Психика и нервная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 07:18, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучение физиологических основ психики человека и факторов, влияющих на нее.
Предмет изучения: механизмы работы центральной нервной системы, определяющей психическое состояние и факторы влияющие на ее работу. Задачи данной работы:
1) изучить основные механизмы и особенности функционирования мозга,
2) рассмотреть некоторые факторы, влияющие на здоровье и психику.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава I. Понятие психики человека и е функции…………………………... 4
Глава II. Нервная система. Понятие и функции …………………………….. 8
2.1. Развитие нервной системы…………………………………………. 9
2.2. Строение нервной системы………………………………………… 10
2.3. Основные механизмы деятельности нервной системы…………… 18
2.4. Особенности функционирования левого и правого полушария головного мозга…………………. ………………………………………. 21
Глава III . Основы здоровья психики………………………. ………….……. 24
Заключение ………………………………………….……………………….. . 28
Список литературы …………………………………..………………………. 29

Вложенные файлы: 1 файл

психология.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Пермский национальный исследовательский политехнический  университет

Лысьвенский филиал

Кафедра гуманитарных и  социально-экономических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

Психика и нервная  система

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

студент группы ГМУ-13-01                                              Е.С. Асатова

 

 

Работу проверил:

к.п.н., профессор                                                                 В.Г. Кезин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лысьва 2013

 

 

 

Содержание

Введение ………………………………………………………………………   3

Глава I. Понятие психики человека и е функции…………………………...   4

Глава II. Нервная система. Понятие и функции …………………………….. 8

2.1. Развитие нервной  системы………………………………………….  9

2.2. Строение нервной  системы………………………………………… 10

2.3. Основные механизмы деятельности нервной системы…………… 18

2.4. Особенности функционирования левого и правого полушария головного мозга…………………. ………………………………………. 21

Глава III . Основы здоровья психики………………………. ………….……. 24

Заключение ………………………………………….……………………….. . 28

Список литературы …………………………………..………………………. 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье человека определяется несколькими составляющими. Одними из очень важных являются состояние  нервной системы и характер процессов, протекающих в ней. Особенно важную роль в этом выполняет та часть нервной системы, которая называется центральной, или мозгом. Процессы, которые идут в мозгу, взаимодействуя с сигналами окружающего мира, играют решающее значение в формировании психики.

Материальной основой  психики являются процессы, протекающие  в функциональных образованиях головного  мозга. На данные процессы очень сильно влияют в настоящее время различные  условия, в которых находится  человеческий организм. Одни из таких условий – это стресс-факторы.

Увеличение числа стрессов — расплата человечества за технический  прогресс. С одной стороны, уменьшилась  доля физического труда в производстве материальных благ и в быту. И  это, на первый взгляд, плюс, так как облегчает жизнь человека. Но, с другой стороны, резкое снижение двигательной активности нарушило естественные физиологические механизмы стресса, конечным звеном которого и должно быть как раз движение. Естественно, что это извратило и характер протекания жизненных процессов в организме человека, ослабило запас его прочности.

Цель данной работы: изучение физиологических основ психики человека и факторов, влияющих на нее.

Предмет изучения: механизмы работы центральной нервной системы, определяющей психическое состояние и факторы влияющие на ее работу.

Задачи данной работы:

1) изучить основные  механизмы и особенности функционирования  мозга,

2) рассмотреть некоторые  факторы, влияющие на здоровье  и психику.

 

I. ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Психика — это свойство мозга воспринимать и оценивать окружающий мир, воссоздавать на основе этого внутренний субъективный образ мира и образ самого себя в нем (мировоззрение), определять, исходя из этого, стратегию и тактику своего поведения и деятельности.

Психика человека устроена таким образом, что образ мира, формирующийся в ней, отличается от истинного, объективно существующего прежде всего тем, что обязательно эмоционально, чувственно окрашен. Человек всегда пристрастен в построении внутренней картины мира, поэтому в ряде случаев возможно значительное искажение восприятия. Кроме того, на восприятие влияют желания, потребности, интересы человека и его прошлый опыт (память).

