Проявление гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: особенности проявления гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:
1. Изучить понятие гиперактивность , его причины и симптомы проявления.
2. Рассмотреть характеристики проявления гиперактивности.
3. Разработать методические рекомендации по преодалению синдрома гиперактивности.
4. Провести эмпирическое исследование гиперактивности у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………….
Глава 1.Теоретическое изучение проблемы гиперактивности в психолого – педагогической литературе …………………………………….
1.1Гиперактивность его понятие в разной психолого- педагогической литературе………………………………………………………...
1.2 Особенности проявления гиперактивности……………….
1.3 Профилактика по преодолению гиперактивности…………
Выводы по 1 главе………………………………………………..
Глава 2. Эмпирическое исследование проявления гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста………………………………….
2.1 Цели, задачи и методы исследования…………………………
2.2 экспериментальное психолого- педагогическое исследование проявления гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста……..
2.3. Методические рекомендации ………………………………...
Выводы по 2 главе………………………………………………….
Заключение………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

иследовательская по тополевской.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Среди детей  в так называемых ползунковых  группах попадаются дети, приносящие до чрезвычайности много беспокойства: они дерутся, царапаются, кусаются. Мать и дитя скоро попадают под  обстрел родительских упреков и становятся нежеланными в этой группе [].

Такой ребенок  упрям, без видимых причин им овладевают припадки ярости, он все разрушает, иногда наносит самому себе травмы, проявляет агрессивность по отношению  к другим детям, а иногда и к  взрослым, становясь просто непереносимым. Физическое развитие этих детей проходит по-разному: есть такие, кто уже в 9 - 10 месяцев может ходить, а в 15 месяцев они хорошо говорят [].

Другие, напротив, созревают медленно, начинают ходить с 14 - 16 месяцев, а говорить - только к двум-трем годам. Но как только они пошли, близкие лишаются спокойной жизни. Все, что попадает в руки этих детей, разбирается на части, бросается, раскидывается. Созидательная, конструктивная игра у таких детей практически отсутствует. Деструкция и хаос характеризуют их игровое поведение. Ребенок выбегает из дома на улицу, лазает через заборы, подвергает себя опасности, его приходится все время искать, словом, он доставляет родителям беспредельное беспокойство [].

 Трехлетний возраст является для ребенка особенным. С одной стороны, в это период энергично развивается внимание и память. С другой, наблюдается первый, трехлетний кризис. Основное содержание этого периода - негативизм, упрямство и строптивость. Ребенок активно отстаивает границы влияния на себя как личность, свое «Я» [].

Зачастую в 3 - 4 года, до поступления ребенка в  детский сад, родители не считают  его поведение ненормальным и  не обращаются к врачу. Поэтому когда  малыш идет в сад, и воспитатели  начинают сетовать на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятным сюрпризом. Все эти «внезапные» проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новоиспеченными требованиями, предъявляемыми ему на фоне повышения физических и психических нагрузок [].

Ухудшение течения  заболевания происходит с началом  систематического обучения (в возрасте 5 - 6 лет, когда начинаются занятия  в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст является драматическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление. Эмоциональное развитие малышей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, задерживается, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью , заниженной самооценкой [].          

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется  произвольность внимания, увеличивается  время, отведенное на занятия, что требует от детей усидчивости, саморегуляции. Эмоциональное развитие детей с СДВГ как правило задерживается, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки зачастую сочетаются с тиками, головными болями, страхами. Не смотря на то, что дети с СДВГ обладают хорошим интеллектом, тем не менее, им сложно справляться на занятиях с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации и окончании работы. Дефицит внимания, самоконтроля и контроля подтверждается следующими особенностями поведения детей: перескакиванием с одного дела на другое, недостаточно четкой пространственной координацией движения  (заезжает  за контуры рисунка, задевает при ходьбе  за  углы).  Тело  ребенка  как  бы  не "вписывается" в пространство,  задевая  предметы,  натыкаясь  на  простенки, дверные проемы. Несмотря на то, что нередко у таких  детей  "живая"  мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как  бы  вне  ситуации: застывают, выключаются, "выпадают" из деятельности и из всей ситуации,  т.е. "уходят"  из  нее,  а  затем,  спустя  некоторое  время,   снова   в   нее "возвращаются". Дети с СДВГ часто страдают от сравнения с другими детьми: постоянные замечания взрослых способствуют формированию заниженной самооценки.Без проведения целенаправленной работы с детьми СДВГ в старшем  дошкольном  возрасте они не готовы к школьному обучению в связи с замедлением темпов функционального созревания коры головного мозга и подкорковых структур. Поэтому вопрос о готовности к школе для гиперактивных детей должен решаться в каждом конкретном случае психологом и наблюдающим ребенка врачом [].

