Проявление сознательного и бессознательного в поведении человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 09:37, реферат

Краткое описание

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических и идеалистических позиций, но на пути её материалистического понимания возникло множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине глава о сознании, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остаётся одной из наименее разработанных.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………….2
Сознание и бессознательное в психике и поведении человека……………………………………3
§ 1. Природа человеческого сознания……………………………………………...3
§ 2. Возникновение и развитие сознания…………………………………………..5
§ 3. Сознание и бессознательное…………………………………………………..7
Заключение………………………………………………………………………………………......11
Библиографический список…………………………………………………………………...……12

Вложенные файлы: 1 файл

Психология - контрольная работа.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

     Второе направление  связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, всё больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются всё более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

     Каждая новая  историческая эпоха своеобразно  отражается в сознании её современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид всё глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.

     В данный  момент истории сознание людей продолжает развиваться, причём это развитие, по-видимому, идёт с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.

     Магистральным  направлением дальнейшего развития  человеческого сознания становится  расширение сферы осознаваемого  человеком в себе и окружающем  мире. Это, в свою очередь, связано  с совершенствованием средств  материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в революцию культурно-нравственную.

     Первые признаки  такого перехода мы начинаем  замечать уже сейчас. Это –  рост экономического благосостояния  разных народов и стран, изменение их идеологии и политики как на международной, так и на внутренней арене, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельным курсом идёт проникновение человека в тайны жизни, макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание людей.

 

§ 3. Сознание и бессознательное

 

     Сознание  не является единственным уровнем, на котором представлены психические  процессы, свойства и состояния  человека, и далеко не всё, что  воспринимается и управляет поведением  человека, актуально осознаётся им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это – те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

     Бессознательное  начало так или иначе представлено  практически во всех психических  процессах, свойствах и состояниях  человека. Есть бессознательные  ощущения, к которым относятся  ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

     Неосознаваемые  образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.

     Бессознательная  память – это та память, которая  связана с долговременной и генетической памятью. Эта та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчётливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь – это внутренняя речь.

     Есть и  бессознательная мотивация, влияющая  на направленность и характер  поступков, многое другое, не осознаваемое  человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внёс З. Фрейд.

     Бессознательное  в личности человека – это  те качества, интересы, потребности  и т. п., которые человек не осознаёт  у себя, но которые ему присущи  и проявляются в разнообразных  непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений – ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имён, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грёзы, мечты.

     Оговорки  представляют собой бессознательно  детерминированные артикуляционные  речевые действия, связанные с  искажением звуковой основы и  смысла произносимых слов. Такие  искажения, особенно их смысловой  характер, неслучайны. З. Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают от столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной целью поведения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда бессознательное побеждает сознательное, то возникает оговорка. Таков психологических механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений».

     Забывание  имён представляет собой другой  пример бессознательного. Оно связано  с какими-то неприятными чувствами  забывающего по отношению к  человеку, который носит забытое  имя, или к событиям, ассоциируемым  с этим именем. Такое забывание  обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имён.

     Особую категорию  бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворёнными или не вполне удовлетворёнными важными жизненными потребностями.

     Явное, осознаваемое  содержание сновидения не всегда, за исключением двух случаев, соответствует скрытым, бессознательным  намерениям и целям того человека, кому это сновидение принадлежит. Эти два случая – детские сновидения дошкольников и инфантильные сновидения взрослых людей, возникшие под влиянием непосредственно предшествующих сну эмоциогенных событий прошедшего дня.

     В своём  сюжетно-тематическом содержании сновидения почти всегда связаны с неудовлетворёнными желаниями и являются символическим способом устранения нарушающих нормальный сон импульсов, порождаемых этими желаниями. Во сне неудовлетворённые потребности получают галлюцинаторную реализацию. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и странными. Благодаря бессознательному смещению акцентов, замене и перегруппировке элементов явное содержание сновидения под действием цензуры становится совершенно непохожим на скрытые мысли сновидения. Для их расшифровки требуется специальная интерпретация, называемая психоанализом.

     Сама цензура  является бессознательным психическим  механизмом и проявляется в  пропусках, модификациях, перегруппировке  материала памяти, сновидений, представлений. Подсознательные мысли, по Фрейду, превращаются в сновидениях в зрительные образы, так что в них мы имеем дело с примером бессознательного образного мышления.

     Бессознательные  явления вместе с предсознательными  управляют поведением, хотя функциональная  роль их различна. Сознание управляет  самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях: а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения; б) когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа; в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может; г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае принятия немедленных действий.