По формам отражения (взаимодействия) с окружающим миром в психике  можно выделить два компонента, в  какой-то степени самостоятельных и вместе с тем тесно взаимосвязанных, — сознание и бессознательное (неосознаваемое). Сознание — высшая форма отражательной способности мозга. Благодаря ему человек может отдавать себе отчет в своих мыслях, чувствах, поступках и т.д. и при необходимости контролировать их.

Значительный удельный вес в психике человека составляет форма бессознательного, или неосознаваемого. В нем представлены привычки, различные  автоматизмы (например, ходьба), влечения, интуиция. Как правило, любой психический акт начинается как бессознательный и, лишь потом осознается. Во многих случаях сознание не является необходимостью, и соответствующие образы остаются в неосознаваемом (например, неясные, "смутные" ощущения внутренних органов, скелетной мускулатуры и т.д.).

Психика проявляет себя в форме психических процессов, или функций. К ним относятся  ощущения и восприятия, представления, память, внимание, мышление и речь, эмоции и чувства, воля. Эти психические  процессы часто называют компонентами психики.

Психические процессы проявляются у разных людей по-разному, характеризуются определенным уровнем активности, формирующим фон, на котором протекает практическая и психическая деятельность личности. Такие проявления активности, создающие определенный фон, называются психическими состояниями. Это — вдохновение и пассивность, уверенность в своих силах и сомнение, тревожность, стресс, утомление и т.д. И, наконец, для каждой личности характерны устойчивые психические особенности, которые проявляются в поведении, деятельности, — психические свойства (особенности): темперамент (или тип), характер, способности и т.д.

Таким образом, психика  человека — это сложная система  осознаваемых и неосознаваемых процессов  и состояний, которые по-разному  реализуются у различных людей, создавая определенные индивидуальные особенности личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психика человека и ее функции.

Психическое отражение  не является зеркальным, механически  пассивным копированием мира (как  зеркало или фотоаппарат), оно  сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая  информация подвергается специфической  обработке, т.е. психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика- это “субъективный образ объективного мира”.

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические  свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов ее внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теорий в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Психические явления соотносятся не с отдельным  нейрофизиологическим процессом, а  с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя, по меньшей мере, три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение - полноценную деятельность мозга - взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Психическое отражение  характеризуется рядом  особенностей:

оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой; сам психический образ  формируется в процессе активной деятельности человека; психическое  отражение углубляется и совершенствуется; обеспечивает целесообразность поведения  и деятельности; преломляется через  индивидуальность человека; носит опережающий  характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Нервная система. Понятие  и функции

Как известно, нервная  система — центр деятельности всего организма, выполняет две  главные функции. Первая — функция  передачи информации, за которую ответственны периферическая нервная система и связанные с нею рецепторы (чувствительные элементы, находящиеся в коже, глазах, ушах, во рту и пр.) и эффекторы (железы и мышцы). Вторая, без которой бессмысленна и первая функция, — интеграция и переработка получаемой информации и программирование наиболее адекватной реакции. Ее выполняет центральная нервная система. Это означает широкий диапазон процессов — от простейших рефлексов на уровне спинного мозга до самых сложных мыслительных операций, выполняемых высшими отделами мозга. Центральная нервная система состоит из спинного мозга и различных структур головного мозга. Повреждение или неадекватное функционирование любого ее участка вызывает специфические нарушения в работе организма и психики. Наиболее сильно на последнюю влияет полноценность и адекватность функционирования головного мозга, особенно его коры. В ней выделяются сенсорные зоны, куда поступает информация от органов чувств и рецепторов и обрабатывается там, моторные зоны, которые управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека, и ассоциативные зоны, которые служат для переработки информации. Например, примыкающие к сенсорным областям гностические зоны ответственны за процесс восприятия, а соседние с моторно-двигательной областью праксические обеспечивают тонкую моторику и автоматические движения. Ассоциативные зоны, расположенные в лобной части мозга, особенно тесно связаны с мыслительной деятельностью, речью, памятью и осознанием положения тела в пространстве.

 

 

 

 

Развитие  нервной  системы.

Формирование нервной  системы, спинного и головного мозга  начинается с третьей недели после  оплодотворения яйцеклетки, после восьмой  недели нервная система начинает функционировать, в результате появляются первые движения эмбриона. В дальнейшем они усиливаются, и в начале четвертого месяца беременности их начинает чувствовать и будущая мать. К моменту рождения все нервные клетки сформированы и более в течение жизни не обновляются и не формируются.

Мозг новорожденного ребенка весит в пять раз меньше, чем у взрослого человека. Вес мозга взрослых людей варьируется от 900 до 2000 г, причем больший не гарантирует высокого уровня интеллектуальных возможностей. Ребенок обладает врожденными рефлексами сосания, мигания, реагирования на свет и звук; впрочем, они уже работают с 7 месяцев внутриутробного развития, т. е. плод сосет свой большой палец, реагирует на громкие звуки, способен слышать голос своей матери и разговаривающих с ней людей. Дальнейшее развитие мозга, рефлексов и психики происходит в течение жизни и зависит от условий существования. Формирование мозга ребенка завершается к 6 годам, однако функциональной зрелости он достигает к 18 (так как популяция нейронов уже полностью сформирована до рождения, то дальнейшее созревание нервной системы связано только с разветвлением отростков у каждого нейрона, миелинизацией нервных волокон и развитием глиальных клеток, ответственных за питание нейронов).

С 25-летнего возраста, и особенно после 45 лет, ежедневно  отмирают десятки тысяч нервных клеток, однако вначале этот процесс не влечет серьезных последствий, поскольку в коре головного мозга насчитывается около 40 миллиардов нервных клеток. Однако в дальнейшем гибель нервных клеток обусловливает ухудшение памяти, восприятия, скорости реагирования человека, а если этот процесс отмирания приобретет патологическую форму, может наступить деменция, или слабоумие.

 

 

Строение  нервной  системы  человека.

Строение нервной системы  человека, как нервной системы  большинства млекопитающих, включает в себя центральную нервную систему, состоящую из головного и спинного мозга, и также периферическую нервную систему - отходящие нервные узлы и нервы от спинного и головного мозга.

Все живые организмы  обладают способностью реагировать  на физические и химические изменения в окружающей среде.

Стимулы внешней среды (свет, звук, запах, прикосновение  и  т.п.) преобразуются специальными чувствительными  клетками (рецепторами) в нервные  импульсы — серию электрических  и химических изменений в нервном  волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным (афферентным) нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответствующие командные импульсы, которые передаются по моторным (эфферентным) нервным волокнам к исполнительным органам (мышцам, железам). Эти исполнительные органы называются эффекторами.

Основная  функция  нервной системы — интеграция внешнего воздействия с соответствующей  приспособительной реакцией организма.

Структурной единицей нервной  системы является нервная клетка —нейрон. Он состоит из тела клетки, ядра, разветвленных отростков (рис.1). Короткие ветвящиеся отростки называют дендритами. По ним информация поступает к нейрону, и после сложного взаимодействия процессов возбуждения и торможения нейрон выдает серию электрических импульсов. Длинный отросток, по которому электрические сигналы покидают нейрон, называется аксон. Посредством особых электрохимических устройств - синапсов - информация переходит от одного нейрона к другому. При передаче информации используются специальные химические вещества - медиаторы. Примером медиатора является адреналин, который выделяют нейроны симпатической нервной системы. Медиаторы вырабатываются в теле нейрона, а затем по аксону перемещаются в область синапса.

 

Рис.1. Строение нервной клетки: 1 - дендриты; 2 - аксон; 3 - синапс; 4 - тело нейрона

 

Центральная нервная  система состоит из головного  и спинного мозга. Спинной мозг внешне похож на тяж, он несколько сплюснут спереди назад. Его размер у взрослого человека составляет примерно от 41 до 45 см, а вес – около 30 гм. Он «окружается» мозговыми оболочками и располагается в мозговом канале. На всем своем протяжении толщина спинного мозга одинакова. Но он имеет всего лишь два утолщения:

Информация о работе Психика и нервная система