 Н.Н. Заводенко отметил, что проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте есть совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, например в школьной деятельности. Родители и учителя часто сталкиваются с немалыми трудностями в обращении с такими детьми [].

Гиперактивность проявляется через сверхмерную двигательную активность, суетливость, многочисленные посторонние движения, которые сам ребенок не замечает. Для детей с этим синдромом характерны сверхмерная разговорчивость, неспособность усидеть на одном месте, длительность сна меньше нормы [].

Гиперактивные дети имеют также ряд особенностей эмоциональной сферы. Они не способны долго хранить обиду или вынашивать план мести, не склонны к запланированной, целенаправленной агрессии. Обиды они забывают быстро, вчерашний обидчик (или обиженный им) сегодня их лучший друг [].

По мнению Н.Н. Заводенко отношения со сверстниками у гиперактивных детей могут складываться по-разному, в зависимости от степени проявления синдрома. Почти всегда такие дети очень общительны, легко знакомятся как с ровесниками, так и со взрослыми [].

У гиперактивного дошкольника почти всегда много приятелей, однако, несмотря на общительность, ему редко удается выстроить длительные и глубокие дружеские отношения, потому что настоящая дружба требует «учета» чувств, мнений и настроений другого человека. А это ребенку дается с трудом, и, когда он подрастает, иногда начинаются жалобы: «А почему они со мной не играют?!» [].

 

Таблица 1

Диагностические критерии СДВГ

Измерения

Признаки

1.Нарушения                                     внимания

1. Ребёнок не  может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности.

2. Ему трудно  поддерживать внимание при выполнении  заданий или во время игр.

3. Легко отвлекается  на посторонние стимулы.

4. Не может  до конца закончить поставленную  задачу.

5. Слушает, но  кажется, что не слышит.

6. Избегает выполнения  задач, требующих постоянного  внимания.

7. Плохо организован.

8. Часто теряет  личные вещи, необходимые в школе  и дома (карандаши, книги, рабочие  инструменты, игрушки).

9. Забывчив.

II. Гиперактивность

Гиперактивность:

1. Ребёнок суетлив.

2. Неспособен  усидеть на одном месте.

3. Много, но  нецеленаправленно двигается 

4. Не может  тихо, спокойно играть или заниматься  чем-либо на досуге.

5. Всегда нацелен  на движение, ведёт себя как  «perpetuum mobile».

6. Болтлив.


 

1.3Профилактика по  преодолению гиперактивности

Коррекция СДВГ должна включать комплекс методик, т.е. быть «мультимодальной». Основными  направлениями являются: двигательная активность, психолого-педагогическая коррекция, семейная психотерапия, поведенческая  терапия, релаксационные методики, лечение сопутствующей патологии. К медикаментозной терапии прибегают только в случае неэффективности вышеуказанных методик. Для лечения сопутствующей патологии также предпочтительно применение разработанных немедикаментозных методов [].

Гиперактивным детям не рекомендуют игры с сильно выраженным эмоциональным компонентом (соревнования, показательные выступления), а также виды спорта со статистической нагрузкой (например, силовое троеборье). Полезны физические упражнения, носящие аэробный характер в виде длительного, равномерного тренинга лёгкой и средней интенсивности: бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде, водный и пеший туризм. При систематической физической нагрузке снижается стресс-реактивность, повышается моторный контроль и в целом повышаются адаптивные способности [].

