Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 07:18, контрольная работа
Цель данной работы: изучение физиологических основ психики человека и факторов, влияющих на нее.
Предмет изучения: механизмы работы центральной нервной системы, определяющей психическое состояние и факторы влияющие на ее работу. Задачи данной работы:
1) изучить основные механизмы и особенности функционирования мозга,
2) рассмотреть некоторые факторы, влияющие на здоровье и психику.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава I. Понятие психики человека и е функции…………………………... 4
Глава II. Нервная система. Понятие и функции …………………………….. 8
2.1. Развитие нервной системы…………………………………………. 9
2.2. Строение нервной системы………………………………………… 10
2.3. Основные механизмы деятельности нервной системы…………… 18
2.4. Особенности функционирования левого и правого полушария головного мозга…………………. ………………………………………. 21
Глава III . Основы здоровья психики………………………. ………….……. 24
Заключение ………………………………………….……………………….. . 28
Список литературы …………………………………..………………………. 29
Родительские рефлексы – это рефлексы, лежащие в основе заботы о потомстве.
Детские рефлексы свойственны с рождения и проявляются на определенных, как правило, ранних стадиях развития. Примером детских рефлексов может послужить врожденный сосательный рефлекс.
Условные рефлексы — физиологический механизм приспособления организма к изменяющимся условиям среды.
Условные рефлексы
— это такие реакции организма,
Каждый взрослый индивид обладает целым набором условных рефлексов, причем все они обладают рядом общих свойств (рис.2), обусловленных как прижизненным характером их возникновения, так и способом фиксации в нервной системе (на уровне синаптических связей).
Рис.5. Свойства условных рефлексов
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛЕВОГО И ПРАВОГО ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА.
Специализация мозговых полушарий достигает наивысшего развития у человека. Известно, что примерно у 90% людей доминирует левое полушарие мозга, в котором расположены центры речи. В зависимости от того, какое полушарие у человека лучше развито, более активно функционирует, появляются свои отличительные различия в психике человека, его способностях.
Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-х годах XXв. профессором психологии Калифорнийского технологического института Роджером Сперри (в 1981г. за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия).
Расщепление мозга (комиссуротомия - так стала именоваться операция по расщеплению комиссур, мозговых связей) испытали и на людях: перерезка мозолистого тела избавляла больных тяжелой формой эпилепсии от мучительных припадков. После подобных операций у пациентов наблюдались признаки «синдрома расщепленного мозга», разделения некоторых функций по полушариям (например, левое полушарие у правшей после операции теряло способность рисовать, но сохраняло способность писать, правое - разучивалось писать, но умело рисовать).
Оказалось, что у правшей левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими рассуждениями. Правое же полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах неизмеримо лучше левого, умеет опознавать целое по части. Случаются, правда, отклонения от нормы: то музыкальными оказываются оба полушария, то у правого находят запас слов, а у левого - представления о том, что эти слова означают. Но закономерность, в основном, сохраняется: одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает. Когда у композиторов Равеля и Шапорина произошло кровоизлияние в левое полушарие, оба не могли больше говорить и писать, но продолжали сочинять музыку, не забыв нотное письмо, ничего общего не имеющего со словами и речью.
Таблица 1.
Левое полушарие: Логика. Обработка вербальной информации: Языковые способности. Это полушарие отвечает за речь, способности к письму и чтению, а также за запоминание фактов, имён, дат и их написание. Аналитическое мышление: Логика и анализ. Если точнее – анализ всех фактов. Также здесь распознаются числа и математические символы. Последовательная обработка информации. |
Правое полушарие: Чувства. Обработка невербальной информации: Обработка информации, которая выражена в символах и образах. Воображение: Мечты и фантазии. Именно это полушарие помогает нам сочинять истории, а также отвечает за наши способности к музыке и рисованию. Параллельная обработка информации: Одновременная обработка
разнообразной информации. Даёт
возможность рассмотреть |
Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека (табл. 1).
Эксперименты показали, что при отключении правого полушария люди не могли определить текущее время суток, время года, ориентироваться в конкретном пространстве - не могли найти дорогу домой, не чувствовали «выше-ниже», не узнавали лица своих знакомых, не воспринимали интонации слов и т.п.
Анатомически и функционально
полушария мозга тесно
III. ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ ПСИХИКИ.
Низкая вероятность удовлетворения потребности обычно ведет к возникновению отрицательных эмоций, увеличение вероятности — положительных. Из этого следует, что эмоции выполняют очень важную функцию оценки события, предмета, вообще раздражения. Кроме того, эмоции являются регуляторами поведения, так как их механизмы направлены на усиление активного состояния мозга (в случае положительных эмоций) или его ослабления (при отрицательных). И, наконец, эмоции выполняют подкрепляющую роль при образовании условных рефлексов, причем ведущее значение в этом играют положительные эмоции. Негативная оценка какого-либо воздействия на человека, его психику может вызвать общую системную реакцию организма — эмоциональный стресс (напряжение).
Эмоциональный стресс запускается стресс-факторами. К ним относятся воздействия, ситуации, которые мозг оценивает как негативные, если нет возможности от них защищаться, избавляться. Таким образом, причиной эмоционального стресса является отношение к соответствующему воздействию. Характер реакции поэтому зависит от личностного отношения человека к ситуации, воздействию и, следовательно, от его типологических, индивидуальных особенностей, особенностей осознания социально-значимых сигналов или комплексов сигналов (конфликтные ситуации, социальная или экономическая неопределенность, ожидание чего-либо неприятного и т.п.).
В силу социальных мотивов
поведения у современного человека
большое распространение
Однако если стрессовая ситуация длится очень долго или стрессовый фактор оказался очень мощным, то адаптивные механизмы организма оказываются исчерпанными. Это стадия — "истощения", когда снижается работоспособность, падает иммунитет, образуются язвы желудка и кишечника. Поэтому эта стадия стресса является патологической и ее обозначают как дистресс.
Для современного человека важнейшими стрессовыми факторами являются эмоциональные. Современная жизнь во всех своих проявлениях очень часто вызывает у человека отрицательные эмоции. Мозг постоянно перевозбуждается, и напряжение накапливается. Если человек выполняет тонкую работу или занимается умственным трудом, стресс эмоциональный, особенно длительный, может дезорганизовать его деятельность. Поэтому эмоции становятся очень важным фактором здоровых условий жизни человека.
Уменьшить стресс или его нежелательные последствия могла бы двигательная активность, которая оптимизирует взаимоотношения между различными вегетативными системами, является адекватным "приложением" стрессовых механизмов.
Движение — это конечный этап любой мозговой деятельности. В силу системной организации человеческого организма движение тесно сопряжено с деятельностью внутренних органов. Это сопряжение в значительной степени опосредовано через мозг. Поэтому исключение такого естественного биологического компонента, как движение, заметно сказывается на состоянии нервной системы — нарушается нормальное течение процессов возбуждения и торможения, и возбуждение начинает преобладать. Поскольку во время эмоционального напряжения возбуждение в центральной нервной системе достигает большой силы и не находит "выхода" в движении, оно дезорганизует нормальную работу мозга и течение психических процессов. Кроме того, появляется избыточное количество гормонов, которые вызывают сдвиги обмена веществ, целесообразные только при высоком уровне двигательной активности.
Как уже отмечалось, двигательная активность современного человека недостаточна для того, чтобы снять напряжение (стресс) или его последствия. В результате напряжение накапливается, и достаточно небольшого негативного воздействия, чтобы наступил срыв психики. При этом в кровь выбрасывается большое количество гормонов надпочечников, усиливающих обмен веществ и активизирующих работу органов и систем. Поскольку запас функциональной прочности организма, а в особенности сердца и сосудов снижен (они мало тренированы), у части людей развиваются тяжелые нарушения сердечно-сосудистой и других систем.
Другим способом защиты от негативных последствий стресса является изменение отношения к ситуации. Главное здесь — понижение значимости стрессового события в глазах человека ("могло быть и хуже", "это не конец света" и т.д.). По сути дела этот способ позволяет создать новый доминантный очаг возбуждения в мозгу, который затормозит стрессовый.
Особую разновидность эмоционального стресса представляет информационный. Научно-технический прогресс, в условиях которого мы живем, вызывает массу изменений вокруг человека, оказывает на него мощное воздействие, которое превосходит любое другое влияние окружающей среды. Прогресс изменил информационную среду, породил информационный бум. Как уже отмечалось, количество информации, накопленной человечеством, каждое десятилетие примерно удваивается, что означает необходимость усвоения каждому очередному поколению значительно большего объема информации, чем предыдущему. Однако при этом не меняется мозг, как не увеличивается и количество клеток, из которых он состоит. Вот почему для усвоения возросшего объема информации, в частности в сфере образования, нужно либо увеличивать продолжительность обучения, либо интенсифицировать этот процесс. Поскольку увеличивать продолжительность обучения довольно сложно, в том числе по экономическим причинам, остается повысить его интенсивность. Однако в этом случае возникает естественное опасение информационных перегрузок. Сами по себе они не представляют угрозы для психики, так как у мозга колоссальные возможности по переработке больших объемов информации и защиты от ее избытка. Но если время, которое необходимо для ее переработки, ограничено, это вызывает сильное нервно-психическое напряжение - информационный стресс. Иными словами, нежелательное напряжение возникает при несоответствии скорости поступления информации в мозг биологическим и социальным возможностям человека.
Самое неприятное, если к факторам объема информации и дефицита времени присоединяется третий — мотивационный: если требования к ребенку со стороны родителей, общества, учителей высоки, то не срабатывают механизмы самозащиты мозга (например, уклонение от учебы) и как результат, возникают информационные перегрузки. При этом особые трудности испытывают прилежные дети (так, у первоклассника при выполнении контрольной работы психическое состояние соответствует состоянию космонавта при взлете корабля).
Не меньшие информационные перегрузки создают и различные виды профессиональной деятельности (например, авиадиспетчер порой одновременно должен контролировать до 17 самолетов, учитель — до 40 индивидуально различных учеников и т.д.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процессы, на основе которых
функционирует центральная
Индивидуальные особенности психики определяются особенностями внутренних механизмов, определяющих факторы, объясняющие поведенческие характеристики человека, его выносливость, работоспособность, восприятие, мышление и т.д. Одним из таких факторов является доминирование одного из полушарий мозга – левого или правого.
Обычно эмоцию определяют как особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать выводы о том, что общее здоровье человека во многом зависит также и от психического здоровья, то есть, от того, насколько правильно функционирует мозг.
Следует отметить, что
многочисленные обстоятельства современной
жизни приводят к чрезмерно сильному
психоэмоциональному напряжению человека,
вызывающему отрицательные
Одним из факторов, помогающих бороться со стрессовыми ситуациями является достаточная физическая нагрузка, уменьшающая уровень негативных последствий стресса, влияющих на психику. Однако, самым главным решением этой проблемы является изменение "отношения" самого человека к негативной ситуации.
Список литературы
1. Марцинковская Т .Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 2001
2. Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. – М., 2000
3. Пидкасистый П.И,
Потнов М.Л. Искусство
4. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. - Изд. 6-е, перераб. и доп. - М.: Академический проект, 2001. - 480 с.