Проявление физической и вербальной агрессии в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 00:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – дать по возможности полную характеристику агрессии в подростковом возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Агрессия как психологический феномен
1.1. Понятие агрессивности и агрессии
1.2. Причины агрессии, ее виды и механизм действия
Глава 2. Общая характеристика подросткового возраста
2.1. Основные психологические особенности подростков
2.2. Подростковый кризис
2.3. Развитие различных форм агрессии
Глава 3. Агрессивное поведение у подростков
3.1. Специфика агрессии в подростковом возрасте
3.2. Основание развития агрессии
3.3. Методы борьбы с детской агрессией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

 Обретение подростком и юношей личной идентичности является многоуровневым процессом, имеющим определенную структуру, состоящим из нескольких фаз, различающихся как психологическим содержанием ценностно-волевого аспекта развития личности, так и характером проблематики жизненных трудностей, переживаемых личностью.

Одна из причин подросткового кризиса и конфликтов с окружающими в этом возрасте - переоценка своих возросших возможностей, которая определяется стремлением  к известной независимости и  самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности, являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.

Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым сверстниками. Эмоциональное благополучие личности все больше и больше начинает зависеть от того места, которое она занимает в коллективе, начинается определяться прежде всего отношением и оценками товарищей. [20]

Интенсивно  формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться  в своем поведении. Зачастую у  юношей формируются системы своих  требований и норм, на совпадающие с требованиями взрослых.

Одним из важнейших  моментов в личности является развитие самосознания, самооценки; у молодых  людей возникает интерес к  себе, качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться в своих  чувствах и переживаниях. Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в формировании самооценки играет успешная деятельность. [13]

  Подростковый  кризис также понимается как  состояние, в котором могут  возникатьискажения отношений подростка с действительностью”. Одним из кардинальных признаков данного кризиса является переживание отчуждения своего Я (деперсонализации), своего одиночества и оторванности от мира.

Деперсонализация  является ключевым феноменом кризиса личности. Она         охватывает широкий круг расстройств — от ослабления образного компонента         восприятия окружающего, потери сопереживания к нему до случаев бредового         раздвоения личности. Разные авторы относят к деперсонализации как         глубоко патологические явления с феноменами полного отчуждения         собственной воли, мыслей и чувств, так и проявления десоциализации с         нарушением “правового чувства”, способности различать добро и зло,         справедливость и подлость и т. д.

 Применительно к понятию кризиса личности деперсонализация выступает,   прежде всего, как экзистенциально-феноменологический признак. Процесс открытия своего Я, склонность к самонаблюдению, столкновение между преувеличенной самооценкой и оценкой окружающими ведет к противоречивым пубертатным конфликтам: от отрицания авторитетов до стремления к  зависимости от них.

Подросток ощущает  себя    незащищенным, сомневающимся  в своей идентичности и автономности, он  лишен чувства последовательности и связанности своих действий. Это    приводит к тому, что его жизнь направлена на самосохранение себя, а    обстоятельства жизни воспринимаются как угрожающие его существованию.

      Неуверенность в стабильности своего внутреннего мира, обеспокоенность   тем, что этот мир может быть утерян, составляют основу постоянного    стресса.

С кризисными процессами самосознания тесно связаны специфически подростковые реакции группирования, значение которых в формировании мотивов преступления огромно. Повинуясь  законам группы, порой столь же   иррациональным, сколь и неотвратимым, подростки идут на невероятно жестокие преступления для того, чтобы, как им кажется, восстановить жизненно важную для них связь собственного Я с группой.

  Кризис подросткового возраста – абсолютно нормальное явление, свидетельствующее о развитии личности, но при наличии некоторых неблагоприятных факторов и условий это кризисное состояние приводит к агрессивному поведению.

 

2.3. Развитие различных форм агрессии

 

Проявления  агрессивности могут быть различными, однако специалисты выделяют две основные группы: вербальную (словесную) и физическую агрессию.

Словесная агрессия гораздо более широко распространена среди подростков и не настолько опасна, как агрессия физическая. Однако это вовсе не повод для того, чтобы поведение подростка не вызывало тревоги у родителей. Ведь словесная агрессия при наличии определенной склонности и благоприятных обстоятельств легко может привести к агрессии физической, последствия проявления которой могут быть самими различными — вплоть до уголовного наказания.

Словесная агрессия в поведении  подростка выражается в:

-  постоянных отпорах, противоречии точке зрения окружающих, выраженном в грубой словесной форме;

- отрицательных отзывах  о ком-либо и не всегда объективных  критических замечаниях, облаченных  в экспансивную и грубую форму  — высказывании мыслей активно-агрессивного  содержания ("Я его убью!" и  т.д.) или проклятий в адрес  кого-либо;

- выражении недовольства действиями других в виде ругани, брани, использовании обидных слов, а также выражений, смысл которых явно направлен на причинение обиды другому человеку (акцентирование внимания на недостатках, обидные прозвища, высмеивание каких-либо особенностей внешности или поведения человека, высказывание чувства ненависти и злости по отношению к кому-либо и т.д.);

- беспричинных оскорблениях  как знакомых, так и незнакомых  людей;

- попытке подчинить своей  воле путем словесных угроз  или словесного принуждения;

- частых упреках, по  большей части  безосновательных, в адрес взрослых членов семьи или педагогов;

- повышенном общем тоне  разговора. 

Вербальная агрессия - одна из самых распространенных форм агрессивного поведения подростков, поскольку, с  одной стороны, это самый доступный способ разрешения конфликтов и одновременно в меньшей степени наказуемое со стороны взрослых асоциальное поведение, а с другой стороны, именно вербальная агрессия часто служит специфичным доказательством социальной взрослости и компетентности подростка для сверстников и для самого подростка, своеобразным средством получения признания в среде сверстников и завоевания авторитета. [6]

Физическая агрессия выражается в различных формах физического воздействия — причинении боли, физических страданий, драчливости.

