Объект исследования: глобальная сеть Интернет, как способ организации межкультурной коммуникации.
Предмет исследования: виртуальное общение в юношеском возрасте.
Введение…………………….……………………………………………………………………………3
. Теоретическое рассмотрение проблемы «виртуальной» зависимости в юношеском возрасте………………………………….…………..…………………………………….........................5
Интернет как способ межкультурной коммуникации………………….………………………....5
Психологические особенности общения в сети Интернет………………………………………..6
1.3 Способы общения в интернете. Интернет – этикет..……………………….………......................9
1.4 Последствия виртуального общения. Причины Интернет – зависимости ..……..……………..14
2. Эмпирическое исследование проявления виртуальной зависимости в юношеском возрасте.....20
2.1 Организация исследования…………………………………………………………………………20
2.2 Обработка и анализ результатов…………………………………………………………………...21
Заключение………………………………………….………………………………................................24
Список использованных источников.………………………………………………...………………..25
Приложение 1…………………………………………………………………………………………….26
Приложение 2…………………………………………………………………………………………….27
1. Помните о человеке!
Не забывайте, что даже через
посредство мертвой Сети и
напичканного электроникой
2. Следуйте в Сети тем
же правилам, которым вы следуете
в реальной жизни. Нарушение
законов человеческого общения,
3. Помните, что вы находитесь
в киберпространстве! Его
4. Бережно относитесь ко времени и мнению других людей! Обращайтесь за помощью только тогда, когда это действительно необходимо – и в этом случае вы всегда можете рассчитывать на помощь и поддержку ваших коллег. Однако не дергайте других пользователей по пустяками – иначе, в конце концов, с вами просто перестанут общаться. Помните, что сетевое время не только ограничено, но и для многих весьма дорого! И, помимо ваших проблем, у ваших собеседников могут быть еще и собственные.
5. Старайтесь выглядеть достойно в глазах своих собеседников! Не экономьте свое время на "условностях" типа правил хорошего тона или, скажем, правил грамматики и орфографии. Даже искренние комплименты теряют в весе и убедительности, будучи воплощенными в грамматически и орфографически неправильной и ошибочной форме.
6. Не пренебрегайте советами знатоков и делитесь своими знаниями с другими! Будьте благодарны тем, кто тратит свое время, отвечая на ваши вопросы. Но и сами, получив письмо с вопросом от другого пользователя, не спешите отправлять это послание в мусорную корзину, каким бы нелепым и наивным оно вам не казалось.
7. Сдерживайте страсти. Вступать в дискуссии никакой этикет не запрещает, однако не опускайтесь до брани и ругательств – пусть даже ваш визави сознательно провоцирует вас на это.
8. Относитесь с уважением не только к своей, но и к чужой приватности! Если вы по каким–то причинам хотите сохранять анонимность в Сети, признавайте эти права и за вашим собеседником. Более того – он имеет право на анонимность и приватность, даже если вы выступаете "с открытым забралом". Побочное следствие из этого правила: не публикуйте информацию из ваших приватных писем без согласия их отправителей, не копайтесь в чужих почтовых ящиках и, в конечном итоге, в чужих компьютерах!
9. Не злоупотребляйте своей властью и влиянием в Сети! Завоевать доверие трудно, а потерять – так легко!
10. Будьте терпимы к недостаткам окружающих вас людей! Не смотрите на то, соблюдают или нет ваши собеседники правила сетевого этикета, соблюдайте их сами! В конце концов, предельно вежливо порекомендуйте собеседнику ознакомиться с этими правилами.
Итак, при общении в Сети следует избегать грубых, а особенно нецензурных выражений. Необходимо, помнить, что написанное вами могут читать разные люди, в том числе дети. Это также справедливо для любых публичных высказываний, в том числе для текстов, помещаемых в гостевые книги и доски объявлений, при написании электронных писем, и особенно – при помещении текстовых сообщений в группы новостей.
При работе с группами новостей нужно помнить, что во многих группах есть модераторы, т.е. это люди, следящие за порядком в конкретной группе. В случае некорректного поведения модератор имеет право не только предупредить пользователя, нарушившего порядок, но и отключить его от группы, причем в некоторых случаях модератор отключает целый узел (т.е. сервер). Через конференции проще всего находить единомышленников, организовывать Фан–клубы, либо научные сообщества, а также конференция незаменима для научных дискуссий. При помощи конференции можно обсуждать интересующую тему в такой компании, собрать которую в одном месте для личной беседы стоило бы бешеных денег и непредсказуемых затрат времени и сил.
Существует и много других способов виртуального общения в Интернете – это и сетевые игры (стратегические и интеллектуальные), и виртуальный мир (как сообщество людей, которые строят интерактивную виртуальную жизнь), и клубы (которые похожи на смесь конференции и чата) и др. [15].
Наиболее тяжелым последствием виртуального общения является возникновение Интернет – зависимости. На сегодняшний день это одна из «модных тем» в «веб – психологии», ей посвящено множество работ, т.к. Интернет – зависимость стала реальной проблемой современного общества. Причины возникновения Интернет – зависимости часто связывают именно с общением. Так, например, по данным К. Янг, Интернет – зависимые чаще всего используют чаты (37 %), телеконференции (15%), электронную почту (13 %), информационные протоколы (2 %). То есть, 91 % Интернет – зависимых активно пользуются сервисами Интернет, связанными с общением, тогда как в том же исследовании установлено, что Интернет – независимые используют возможности Интернет для получения информации и поддержания ранее установленных контактов. Рассмотрим подробнее, что такое Интернет – зависимость, какие причины связывают с ее возникновением и какие психологические особенности отличают Интернет – зависимых пользователей (в частности, особенности сетевого общения) [1].
Понятие и критерии Интернет – зависимости
Проблема Интернет – зависимости рассматривается в зарубежной психологии с 1994 года. Первыми с ней столкнулись врачи – психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию он – лайн. По мнению психиатров, Интернет-зависимость определяется как "навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off –line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on –line". Исследователи приводят различные критерии Интернет –зависимости.
Кимберли Янг приводит следующие симптомы Интернет – зависимости:
1. Навязчивое желание проверить e –mail.
2. Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет.
3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет.
4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.
Схожие критерии приводит Иван Голдберг. По его мнению, можно констатировать Интернет – зависимость при наличии 3 или более пунктов из следующих:
1. Толерантность.
1.1. Количество времени, которое нужно провести в Интернет, чтобы достичь удовлетворения, заметно возрастает.
1.2. Если человек
не увеличивает количество
2. Синдром отказа.
2.1 Характерный "синдром отказа":
2.1.1. Прекращение или сокращение времени, проводимого в Интернет.
2.1.2. Два или больше из следующих симптомов (развиваются в течение периода времени от нескольких дней до месяца): психомоторное возбуждение; тревога; навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет; фантазии или мечты об Интернет; произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре.
2.2. Использование Интернет позволяет избежать симптомов "синдрома отказа".
3. Интернет часто используется в течение большего количества времени или чаще, чем было задумано.
4. Существуют
постоянное желание или
5. Огромное количество
времени тратится на деятельнос
6. Значимая социальная, профессиональная деятельность, отдых прекращаются или
редуцируются в связи с использованием Интернет.
7. Использование Интернет продолжается, несмотря на знание об имеющихся периодических или постоянных физических, социальных, профессиональных или психологических проблемах, которые вызываются использованием Интернет (недосыпание, семейные (супружеские) проблемы, опоздания на назначенные на утро встречи, пренебрежение профессиональными обязанностями, или чувство оставленности значимыми другими) [1].
Также было установлено, что Интернет – зависимые часто "предвкушают" свой выход в Интернет, чувствуют нервозность, находясь off – line, врут относительно времени пребывания в Интернете, и чувствуют, что Интернет порождает проблемы в работе, финансовом статусе, а также социальные проблемы, например, студенты страдают от академической неуспеваемости и ухудшения отношений (приводится по К. Янг).
Причины Интернет – зависимости
В уже упоминавшемся исследовании К.Янг было установлено, что "Интернет – независимые пользуются преимущественно теми аспектами Интернет, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства. Интернет – зависимые преимущественно пользуются теми аспектами Интернет, которые позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в высокоинтерактивных среде". То есть, большая часть Интернет – зависимых пользуется сервисами Интернет, связанными с общением. Относительно того, какие особенности Интернета являются для них наиболее привлекательными, 86% Интернет – зависимых назвали анонимность, 63% - доступность, 58% - безопасность и 37% - простоту использования.
По мнению Буровой В.А., притягательным в качестве средства "ухода" от реальности Интернет делает:
1. Возможность анонимных социальных интеракций (здесь особое значение имеет чувство безопасности при осуществлении интеракций, включая использование электронной почты, чатов, ICQ и т.п).
2. Возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы "Я"; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире).
3. Чрезвычайно
широкая возможность поиска
4. Неограниченный доступ к информации ("информационный вампиризм") занимает последнее место в списке, т.к. в основном опасность стать Интернет – зависимым угрожает тем, кто ищет общение, а не информацию.
По данным Янг, Интернет – зависимые используют Интернет для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения; возможности "творения персоны", вызывая тем
самым определенную реакцию окружающих, получения признание окружающих.
Социальная поддержка в данном случае осуществляется через включение человека в некоторую социальную группу (чат, телеконференцию) в Интернете. Включаясь в такую группу, человек получает возможности поддержки позитивного образа "Я" собеседниками.
По мнению Янг, участники виртуального общения становятся способными принимать больший эмоциональный риск путем безболезненного высказывания суждений, противоречащих мнению других людей. Часто в реальной жизни эти люди не могут высказать нестандартные, «социально опасные» мнения даже своим близким знакомым и супругам. В киберпространстве они могут выражать эти мнения без страха отвержения, конфронтации или осуждения потому, что другие люди являются менее досягаемыми. Кроме того, Интернет особенно важен для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным (внутренним или внешним причинам) обеднена в сфере межличностных отношений. В этих случаях, люди скорее используют Интернет как альтернативу своему реальному окружению.
Интернет – зависимость также может вызываться психопатологией: К.Янг установила, что различная степень депрессии коррелирует с Интернет – зависимостью. Депрессивные больные, которые больше других испытывают страх отвержения и больше других нуждаются в социальной поддержке, пользуются Интернет, чтобы преодолеть трудности межличностного взаимодействия в реальности.
В целом, очевидно, что большая часть Интернет – зависимых остаются в сети из –за общения ради общения. Это говорит о компенсаторном характере общения в Интернет у данной группы людей. Интернет – зависимые получают в Интернет различные формы социального признания, вероятно, не получаемого ими в реальной жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что. Интернет – зависимость является одним из видов социальных зависимостей, характерной для лиц, имеющих определенные личностные особенности, способствующие ее формированию. Возможно более глубокое понимание феномена Интернет – зависимости через сопоставление различных видов зависимости (наркоманических зависимостей, патологического влечения к азартным играм, булимии, со – зависимости и т.п.) и выделение некоторых общих закономерностей ее формирования. По мнению исследователей, на
сегодняшний день вряд ли стоит ожидать широкого распространения Интернет – зависимости в нашем обществе [4].
Информация о работе Проявление виртуальной зависимости в юношеском возрасте