Проявление сознательного и бессознательного в поведении человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 09:37, реферат

Краткое описание

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических и идеалистических позиций, но на пути её материалистического понимания возникло множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине глава о сознании, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остаётся одной из наименее разработанных.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………….2
Сознание и бессознательное в психике и поведении человека……………………………………3
§ 1. Природа человеческого сознания……………………………………………...3
§ 2. Возникновение и развитие сознания…………………………………………..5
§ 3. Сознание и бессознательное…………………………………………………..7
Заключение………………………………………………………………………………………......11
Библиографический список…………………………………………………………………...……12

Вложенные файлы: 1 файл

Психология - контрольная работа.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Волго-Вятская академия государственной службы

ФИЛИАЛ в г. РЫБИНСКЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат № 1

 

 

 

По курсу «Психология и педагогика»

 

на тему № 3

«Проявление сознательного и бессознательного

в поведении человека»

 

 

 

 

 

 

Студент: ____________________

Группа: _____________________

№ зачётной книжки: __________

Преподаватель: Акимова Е. Ю. — 

кандидат психологических наук

Оценка: ________

Дата: «____»_________ 20____ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыбинск, 2007

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………………………….2

Сознание и бессознательное в психике и поведении человека……………………………………3

§ 1. Природа человеческого сознания……………………………………………...3

§ 2. Возникновение и развитие сознания…………………………………………..5

§ 3. Сознание и бессознательное…………………………………………………..7

Заключение………………………………………………………………………………………......11

Библиографический список…………………………………………………………………...……12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Существенное  отличие человека как вида  от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своём прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Всё это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

     Сознание  является высшим уровнем отражения  человеком действительности, если  психику рассматривают с материалистических  позиций, и собственно человеческой  формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических  позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических и идеалистических позиций, но на пути её материалистического понимания возникло множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине глава о сознании, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остаётся одной из наименее разработанных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сознание и бессознательное в психике и поведении человека

 

§ 1. Природа человеческого сознания

     Независимо  от того, каких философских позиций  придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали  так называемую рефлексивную  способность, т. е. готовность сознания  к познанию других психических  явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без неё данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

     Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.

     Ощущение  себя познающим субъектом означает, что человек осознаёт себя  как отделённое от остального  мира существо, готовое и способное  к изучению и познанию этого мира, т. е. к получению более или менее достоверных знаний о нём. Человек осознаёт эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т. п.) такая способность теряется.

     Мысленное  представление и воображение  действительности – вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.

     Здесь, правда, есть одна сложность. Воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем и в этой связи возникает вопрос: имеем ли мы дело с сознанием в том случае, если они представляют собой «поток сознания» - спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций. Думается, что в данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о предсознании – промежуточном психическом состоянии между бессознательным и сознанием. Иными словами, сознание почти всегда связано с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.

     Представление  действительности, отсутствующей в  данный момент времени или  вовсе не существующей (воображение, грёзы, мечты, фантазия), выступает как  одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т. е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредотачивает всё своё внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т. п., рисуя и развивая в своём воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.

     Сознание  тесным образом связано с речью  и без неё в высших своих  формах не существует. В отличие  от ощущений и восприятия, представлений  и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них – осмысленность представляемого, или осознаваемого, т. е. его словесно-понятийная означенность, наделённость определённым смыслом, связанным с человеческой культурой.

     Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т. е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

     Сознание  почти всегда связано с употреблением  для обозначения осознаваемого  слов-         -понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.

     Третья характеристика  человеческого сознания – это  его способность к коммуникации, т. е. передаче другим лицам того, что осознаёт данный человек, с помощью языка и других  знаковых систем. Коммуникативные  возможности есть у многих  высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельство: с помощью языка человек передаёт людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т. е. объективную информацию об окружающем мире.

     Ещё одной  особенностью человеческого сознания  является наличие в нём интеллектуальных  схем. Схемой называется определённая  умственная структура, в соответствии  с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определённый порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение её к той или иной категории.

     Обмениваясь  друг с другом разнообразной  информацией, люди выделяют в  сообщаемом главное. Так происходит  абстрагирование, т. е. отвлечение от  всего второстепенного, и сосредоточение  сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и учится пользоваться им как средством общения и мышления. Обобщённое отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.

     Язык и  речь как бы формируют два  разных, но взаимосвязанных в  своём происхождении и функционировании  пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значения слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в различного рода толковых общеупотребительных и специальных словарях. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека.

     Смыслом слова  в психологии называют ту часть  его значения или то специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме ассоциированной с ним части значения, связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека.

     Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В  таком случае оно связано с  использованием второй сигнальной  системы, вызывающей и преобразующей  соответствующие образы. Наиболее  ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.

 

§ 2. Возникновение и развитие сознания

     Сознание  человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Эта такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознаётся как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определённо), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие её организации: ведь для того, чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т. е определена и выражена в слове.

     Точно так  же, по-видимому, в онтогенезе возникает  и начинает развиваться индивидуальное  сознание ребёнка. Для его становления  также необходимы совместная  деятельность и активное общение  взрослого с ребёнком, выделение, осознание и словесное обозначение цели  взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).

     Прежде чем  стать достоянием индивидуального  сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив своё всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, причём такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребёнка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путём его присвоения (интериоризации, социализации).

     Особо важное  значение для развития человеческого  сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им собственных творений.

     В начале  своего развития сознание человека  является направленным на внешний  мир. Человек осознаёт, что находится вне него, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделённый от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т. е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.

Информация о работе Проявление сознательного и бессознательного в поведении человека