 В одном исследовании (Реан А. А., 1997) было показано, что  уровень физической агрессии подростков 14—17 лет коррелирует с уровнем общей самооценки личности. Чем выше была самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению физической агрессии.

Оказалось, кроме того, что  парциальные самооценки, такие, как  самооценка способности к лидерству  и самооценка своего «физического Я», коррелируют с такой формой агрессии, как негативизм. Таким образом, оппозиционная манера поведения, направленная против авторитетов и установившихся правил, в большей степени характерна именно для подростков с высокой самооценкой своих лидерских потенций, а также для подростков, высоко оценивающих свою физическую привлекательность и телесное совершенство. Очевидно в наибольшей степени подростковый негативизм выражен в том случае, когда обе эти парциальные самооценки «сходятся» в одной личности.

Агрессия может  также быть косвенной, то есть конкретно  ни на кого не направленной. Этот вид  агрессии также очень часто распространен среди подростков. Необъяснимые и немотивированные взрывы ярости, громкий крик, топанье ногами, удары ногами об стену или кулаками по столу — все это проявления косвенной агрессии. В качестве агрессивного поведения со стороны подростка можно также рассматривать и его общую склонность к раздражению, а также пассивное или активное противостояние установившимся авторитетам (негативизм).

Агрессивное поведение  может стать для подростка:

—способом достижения какой-либо цели (как конкретной, так  и абстрактной);

—своеобразным способом разрядки психики в условиях, когда она необходима и когда  других способов он либо не может найти, либо их на самом деле не существует;

—способом "блокирования" тех или иных потребностей и желаний, подавляемых более сильными (чаще всего, старшими по возрасту) людьми.

В исследовании (Семенюк Л. М., 1996) было показано, что  если у 10—11-летних подростков преобладают проявления физической агрессии, то по мере взросления у подростков 14—15 лет на первый план выходит вербальная агрессия. Это, однако, не связано со снижением проявления физической агрессии с возрастом. Максимальные показатели проявления всех форм агрессии (как физической, так и вербальной) обнаруживаются именно в 14—15 лет. Но динамика роста физической и вербальной агрессии по мере взросления неодинакова: проявления физической агрессии хотя и увеличиваются, но незначительно. А вот проявления вербальной агрессии растут существенно более быстрыми темпами.

Можно отметить также, что в более младшем  возрасте 10—11 лет между разными формами агрессии существует достаточно слабая дифференциация. То есть хотя они и выражены неодинаково, но различия между ними по частоте встречаемости невелики. В возрасте же 14—15 лет между различными формами агрессии обнаруживаются более четкие и явные различия по частоте встречаемости.

Структура проявления различных форм агрессии обусловлена  одновременно как возрастными, так  и половыми особенностями. В раннем подростковом возрасте у мальчиков  доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражена незначительно — они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии.

Однако, как  показывают исследования (Семенюк Л. М.), уже в возрасте 12—13 лет как у мальчиков, так и у девочек наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии, как негативизм. Напомним, что под негативизмом в концепции агрессии/враждебности Басса-Дарки понимается оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, которая может проявляться как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев. 
Второе место по частоте встречаемости в указанный возрастной период у мальчиков занимает физическая агрессия, а у девочек — вербальная. 
В более старшем возрасте (подростки 14—15 лет) у мальчиков доминируют негативизм и вербальная агрессия (которые представлены практически одинаково), а у девочек — вербальная агрессия. Физическая агрессия в 
этом возрасте не является доминантной формой проявления агрессии уже и у мальчиков. Следует отметить также, что, независимо от возраста, у мальчиков все формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек. [28]

 

 

3. Агрессивное поведение у подростков

3.1. Специфика агрессии в подростковом возрасте

 

Психические нарушения имеют определенные этапы  развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые         психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления,  развернутую стадию, этап завершения, период  остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.

 Поэтому  очень часто агрессивное поведение  подростка является для его   близких, знакомых, сверстников и  очевидцев совершенно неожиданным, ничем  не объяснимым.

Агрессия подростков может выражаться по-разному, в зависимости  от индивидуальных особенностей характера  ребенка и отношений в семье.

В каких основных формах выражается агрессия подростков?

  • Физическая агрессия: подросток использует физическую силу против других людей.
  • Вербальная агрессия: подросток выражает свои негативные чувства при помощи слов, угроз, крика и т.п.
  • Раздражительность: подросток грубит по малейшему поводу, становится резким и вспыльчивым.
  • Подозрительность: подросток негативно настроен по отношению к окружающим, не доверяет им, считая, что «все против него».
  • Косвенная агрессия: подросток пытается выражать свою агрессию, направленную на кого-то конкретного, посредством других людей (злые шутки, сплетни, травля).
  • Обида: подросток может обидеться по малейшему поводу, причем обида может быть направлена на конкретного человека (сверстника или взрослого) или «на весь мир».
  • Пассивно-агрессивное поведение (скрытая агрессия): подросток не делает то, что просят, или делает слишком медленно, забывает о просьбах и поручениях, оттягивает время.

В теориях возникновения  агрессии у подростков мы можем выделить две основные тенденции. [25]

        Речь вдет либо о преимущественно  биологическом механизме, в котором         подчеркивается роль нейрофизиологических медиаторов и функционального         состояния глубинных структур мозга, либо на первый план выдвигается         динамическая теория агрессивного поведения, предполагающая, что основным         механизмом агрессии является патологическое личностное развитие,         особенно в период жизненных кризисов.

Информация о работе Проявление физической и вербальной агрессии в подростковом возрасте