     Подобного  рода ситуации возникают перед  людьми практически беспрерывно, поэтому сознание как высший  уровень психической регуляции поведения постоянно присутствует и функционирует. Наряду с ним многие поведенческие акты осуществляются на уровне пред- и бессознательной регуляции, так что в реальной действительности одновременно в управлении поведением участвуют многие различные уровни его психической регуляции.

     Вместе с  тем следует признать, что в  свете имеющихся научных данных  вопрос об отношениях между  сознательными и другими уровнями  психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остаётся  сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют различные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся в области предсознания, т. е. представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения, чем сознание. Таковы бессознательные ощущения, восприятие, память, мышление, установки.

     Другие бессознательные  явления представляют собой такие, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессознательного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляли собой сознательно контролируемые действия (ходьба, речь, умение писать, пользоваться различными инструментами).

     Третий тип  бессознательных явлений – те, о которых говорит З. Фрейд  в приведённых выше суждениях, касающихся личностного бессознательного. Это – желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры.

     Каждый из  типов бессознательных явлений  по-разному связан с поведением  человека и его сознательной  регуляцией. Первый тип бессознательного  есть просто нормальное звено  в общей системе психической  поведенческой регуляции и возникает на пути продвижения информации от органов чувств или из хранилищ памяти к сознанию (кроме головного мозга). Второй тип бессознательного также можно рассматривать как определённый этап на этом пути, но при движении как бы в обратном направлении по нему: от сознания к бессознательному, в частности к памяти. Третий тип бессознательного относится к мотивационным процессам и возникает при столкновении разнонаправленных, конфликтных с точки зрения морали мотивационных тенденций.

Заключение

     В заключение  следует отметить, что появление у человека сознания как высшей из известных форм развития психики стало возможным вследствие усложнения строения головного мозга. Уровень развития мозговых структур и способность к выполнению сложных трудовых операций находится в тесной взаимосвязи. Поэтому можно утверждать, что появление сознания у человека обусловлено как биологическими, так и социальными факторами. Приведённый выше материал свидетельствует о том, что возникновение сознания вне общества невозможно. Основными условиями возникновения и развития сознания являются соответствующий уровень биологической организации, наличие социального окружения и коллективный труд.

     При рассмотрении  материала о проявлении сознания  и бессознательного в поведении человека у меня возник вопрос о том, как изучить неосознаваемые процессы, если они не осознаются. Я считаю, что неосознаваемое в различных формах проявляется в сознании. При изучении неосознаваемых процессов мы оперируем такими исходными данными, как факты сознания, поведения и физиологические процессы. Комплексное использование таких данных позволяет изучать явления, которые относятся к сфере «бессознательного».

     Таким образом, психика человека чрезвычайно  сложна и включает в себя  не только сознание, но и процессы, которые не контролируются субъектом. Однако нельзя описать психику простым делением процессов на «сознательное и «бессознательное». Сфера бессознательного имеет свою сложную и, вероятно, иерархическую структуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

Бассин Ф. В. Прблема бессознательного (о неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). – М., 1968 (Понятие бессознательного: 15-66. Психология сознания: 123-160.)

Браунер Д. С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. – М., 1997. (Глаз, рука и сознание: 274-286. Сознание и его развитие: 377-403.)

Веккер Л. М. Психические процессы: В 3 т. – Т. 3. – Л., 1981. (Психика – речь – сознание: 285-325.)

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. I. – М., 1982. (Сознание как проблема психологии поведения: 78-98. Психика, сознание и бессознательное: 132-148.)

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. (Деятельность, психика и сознание: 21-37.)

Келасьев В. Н. Структурная модель мышления и проблемы генезиса психики. – Л., 1984.

Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. – М., 1983. (О биологической и социальной обусловленности человеческого интеллекта: 17-126.)

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982 (1975). (Теория сознания: 23-33. Активность психического отражения: 56-72. Деятельность и сознание: 124-158.)

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – Т. I. – М., 1983. (Возникновение и развитие сознания человека: 222-279.). – Т. II. – М., 1983. (О механизме чувственного отражения: 6-30.) Общая психология. – М., 1986. Развитие психики и сознания: 63-91.)

Мерлин В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание. Учебное пособие к спецкурсу. – Пермь, 1990. (Самосознание: 81-108.)

Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. – Л. 1989. (Сознание, самосознание: 3-81.)

Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. – М., 1988. (Психологические аспекты проблемы сознания: 4-37.)

Информация о работе Проявление сознательного и бессознательного в поведении человека