Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 12:50, реферат
Над этой темой работали такие видные психологи как Е.И. Рогов, Л.И. Фридман, К.Э. Фабри, А.Н Леонтьев, Р. Декарт и другие не менее выдающиеся психологи. Также проводили множество опытов над животными по развитию психики, поведения, рефлексии и приобретению навыков такие психологи-практики, как: Л. Морган, И.П. Павлов, Э. Торндайк, Р. Йёркс.
По теме развития психики человека и животных было выдвинуто несколько гипотез. К примеру, гипотеза, предложенная А.Н. Леонтьевым, о стадиях и уровнях развития психического отражения; философская точка зрения Р.Декарта, сущность которой состоит в том, что психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое - духовное - бытие, в противопоставление телу и всему внешнему материальному миру. Особый вклад в изучение мышления и интеллектуального поведения животных внес немецкий ученый В. Келер.
Введение 2
Основная часть 2
Понятие психики и сознания 2
Развитие психики в животном мире 4
Сознание человека 5
Развитие высших психических функций у человека 6
Главные черты отличия психики животных от сознания человека 8
Сравнение познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти, речи) 11
Различия в научении, мышлении, интеллекте 12
Различия в мотивации и эмоциях 12
Заключение 13
Список литературы: 15
Есть также ряд потребностей,
в отношении которых вопрос о
принципиальных различиях между
человеком и животными
Итак, человек, в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет и то и другое.
Психика человека не только освобождается от тех черт, которые общи всем рассмотренным стадиям психического развития животных и не только приобретает качественно новые черты - главное состоит в том, что с переходом к человеку меняются и сами законы, управляющие развитием психики. Если на всем протяжении животного мира теми общими законами, которым подчинялись законы развития психики, были законы биологической эволюции, то с переходом к человеку развитие психики подчиняется законам общественно-исторического развития или приобретаются им в результате социализации.
У человека имеются и специфические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это - духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.
Одной из главных проблем психологии является выяснение вопроса о том, какие из потребностей у человека являются ведущими в детерминации поведения, какие - подчиненными.
Книги:
"Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии" под редакцией Н.Н. Мешковой, Е.Ю. Федорович. М 1998 г.
"Хрестоматия по психологии"
под редакцией А.В.
Электронные ресурсы:
Большая Советская Энциклопедия http://bse.sci-lib.com/
Большой Энциклопедический Словарь http