Психолого-педагогическая коррекция. Изменив окружение ребёнка, отношение к нему в ДОУ и семье, можно повлиять на течение заболевания. При наличии эмоциональных нарушений проводят холдинг – терапию, используют методики для снятия повышенной тревожности, развития коммуникабельности, подбирают сферы деятельности, в которых ребёнок чувствовал бы себя уверенно, моделируют ситуации успеха [].

В цикл занятий  включают упражнения на развитие внимания и памяти. Однако в случае, когда затронуты области фронтальной коры, отвечающие за когнитивные функции, помогают методики развития мышления и речи, при этом происходит определенная компенсация нарушенных функций. При выявлении речевых нарушений необходимы логопедические занятия [].

Семейная психотерапия. СДВГ - это заболевание не только ребёнка, но и взрослых, и прежде всего матери, которая наиболее часто с ним контактирует. Мать гиперактивного ребёнка излишне раздражительна, импульсивна, у неё часто снижено настроение. Частота большой и малой депрессии среди матерей, имеющих гиперактивных детей, встречается в 18 и 20% случаев (по сравнению с 4-6% среди матерей обычных детей). Для снятия депрессивного состояния проводится психотерапевтическое лечение [].

Поведенческая психотерапия. Домашняя программа коррекции включает: а) изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку (демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя», взаимоотношения с ребёнком строить на доверии и взаимопонимании); б) изменение психологического микроклимата в семье (взрослые должны меньше ссориться, больше времени уделять ребёнку, проводить досуг всей семьёй); в) организацию режима дня и места для занятий; г) специальную поведенческую программу, предусматривающую преобладание позитивных методов воспитания [].

Негативные  методы для детей с СДВГ неэффективны. Порог чувствительности к отрицательным  стимулам у них очень высок, поэтому  они не восприимчивы к выговорам  и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Поэтому в общении с ребенком должны преобладать методы вознаграждения и поддержки [].

Выводы  по 1 главе.

Синдром гиперактивности  стал сейчас очень распростаненным. Он проявляется неусидчивостью, трудностью сосредоточения внимания, излишней подвижностью. Такие проявления являются нормальными у маленьких детей, но у школьников они мешают обучению и социализации [].

 Гиперактивные  дети плохо переносят ситуации, где требуется ограничение движений, мыслей, это вызывает у них  нарастание тревоги, которую они  пытаются избежать, начиная метаться, перескакивая в своем внимании с одного объекта на другой. Они одновременно и стремятся к близкому контакту с другими, требуют внимания, но одновременно и бегут от него, плохо перенося как общение, так и одиночество []. 

С момента рождения единственной активностью ребенка является действие и только постепенно, по мере развития мышления, появляется возможность заменить действие мыслью, представлением, словом. Эта способность позволяет приспособиться к реальности, получать отсроченное удовольствие []. 

У гиперактивных  детей недостаточно сформировано пространство «психологического», между эмоциями и конкретным действием нет промежуточного звена в виде осмысления, фантазий, психической переработки, которая  позволила бы канализировать возбуждение и тревогу в безопасное русло [].

 Они переживают  чувство внутреннего непостоянства.  Поэтому важнейшим моментом в  терапии таких детей будет  установление дистанции, формирование  пространства для психического  функционирования. 
Наше исследование показало, что в дошкольном возрасте гиперактивность имеет тенденцию к возрастанию. То есть в старшем дошкольном возрасте, к примеру, на 3% гиперактивных детей больше, чем в среднем дошкольном возрасте [].

Тенденция к  увеличению гиперактивности напрямую связана с увеличением образовательной нагрузки, обусловленной подготовкой детей к школе. 
Гиперактивные дети нуждаются в строгом режиме, и вся их деятельность должна носить максимально регулярный характер. В их расписании необходимо выделить время на дополнительные занятия. Чтобы такие дети охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Очень важно научить членов коллектива правильно обращаться с гиперактивным ребенком [].

 

Глава 2. Эмпирическое исследование проявления гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста.

2.1 Цели, задачи и методы исследования.

Цель  исследования – изучение степени выраженности гиперактивности у детей дошкольного возраста.

Информация о работе Проявление гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста