Психика животных и сознание человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 12:50, реферат

Краткое описание

Над этой темой работали такие видные психологи как Е.И. Рогов, Л.И. Фридман, К.Э. Фабри, А.Н Леонтьев, Р. Декарт и другие не менее выдающиеся психологи. Также проводили множество опытов над животными по развитию психики, поведения, рефлексии и приобретению навыков такие психологи-практики, как: Л. Морган, И.П. Павлов, Э. Торндайк, Р. Йёркс.
По теме развития психики человека и животных было выдвинуто несколько гипотез. К примеру, гипотеза, предложенная А.Н. Леонтьевым, о стадиях и уровнях развития психического отражения; философская точка зрения Р.Декарта, сущность которой состоит в том, что психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое - духовное - бытие, в противопоставление телу и всему внешнему материальному миру. Особый вклад в изучение мышления и интеллектуального поведения животных внес немецкий ученый В. Келер.

Содержание

Введение 2
Основная часть 2
Понятие психики и сознания 2
Развитие психики в животном мире 4
Сознание человека 5
Развитие высших психических функций у человека 6
Главные черты отличия психики животных от сознания человека 8
Сравнение познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти, речи) 11
Различия в научении, мышлении, интеллекте 12
Различия в мотивации и эмоциях 12
Заключение 13
Список литературы: 15

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 39.64 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение 2

Основная часть 2

Понятие психики  и сознания 2

Развитие  психики в животном мире 4

Сознание  человека 5

Развитие  высших психических функций у  человека 6

Главные черты  отличия психики животных от сознания человека 8

Сравнение познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти, речи) 11

Различия  в научении, мышлении, интеллекте 12

Различия  в мотивации и эмоциях 12

Заключение 13

Список литературы: 15

 

Введение

 

В своей работе по теме «Психика животных и сознание человека» я хочу рассказать о развитии психики животных, провести сравнение сознания человека и психики животных, найти, чем они схожи, и что их отличает.

Моя задача - дать представление о том, какие периоды развития прошла психика животных для того, чтобы превратиться в сознание человека.

Я выбрала данную тему, поскольку  она в настоящее время актуальна  и имеет место в психологии и философии.

Над этой темой работали такие видные психологи как Е.И. Рогов, Л.И. Фридман, К.Э. Фабри, А.Н Леонтьев, Р. Декарт и другие не менее выдающиеся психологи. Также проводили множество опытов над животными по развитию психики, поведения, рефлексии и приобретению навыков такие психологи-практики, как: Л. Морган, И.П. Павлов, Э. Торндайк, Р. Йёркс.

По теме развития психики человека и животных было выдвинуто несколько  гипотез. К примеру, гипотеза, предложенная А.Н. Леонтьевым, о стадиях и уровнях развития психического отражения; философская точка зрения Р.Декарта, сущность которой состоит в том, что психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое - духовное - бытие, в противопоставление телу и всему внешнему материальному миру. Особый вклад в изучение мышления и интеллектуального поведения животных внес немецкий ученый В. Келер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Понятие психики и сознания

 

Чтобы начать сравнение психики  человека и животных нужно сначала  дать определение этого понятия.

Психика – совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Она находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и так далее. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики – сознание – присуща человеку.

Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые  психологией как наукой. Есть два  различных философских понимания  природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому  пониманию психические явления  представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием  и самопознания (рефлексия).

В соответствии с идеалистическим  пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

Согласно материалистическому  пониманию психические явления  возникли в результате длительной биологической  эволюции живой материи и в  настоящее время представляют собой  высший итог развития, достигнутый  ею. В представлении материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь. Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложно организованных живых существ, к ним добавились чувствительность и готовность к научению. В материалистическом понимании психика как бы внезапно появляется на определенном этапе развития живой материи, и в этом состоит слабость материалистической точки зрения.

Ученые, склонные к идеалистической  философии, представляют дело иначе. Согласно их мнению психика не является свойством  живой материи и не есть продукт  ее развития. Она, как и материя, существует вечно. Также как в преобразовании со временем материального можно  выделить низшие и высшие формы (потому такое преобразование называется развитием), в эволюции идеального (психического) можно отметить свои элементарные и простейшие формы, определить собственные законы и движущие силы развития.

 

Развитие психики в животном мире

 

На протяжении длительной эволюции органического мира - от амебы до человека - физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись, дифференцировались, становясь благодаря этому все более гибкими и оперативными.

До половины прошлого столетия большинство  даже ученых людей считало, что животный мир существует сам по себе, а  человечество - само по себе. Людям казалось оскорбительной простая мысль о том, что человек и животные едины по своему происхождению. Только великий Дарвин доказал эту истину, тем самым совершив переворот в человеческих умах.

Если окунуться в предысторию  человеческого сознания, то мы увидим, что это длительный и сложный  процесс развития психики животных. Психика является продуктом длительного  и сложного процесса развития органической природы. Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости  и самосохранения, проявляющимися через  механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложно организованных живых существ, к  ним добавились чувствительность и  готовность к научению.

Таким образом, можно сделать вывод, что простейшие микроорганизмы не обладают психикой, для них характерна более элементарная форма отражения - раздражимость - это свойство живых организмов реагировать изменением своего состояния или движения на внешнее воздействие. Сила и характер ответных реакций зависят не только от того, насколько сильно внешнее воздействие, но и от внутреннего состояния живого существа (эксперименты ученых показали, что сытая амеба на пищу не реагирует). Тогда как психическое отражение представляет собой реакцию живого существа не только на биологически значимые раздражители, но и на такие, которые выполняют функцию сигнала, как бы предупреждают о биологически значимом воздействии (насекомые, ориентируясь на звук, запах, цвет, находят пищу или избегают опасности).

Позднее в процессе эволюции у живых  существ появляется специальный  орган - нервная система, функция которого состоит в управлении развитием, а также поведением и воспроизводством. По мере улучшения структуры и функций нервной системы развивалась и психика. Важным стимулом к развитию явилось усложнение самих по себе условий жизни, которое требовало изменения строения организма, появления способности отражать мир, лучше ориентироваться в нем. Можно сказать, что первопричиной совершенствования психики явилась сама действительность: она потребовала, чтобы у живых существ появились сложная нервная система и высшие уровни психического отражения. Такова общая точка зрения на происхождение и развитие психики, разделяемая материалистами.

Сознание человека

 

Совсем иную форму психики, характеризующуюся совершенно другими чертами, представляет собой психика человека - человеческое сознание.

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется  разными уровнями. Высший уровень  психики, свойственный человеку, образует сознание.

Сознание - высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности людей при постоянном общении их между собой с помощью языка.

Какова же структура сознания, его  важнейшие психологические характеристики?

Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие  познавательные процессы, с помощью  которых человек постоянно обогащает  свои знания. К числу этих процессов  могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении  воздействующих на мозг раздражителей  в сознании складывается чувственная  картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.

Память позволяет возобновить  в сознании образы прошлого, воображение  - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, то есть обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение «я» от «не-я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что «человек не только изменяет форму того, что дано природой; он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю». Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его состав определенного отношения. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание», - писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и, прежде всего, общественные отношения, в которые включен человек.

Развитие высших психических функций  у человека

 

Дальнейшее развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают и высшие.

Ускоренному психическому развитию людей  способствовали три основных достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры и возникновение  языка и речи.

С помощью орудий труда человек  получил возможность воздействовать на природу и глубже ее познать. Первые такие орудия - топор, нож, молоток - одновременно служили и той и другой цели.

Создаваемые людьми многих поколений  предметы материальной и духовной культуры не пропадали бесследно, а передавались и воспроизводились из поколения  в поколения, совершенствуясь. Новому поколению людей не было необходимости  изобретать их заново, достаточно было обучиться пользоваться ими с  помощью других людей, уже умеющих  это делать.

Изменился механизм передачи способностей, знаний, умений и навыков по наследству. Теперь не нужно было менять генетический аппарат, анатомию и физиологию организма  для того, чтобы подняться на новую  ступень психологического и поведенческого развития. Достаточно было, имея гибкий с рождения мозг, подходящий анатомо-физиологический  аппарат, научится по-человечески пользоваться созданными предыдущими поколениями  предметами материальной и духовной культуры. Человек вышел за пределы  своей биологической ограниченности и открыл для себя путь к практически  безграничному совершенствованию.

Благодаря изобретению, совершенствованию  и широкому использованию орудий, знаковых систем человечество получило уникальную возможность сохранять  и накапливать опыт в виде различных  текстов, продуктов творческого  труда, передавать его из поколения  в поколение при помощи продуманной  системы обучения и воспитания детей. Следующие поколения усваивали знания, умения и навыки, выработанные предыдущими, и тем самым также становились цивилизованными людьми. Более того, у индивида сохранялась возможность внести свой, личный вклад в копилку цивилизации и тем самым умножить достижения человечества.

Так, постепенно, ускоряясь из века в век, совершенствовались творческие способности людей, расширялись и углублялись их знания о мире, все выше поднимая человека над всем остальным животным миром. Со временем человек придумал и усовершенствовал множество вещей, не имеющих аналогов в природе. Они стали ему служить для удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей и одновременно выступали в качестве источника для развития человеческих способностей.

Информация о работе Психика животных и сознание человека