Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 10:42, контрольная работа
Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а ее внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теорий в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.
1. Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру.
2.Раскройте содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их.
3.Соотнесите психологические понятия и их определения:
а) Сознание
б) Самосознание
в) Бессознательное
1. Высший уровень психической активности человека, как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей;
2. Совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не дает ответа;
3. Высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в сознании человеком своих качеств, самого себя.
План
1. Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру.
2.Раскройте содержание
понятий «сознание» и «
3.Соотнесите психологические понятия и их определения:
а) Сознание
б) Самосознание
в) Бессознательное
1. Высший уровень психической активности
2. Совокупность психических образований,
3. Высокоорганизованный психический процесс,
1.Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру.
Психика (от греч. psychikos - душевный), совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики - сознание - присуща человеку.Изучается психологией.
Этимологически слово “психика” (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика — это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях
Психическое отражение не является
зеркальным, механически пассивным копированием
мира (как зеркало или фотоаппарат), оно
сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении
Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а ее внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теорий в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.
Психические явления соотносятся не
с отдельным
Психическое отражение характеризуется рядом
оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
психическое отражение углубляется и
обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
преломляется через индивидуальность человека;
носит опережающий характер.
Структура психики человека
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.
Обычно выделяют три крупные труппы психических явлений, а именно:
1) Психические процессы — динамическое
2) Психический процесс
— это течение психического
явления, имеющего начало, развитие
и конец, проявляющееся в виде
реакции. При этом нужно иметь
в виду, что конец психического
процесса тесно связан с
3) Психические процессы
вызываются как внешними
Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные— активные и пассивные переживания; волевые— решение, исполнение, волевое усилие; и т. д.
Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
В сложной психической деятельности
различные процессы связаны и составляют
единый поток сознания, обеспечивающий
адекватное отражение действительности
и осуществление различных видов деятельности.
Психические процессы протекают с различной
быстротой и интенсивностью в зависимости от
особенностей внешних воздействий и состояний
Под психическим состоянием
следует понимать определившийся в данное
время относительно устойчивый уровень психической
Каждый человек ежедневно испытывает
различные психические состояния; При одном
психическом состоянии
Психические состояния имеют рефлекторную природу:
они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.),
Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности. 2) эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное” печальное, гневное, раздражительное и т. д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состояний личности, которое называют вдохновением.
Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.
Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.
Свойства личности многообразны,
и их нужно классифицировать в соответствии
с группировкой психических процессов,
на основе которых они формируются. А значит,
можно выделить свойства интеллектуальной,
или познавательной, волевой и эмоциональной
Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума; волевые — решительность, настойчивость; эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.
Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
1) жизненную позицию личности
(систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов,
2) темперамент (систему природных свойств
3) способности (систему интеллектуально
2.Раскройте содержание понятий
«сознание» и «бессознательное»
Сознание – одно из основных понятий психологии, социологии и философии. Обозначает специфически человеческий уровень и способ организации психики, содержание которого составляют чувственные и интеллектуальные образы предметов и мотивационно-эмоциональное отношение к ним. Они открываются субъекту как его внутренний опыт в процессе самонаблюдения (интроспекции). Как и в случае с пониманием времени, нам кажется, что мы знаем, что такое сознание, но затрудняемся определить его.
Бессознательное — совокупность психических
В психологии бессознательное
обычно противопоставляется сознательн
Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действиях человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом. Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному («внутреннему голосу», интуиции, предчувствию), когда не можем найти более подходящего решения.
Используя мысль Д.И. Дубровского, можно сказать, что бессознательно –
психические явления органически включены в субъективную реальность.
К сфере бессознательно - психического относится та часть психики,
познавательные образы которой непосредственно неосознаваемы. Об их
существовании можно судить
лишь опосредованно, путем применения
специальных методов и высокого
искусства раскрытия
. Бессознательная память - это та память, которая связана с
долговременной и генетической памятью. Это та память, которая
управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание
мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на
которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно
отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а
бессознательная речь - это внутренняя речь.
. Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и
характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.
. Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы,
потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые
ему присущи и проявляются
в разнообразных
действиях, психических явлениях.
Одно из таких явлений - ошибочные действия, оговорки, описки.
В основе другой группы бессознательных явлений лежит
непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов,
событий – всего, имеющего для человека малую значимость.
Третья группа бессознательных явлений личностного характера
относится, к разряду представлений и связана с восприятием,
памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты. Грезы и
мечты происходят при работающем, но несколько ослабленном
сознании, а сновидения – и вовсе без его контроля.
В 14 параграфе первой главы
третьей книги Топики
Цель предпочтительней того, что направлено к цели… И вообще то, что служит цели жизни, предпочтительней того, что служит для чего - то другого, как например, то, что направлено к счастью предпочтительней того, что направлено к рассудительности». Таким образом, сознательно ставя перед собой цель, которой желаешь бессознательно, можно добиться того единства, которое и приведет к выполнению цели жизни. Так думал античный философ Аристотель, об этом же говорит и психоаналитик ХХ века З. Фрейд.
Наличие сознательного и
индивида. Ему необходимо уловить и одно, и другое, найти гармонию. Этого можно достигнуть лишь путем самопознания. Углубляясь в себя, важно не потерять ориентацию в поиске соотнесенности сознательного и бессознательного. Потеря ориентации заключена в том, что принижается значение одной из противоположностей. Рассмотрим один из вариантов такой потери, когда принижают значение сознательного, уходят в сферу бессознательного. Такое проникновение в бессознательное не превращает его в сознательное. Напротив, бессознательное приобретает силу и проникает в ту часть психики, которая относится к сфере сознания, бессознательное не следует понимать как нечто аморфное, оно обладает динамичностью и способностью к агрессивности. В этой связи встает вопрос, может ли человек оказаться во власти бессознательного? Думается, что да. Ослабление сознания, вялость и инертность его ведут к агрессии бессознательного. Этой агрессии человек помогает сам, если он возвышает бессознательное и через него хочет обо всем узнать. Такие случаи известны психиатрии, о чем пишет ученик К.Г. Юнга Джозеф Хендерсон. «Определенные молодые люди впадают в позицию собственной грандиозности, имеющей много общего с комплексом