Психика и организм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:01, контрольная работа

Краткое описание

Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Содержание

Введение стр. 2
1. Биологические основы психики стр. 3
2. Структура психики стр. 7
3. Основные функции психики стр. 9
Заключение стр. 11
Список литературы стр. 12

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная психология 2011.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)
 

    ОГЛАВЛЕНИЕ 

    Введение        стр. 2

  1. Биологические основы психики   стр. 3
  2. Структура психики     стр. 7
  3. Основные функции психики    стр. 9

    Заключение        стр. 11

    Список  литературы      стр. 12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира. 
 
Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Биологические  основы психики

     
Мир вокруг нас постоянно меняется, и все проявления жизни порождаются  взаимодействием сил природы. Живые существа должны уметь адаптироваться (приспосабливаться) к новым условиям. Для адаптации к непостоянству внешнего мира и возникает психика, которая есть только у достаточно высокоорганизованных живых существ, имеющих нервную систему.

    С появлением нервной системы организмы  получили возможность быстрой адаптации к изменяющимся условиям среды, что дало преимущества в борьбе за существование.

    Чем активнее живое существо ведет себя, тем богаче для него образ этого  мира, потому что психическое формируется  на основе этой активности. Первопричина всех психических явлений — поведение, посредством которого осуществляется взаимодействие с окружающей средой.

    Усложнение  психики и увеличение приспособительных  возможностей прямо связано с  развитием в ходе эволюции нервной  системы. Существует прямая зависимость  между уровнем развития нервной  системы живого существа и сложностью его  взаимодействия с внешним миром.

    Рассмотрим  развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза. 

           Филогенез (от греч. «филэ» – племя, род;  «генезис» – происхождение) – развитие психики у позвоночных, имеющих усложняющуюся кору головного мозга (от рыб до человека).

    Существуют  разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

  • антропопсихизм  – психика присуща только человеку;
  • панпсихизм  – всеобщая одухотворенность природы (психика присуща всей природе, в том числе и неживой);
  • биопсихизм – психика – это свойство живой природы (присуща и растениям);
  • нейропсихизм – психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;
  • мозгопсихизм – психика присуща только организмам с трубчатой нервной системой, имеющим головной мозг (при таком подходе, у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга).

           Критерием появления зачатков  психики у живых организмов  является наличие чувствительности, то есть, способности реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и тому подобное), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы.

           Рефлекс – закономерная  связь внешнего  или внутреннего  раздражителя посредством  нервной системы  с той или иной  деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

           Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер: труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте (то есть, происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей). Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества. 

           Труд – это  процесс, связывающий  человека с природой, процесс воздействия  человека на природу.  Для трудовой деятельности характерно:

  • употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования;
  • продуктивный характер и целенаправленность процессов труда;
  • подчиненность труда представлению о продукте труда – трудовой цели, которая как закон определяет характер и способ трудовых действий;
  • общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности;
  • труд направлен на преобразование внешнего мира. Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми.

           В процессе исторического развития  общества человек изменяет способы  и приемы своего поведения,  трансформирует природные задатки  и функции в «высшие психические  функции» – специфические и человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

           Отличительные особенности психики  человека еще в большей степени  проявляются в онтогенезе. Онтогенез (от греч. «онтос» – сущее; «генезис» – происхождение) – развитие психики индивида, начиная с внутриутробной стадии до смерти от старости. Индивидуальное развитие, так же как и развитие человечества, имеет свои закономерности, свои периоды, стадии и кризисы.

           Временной характеристикой индивидуального  развития является возраст. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие «психологического возраста» означает определенную качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение. Возрастные ступени развития можно было бы сравнивать с историческими ступенями в развитии органической жизни и геологическими эпохами в истории развития Земли.

           Возрастному развитию присущи  два свойства – метрическое и топологическое.

           Метрическое свойство означает длительность протекания тех или иных психологических процессов и состояний в психике, которые происходят на протяжении жизни человека. Метрические свойства измеряются временными интервалами (дни, месяцы, годы). В процессе изучения временного аспекта возрастного развития были выявлены такие закономерности, как неравномерность и гетерохронность. Неравномерность возрастного развития выражается в том, что развитие отдельных психических функций осуществляется разными темпами. Гетерохронность же связана с тем, что отдельные стороны психической функции развиваются разновременно.

           Не менее важным, чем метрическое, является топологическое свойство возрастного развития. Оно означает определенность того или иного состояния, фазу или период становления индивида. Поскольку возрастное развитие как целостное образование представляет собой сложную динамическую систему, ее качественные топологические особенности могут быть определены путем изучения структурных особенностей, взаимосвязей ее различных сторон, выделения ведущих, системообразующих факторов, с которыми связана специфика данного периода жизни.

           Каждый период онтогенетического развития характеризуется определенными возрастными особенностями. Возрастные особенности – это специфические свойства психики индивида, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая перцептивные, познавательные, мотивационные, эмоциональные и другие характеристики индивида.

           В психологии существует множество  возрастных классификаций онтогенетического  развития человека (например, классификации,  охватывающие весь жизненных  цикл человека от младенчества до старости).

           Наряду с общими классификациями  существуют и частные классификации,  которые посвящены отдельным  отрезкам жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Структура психики. 

           Психика сложна и многообразна  по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

  • психические процессы;
  • психические состояния;
  • психические свойства.

           Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. Окончание одного психического процесса тесно связано с началом нового процесса. Отсюда – непрерывность психической деятельности.

           Психические процессы вызываются  как внешними воздействиями, так  и раздражениями нервной системы,  идущими от внутренней среды организма.

           Все психические процессы подразделяются  на познавательные (к ним относятся ощущение и восприятие, представление, память, мышление и воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевые – решение, исполнение, волевое усилие и так далее.

           Психические процессы обеспечивают  формирование знаний и первичную  регуляцию поведения и деятельности  человека.

           В сложной психической деятельности  различные процессы связаны и  составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности.     Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

           Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

    Каждый  человек ежедневно испытывает различные  психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

           Психические состояния имеют  рефлекторную природу: они возникают  под влиянием обстановки, физиологических  факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и так далее).

           Наиболее изученными являются:

  • общее психическое состояние (например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности);
  • эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и другие).

Информация о работе Психика и организм