Психика и организм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 10:42, контрольная работа

Краткое описание

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а ее внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теорий в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Содержание

1. Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру.
2.Раскройте содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их.
3.Соотнесите психологические понятия и их определения:
а) Сознание
б) Самосознание
в) Бессознательное
1. Высший уровень психической активности человека, как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей;
2. Совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не дает ответа;
3. Высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в сознании человеком своих качеств, самого себя.

Вложенные файлы: 1 файл

психология контр работа.docx

— 27.30 Кб (Скачать файл)

План

1. Охарактеризуйте  психику человека  и его основную структуру.

2.Раскройте содержание  понятий «сознание» и «бессознательное»  и сопоставьте их.

3.Соотнесите  психологические понятия и их  определения:

а) Сознание

б) Самосознание

в) Бессознательное

1. Высший уровень  психической активности человека, как социального и духовного  существа, отношение к миру со  знанием его объективных закономерностей;

2. Совокупность  психических образований, процессов  и состояний, не представленных  в сознании человека, в функционировании  и влиянии которых он не  дает ответа;

3. Высокоорганизованный  психический процесс, обеспечивающий  единство, целостность и постоянство  личности, выражается в сознании  человеком своих качеств, самого  себя.   
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

1.Охарактеризуйте  психику человека  и его основную структуру.      

Психика (от греч. psychikos - душевный), совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики - сознание - присуща человеку.Изучается психологией.

Этимологически  слово “психика” (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика — это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях

Психическое отражение  не является зеркальным, механически  пассивным копированием мира (как  зеркало или фотоаппарат), оно  сопряжено с поиском, выбором, в  психическом отражении поступающая  информация подвергается специфической  обработке, т.е. психическое отражение— это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика—это “субъективный образ объективного мира”.

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом  нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а ее внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теорий в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Психические явления  соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными  совокупностями таких процессов, т. е. психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение — полноценную деятельность мозга — взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей. 

 
 

Психическое отражение  характеризуется рядом особенностей:

оно дает возможность  правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;

сам психический  образ формируется в процессе активной деятельности человека;   

психическое отражение  углубляется и совершенствуется;

обеспечивает  целесообразность поведения и деятельности;

преломляется  через индивидуальность человека;

носит опережающий  характер.

Структура психики  человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.  

Обычно выделяют три крупные труппы психических  явлений, а именно:

1) Психические  процессы — динамическое отражение  действительности в различных  формах психических явлений.

2) Психический процесс  — это течение психического  явления, имеющего начало, развитие  и конец, проявляющееся в виде  реакции. При этом нужно иметь  в виду, что конец психического  процесса тесно связан с началом  нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

3) Психические процессы  вызываются как внешними воздействиями,  так и раздражениями нервной  системы, идущими от внутренней  среды организма.

Все психические  процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и  память, мышление и воображение; эмоциональные— активные и пассивные переживания; волевые— решение, исполнение, волевое усилие; и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и  первичную регуляцию поведения  и деятельности человека.

В сложной психической  деятельности различные процессы связаны  и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение  действительности и осуществление  различных видов деятельности. Психические  процессы протекают с различной  быстротой и интенсивностью в  зависимости от особенностей внешних  воздействий и состояний личности.

Под психическим  состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек  ежедневно испытывает различные  психические состояния; При одном  психическом состоянии умственная или физическая работа протекает  легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.

Психические состояния  имеют рефлекторную природу:

они возникают  под влиянием обстановки, физиологических  факторов, хода работы, времени и  словесных воздействий (похвала, порицание  и т.п.),

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности  или рассеянности. 2) эмоциональные  состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное” печальное, гневное, раздражительное и т. д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состояний личности, которое называют вдохновением.         

Высшими и устойчивыми  регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое  свойство формируется постепенно в  процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и  практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических  процессов, на основе которых они  формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека:

Для примера  приведем некоторые интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума; волевые — решительность, настойчивость; эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются  и образуют сложные структурные  образования личности, к которым  необходимо отнести:

1) жизненную  позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов,  определяющую избирательность и  уровень активности человека);

2) темперамент  (систему природных свойств личности  — подвижность, уравновешенность  поведения и тонус активности,—  характеризующую динамическую сторону  поведения);

3) способности  (систему интеллектуально волевых  и эмоциональных свойств, определяющую  творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему  отношений и способов поведения.  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

2.Раскройте  содержание понятий  «сознание» и «бессознательное»  и сопоставьте  их.     

Сознание – одно из основных понятий психологии, социологии и философии. Обозначает специфически человеческий уровень и способ организации психики, содержание которого составляют чувственные и интеллектуальные образы предметов и мотивационно-эмоциональное отношение к ним. Они открываются субъекту как его внутренний опыт в процессе самонаблюдения (интроспекции). Как и в случае с пониманием времени, нам кажется, что мы знаем, что такое сознание, но затрудняемся определить его.     

Бессознательное — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания.           

 В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я) так же отсутствует в сознании.            

Сознание и бессознательное  постоянно переплетаются во  многих  действиях человека, они способны влиять друг на друга и  психику  человека  в  целом. Иногда мы сознательно доверяемся  бессознательному  («внутреннему  голосу», интуиции, предчувствию), когда не можем найти  более  подходящего  решения.

Используя мысль Д.И.  Дубровского,  можно  сказать,  что  бессознательно  –

психические явления органически включены в  субъективную реальность.

К  сфере  бессознательно  -  психического  относится та  часть психики,

познавательные  образы  которой непосредственно   неосознаваемы.   Об   их

существовании можно судить лишь опосредованно, путем применения специальных методов и высокого искусства раскрытия внутреннего  мира.  В  то  же  время бессознательное  не  отделено   неприступной   стеной   сознательного.   Но возможности  перевода   очень   специфичны,   затруднены,   а   во   многом непосредственно   недостижимы.   Итак,   проявления   бессознательного    в сознании:     

.  Бессознательная  память  -  это  та  память,  которая   связана   с

долговременной  и  генетической  памятью.  Это  та  память,  которая

управляет мышлением, воображением, вниманием,  определяя  содержание

мыслей  человека в данный момент времени,  его  образы,  объекты,  на

которые  направлено  внимание.  Бессознательное мышление   особенно

отчетливо выступает в процессе решения  человеком творческих задач, а

бессознательная речь - это внутренняя речь.     

. Есть и  бессознательная   мотивация,  влияющая  на  направленность  и

характер  поступков,  многое  другое,  не  осознаваемое  человеком  в психических процессах, свойствах и состояниях.     

. Бессознательное в личности  человека -  это  те  качества,  интересы,

потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но  которые

ему присущи и проявляются  в разнообразных непроизвольных  реакциях,

действиях, психических явлениях.

Одно  из таких явлений - ошибочные действия, оговорки, описки.

В  основе  другой  группы   бессознательных   явлений   лежит

непроизвольное  забывание имен, обещаний, намерений, предметов,

событий – всего, имеющего для человека малую  значимость.

Третья  группа бессознательных  явлений  личностного  характера

относится, к разряду представлений и  связана  с восприятием, 

памятью  и воображением:  сновидения,  грезы,  мечты.  Грезы  и 

мечты  происходят  при  работающем,  но  несколько ослабленном 

сознании, а сновидения –  и вовсе без его контроля.   

 В 14 параграфе первой главы  третьей книги Топики Аристотель  говорит: «То, что хорошо от природы предпочтительней того, что хорошо не  от  природы.  …

Цель  предпочтительней того, что направлено к цели… И вообще то, что служит цели жизни, предпочтительней того, что служит для чего -  то  другого,  как например,  то,  что  направлено  к  счастью  предпочтительней   того,   что направлено к рассудительности».  Таким  образом,  сознательно  ставя  перед собой цель, которой желаешь бессознательно, можно добиться  того  единства, которое и приведет к выполнению цели  жизни.  Так  думал  античный  философ Аристотель, об этом же говорит и психоаналитик ХХ века З. Фрейд. 

 Наличие  сознательного  и  бессознательного  в  психике  усложняет   задачу

индивида. Ему необходимо уловить и одно, и другое,  найти  гармонию.  Этого можно достигнуть лишь путем  самопознания.  Углубляясь  в  себя,  важно  не потерять   ориентацию   в    поиске    соотнесенности    сознательного    и бессознательного.  Потеря  ориентации  заключена  в  том,  что  принижается значение одной из противоположностей. Рассмотрим один  из  вариантов  такой потери,  когда   принижают   значение   сознательного,   уходят   в   сферу бессознательного. Такое проникновение в бессознательное не превращает его в сознательное. Напротив, бессознательное приобретает силу и проникает  в  ту часть психики, которая  относится  к  сфере  сознания,  бессознательное  не следует  понимать  как  нечто  аморфное,  оно  обладает   динамичностью   и способностью к агрессивности. В этой связи встает вопрос, может ли  человек оказаться  во  власти  бессознательного?  Думается,  что   да.   Ослабление сознания, вялость и инертность его ведут к агрессии бессознательного.  Этой агрессии человек помогает сам, если он возвышает  бессознательное  и  через него хочет обо всем узнать. Такие случаи известны психиатрии, о чем пишет ученик К.Г. Юнга Джозеф Хендерсон. «Определенные молодые люди  впадают в позицию  собственной  грандиозности,  имеющей  много  общего  с  комплексом

Информация о работе Психика и организм