Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 07:18, контрольная работа
Цель данной работы: изучение физиологических основ психики человека и факторов, влияющих на нее.
Предмет изучения: механизмы работы центральной нервной системы, определяющей психическое состояние и факторы влияющие на ее работу. Задачи данной работы:
1) изучить основные механизмы и особенности функционирования мозга,
2) рассмотреть некоторые факторы, влияющие на здоровье и психику.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава I. Понятие психики человека и е функции…………………………... 4
Глава II. Нервная система. Понятие и функции …………………………….. 8
2.1. Развитие нервной системы…………………………………………. 9
2.2. Строение нервной системы………………………………………… 10
2.3. Основные механизмы деятельности нервной системы…………… 18
2.4. Особенности функционирования левого и правого полушария головного мозга…………………. ………………………………………. 21
Глава III . Основы здоровья психики………………………. ………….……. 24
Заключение ………………………………………….……………………….. . 28
Список литературы …………………………………..………………………. 29
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пермский национальный
исследовательский
Лысьвенский филиал
Кафедра гуманитарных и
социально-экономических
Психика и нервная система
Контрольная работа по дисциплине «Психология»
Работу выполнил:
студент группы ГМУ-13-01 Е.С. Асатова
Работу проверил:
к.п.н., профессор
Лысьва 2013
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава I. Понятие психики человека и е функции…………………………... 4
Глава II. Нервная система. Понятие и функции …………………………….. 8
2.1. Развитие нервной системы…………………………………………. 9
2.2. Строение нервной системы………………………………………… 10
2.3. Основные механизмы деятельности нервной системы…………… 18
2.4. Особенности функционирования левого и правого полушария головного мозга…………………. ………………………………………. 21
Глава III . Основы здоровья психики………………………. ………….……. 24
Заключение ………………………………………….……
Список литературы …………………………………..………………………. 29
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье человека определяется несколькими составляющими. Одними из очень важных являются состояние нервной системы и характер процессов, протекающих в ней. Особенно важную роль в этом выполняет та часть нервной системы, которая называется центральной, или мозгом. Процессы, которые идут в мозгу, взаимодействуя с сигналами окружающего мира, играют решающее значение в формировании психики.
Материальной основой психики являются процессы, протекающие в функциональных образованиях головного мозга. На данные процессы очень сильно влияют в настоящее время различные условия, в которых находится человеческий организм. Одни из таких условий – это стресс-факторы.
Увеличение числа стрессов
— расплата человечества за технический
прогресс. С одной стороны, уменьшилась
доля физического труда в
Цель данной работы: изучение физиологических основ психики человека и факторов, влияющих на нее.
Предмет изучения: механизмы работы центральной нервной системы, определяющей психическое состояние и факторы влияющие на ее работу.
Задачи данной работы:
1) изучить основные
механизмы и особенности
2) рассмотреть некоторые факторы, влияющие на здоровье и психику.
I. ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
Психика — это свойство мозга воспринимать и оценивать окружающий мир, воссоздавать на основе этого внутренний субъективный образ мира и образ самого себя в нем (мировоззрение), определять, исходя из этого, стратегию и тактику своего поведения и деятельности.
Психика человека устроена таким образом, что образ мира, формирующийся в ней, отличается от истинного, объективно существующего прежде всего тем, что обязательно эмоционально, чувственно окрашен. Человек всегда пристрастен в построении внутренней картины мира, поэтому в ряде случаев возможно значительное искажение восприятия. Кроме того, на восприятие влияют желания, потребности, интересы человека и его прошлый опыт (память).
По формам отражения (взаимодействия) с окружающим миром в психике можно выделить два компонента, в какой-то степени самостоятельных и вместе с тем тесно взаимосвязанных, — сознание и бессознательное (неосознаваемое). Сознание — высшая форма отражательной способности мозга. Благодаря ему человек может отдавать себе отчет в своих мыслях, чувствах, поступках и т.д. и при необходимости контролировать их.
Значительный удельный вес в психике человека составляет форма бессознательного, или неосознаваемого. В нем представлены привычки, различные автоматизмы (например, ходьба), влечения, интуиция. Как правило, любой психический акт начинается как бессознательный и, лишь потом осознается. Во многих случаях сознание не является необходимостью, и соответствующие образы остаются в неосознаваемом (например, неясные, "смутные" ощущения внутренних органов, скелетной мускулатуры и т.д.).
Психика проявляет себя в форме психических процессов, или функций. К ним относятся ощущения и восприятия, представления, память, внимание, мышление и речь, эмоции и чувства, воля. Эти психические процессы часто называют компонентами психики.
Психические процессы проявляются у разных людей по-разному, характеризуются определенным уровнем активности, формирующим фон, на котором протекает практическая и психическая деятельность личности. Такие проявления активности, создающие определенный фон, называются психическими состояниями. Это — вдохновение и пассивность, уверенность в своих силах и сомнение, тревожность, стресс, утомление и т.д. И, наконец, для каждой личности характерны устойчивые психические особенности, которые проявляются в поведении, деятельности, — психические свойства (особенности): темперамент (или тип), характер, способности и т.д.
Таким образом, психика человека — это сложная система осознаваемых и неосознаваемых процессов и состояний, которые по-разному реализуются у различных людей, создавая определенные индивидуальные особенности личности.
Психика человека и ее функции.
Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика- это “субъективный образ объективного мира”.
Психику нельзя свести просто
к нервной системе. Психические
свойства являются результатом нейрофизиологическ
Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя, по меньшей мере, три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение - полноценную деятельность мозга - взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.
Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:
оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой; сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека; психическое отражение углубляется и совершенствуется; обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; преломляется через индивидуальность человека; носит опережающий характер.
II. Нервная система. Понятие и функции
Как известно, нервная система — центр деятельности всего организма, выполняет две главные функции. Первая — функция передачи информации, за которую ответственны периферическая нервная система и связанные с нею рецепторы (чувствительные элементы, находящиеся в коже, глазах, ушах, во рту и пр.) и эффекторы (железы и мышцы). Вторая, без которой бессмысленна и первая функция, — интеграция и переработка получаемой информации и программирование наиболее адекватной реакции. Ее выполняет центральная нервная система. Это означает широкий диапазон процессов — от простейших рефлексов на уровне спинного мозга до самых сложных мыслительных операций, выполняемых высшими отделами мозга. Центральная нервная система состоит из спинного мозга и различных структур головного мозга. Повреждение или неадекватное функционирование любого ее участка вызывает специфические нарушения в работе организма и психики. Наиболее сильно на последнюю влияет полноценность и адекватность функционирования головного мозга, особенно его коры. В ней выделяются сенсорные зоны, куда поступает информация от органов чувств и рецепторов и обрабатывается там, моторные зоны, которые управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека, и ассоциативные зоны, которые служат для переработки информации. Например, примыкающие к сенсорным областям гностические зоны ответственны за процесс восприятия, а соседние с моторно-двигательной областью праксические обеспечивают тонкую моторику и автоматические движения. Ассоциативные зоны, расположенные в лобной части мозга, особенно тесно связаны с мыслительной деятельностью, речью, памятью и осознанием положения тела в пространстве.
Развитие нервной системы.
Формирование нервной системы, спинного и головного мозга начинается с третьей недели после оплодотворения яйцеклетки, после восьмой недели нервная система начинает функционировать, в результате появляются первые движения эмбриона. В дальнейшем они усиливаются, и в начале четвертого месяца беременности их начинает чувствовать и будущая мать. К моменту рождения все нервные клетки сформированы и более в течение жизни не обновляются и не формируются.
Мозг новорожденного ребенка весит в пять раз меньше, чем у взрослого человека. Вес мозга взрослых людей варьируется от 900 до 2000 г, причем больший не гарантирует высокого уровня интеллектуальных возможностей. Ребенок обладает врожденными рефлексами сосания, мигания, реагирования на свет и звук; впрочем, они уже работают с 7 месяцев внутриутробного развития, т. е. плод сосет свой большой палец, реагирует на громкие звуки, способен слышать голос своей матери и разговаривающих с ней людей. Дальнейшее развитие мозга, рефлексов и психики происходит в течение жизни и зависит от условий существования. Формирование мозга ребенка завершается к 6 годам, однако функциональной зрелости он достигает к 18 (так как популяция нейронов уже полностью сформирована до рождения, то дальнейшее созревание нервной системы связано только с разветвлением отростков у каждого нейрона, миелинизацией нервных волокон и развитием глиальных клеток, ответственных за питание нейронов).
С 25-летнего возраста, и особенно после 45 лет, ежедневно отмирают десятки тысяч нервных клеток, однако вначале этот процесс не влечет серьезных последствий, поскольку в коре головного мозга насчитывается около 40 миллиардов нервных клеток. Однако в дальнейшем гибель нервных клеток обусловливает ухудшение памяти, восприятия, скорости реагирования человека, а если этот процесс отмирания приобретет патологическую форму, может наступить деменция, или слабоумие.
Строение нервной системы человека.
Строение нервной системы человека, как нервной системы большинства млекопитающих, включает в себя центральную нервную систему, состоящую из головного и спинного мозга, и также периферическую нервную систему - отходящие нервные узлы и нервы от спинного и головного мозга.
Все живые организмы обладают способностью реагировать на физические и химические изменения в окружающей среде.
Стимулы внешней среды (свет, звук, запах, прикосновение и т.п.) преобразуются специальными чувствительными клетками (рецепторами) в нервные импульсы — серию электрических и химических изменений в нервном волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным (афферентным) нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответствующие командные импульсы, которые передаются по моторным (эфферентным) нервным волокнам к исполнительным органам (мышцам, железам). Эти исполнительные органы называются эффекторами.
Основная функция нервной системы — интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма.
Структурной единицей нервной системы является нервная клетка —нейрон. Он состоит из тела клетки, ядра, разветвленных отростков (рис.1). Короткие ветвящиеся отростки называют дендритами. По ним информация поступает к нейрону, и после сложного взаимодействия процессов возбуждения и торможения нейрон выдает серию электрических импульсов. Длинный отросток, по которому электрические сигналы покидают нейрон, называется аксон. Посредством особых электрохимических устройств - синапсов - информация переходит от одного нейрона к другому. При передаче информации используются специальные химические вещества - медиаторы. Примером медиатора является адреналин, который выделяют нейроны симпатической нервной системы. Медиаторы вырабатываются в теле нейрона, а затем по аксону перемещаются в область синапса.
Рис.1. Строение нервной клетки: 1 - дендриты; 2 - аксон; 3 - синапс; 4 - тело нейрона
Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Спинной мозг внешне похож на тяж, он несколько сплюснут спереди назад. Его размер у взрослого человека составляет примерно от 41 до 45 см, а вес – около 30 гм. Он «окружается» мозговыми оболочками и располагается в мозговом канале. На всем своем протяжении толщина спинного мозга одинакова. Но он имеет всего лишь два утолщения: