Психика и сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:28, контрольная работа

Краткое описание

Задолго до создания психологии как науки, как понятийной системы знаний человек обнаружил, что в его жизни существуют как бы два мира, две похожие и связанные между собой реальности: одна – материальная, объективная, внешняя, от него не зависящая, например большое дерево в соседнем лесу; другая реальность – внутренняя, субъективная, только самому человеку принадлежащая, когда человек, например, вспоминает или видит во сне одно и то же дерево, которого перед ним сейчас в действительности нет.
Люди и сама жизнь существуют в переменчивом времени и пространстве. Мир динамичен: меняются место действия, время су

Содержание

Введение………………………………………………………………3
1.Психика как результат эволюции материи……………………....6
2.Основные этапы развития психики у животных………………...9
3.Развитие высших психических функций у человека…………...12
3.1 Формы проявления психики человека………………………...13
3.2 Сознание как высшая форма человеческой психики………....16
Заключение…………………………………………………………...18
Список литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

общ.псих.контрольн.docx

— 43.06 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………3

1.Психика как результат эволюции материи……………………....6

2.Основные этапы развития психики у животных………………...9

3.Развитие высших психических функций у человека…………...12

         3.1 Формы проявления психики человека………………………...13

         3.2 Сознание как высшая форма человеческой психики………....16

         Заключение…………………………………………………………...18

Список  литературы………………………………………………….20

 

Введение

 

Задолго до создания психологии как науки, как  понятийной системы знаний человек  обнаружил, что в его жизни  существуют как бы два мира, две  похожие и связанные между  собой реальности: одна – материальная, объективная, внешняя, от него не зависящая, например большое дерево в соседнем лесу; другая реальность – внутренняя, субъективная, только самому человеку принадлежащая, когда человек, например, вспоминает или видит во сне одно и то же дерево, которого перед ним  сейчас в действительности нет.

Люди  и сама жизнь существуют в переменчивом времени и пространстве. Мир динамичен: меняются место действия, время суток, фаза луны, сезоны года. Человек живет  в движении объективного времени: рождается, растет и взрослеет, учится и работает, общается и взаимодействует с  другими людьми.

От чего возможно понимание, осознание человеком  изменения пространства и течения  времени, выделение из всего этого  самого себя и других людей, восприятие хода жизни? От того, что кроме объективного мира есть мир отраженный, познаваемый. Это мир внутри личного «Я», многочисленные реалии которого для каждого человека не мене значимы, чем объективные  события, само время и бытие.

         Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета, но если в каждой науке предмет и объект разграничены, то в психологии такое разграничение вызывает определенные трудности, так как здесь и объектом и предметом является человек.

Само  определение психологии появилось  в 16 веке в западноевропейских текстах, в переводе с латинского – психология, дословно - понимание, знание души. Оно носит как научный, так и житейский характер. Научное же отличается от житейского тем, что оно, опираясь на силу абстракции и общечеловеческого опыта открывает законы, которые правят миром. Но только к середине 19 века психология из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой, однако это не значит, что до этого представления о психике (душе, сознании, поведении) были лишены признаков научности. Они были частью философии, педагогики, медицины.

В основе научных психологических знаний лежит учение о психике человека, то есть, о ее свойствах (характере, темпераменте, способностях), процессах (ощущении, восприятии, мышлении и т.п.) и состояниях (апатия, гнев, фрустрация).

История развития психологии не смогла возвести стройное и непротиворечивое здание собственной теории, а дала миру огромное количество различных концептуальных подходов. К настоящему времени образовалась многомерная и весьма дифференцированная область различных разделов в  психологии. Разработанность и значимость проблем неодинаковы, есть точки  роста и застоя.

Если  в 50-летний период второй половины 19 века наблюдались заметные успехи в области  оригинальности теории и практики, то аналитический период 20 века такого же прогресса не принес. Как отмечают в справочном пособии «Современная психология» под редакцией В.Н.Дружинина  и других авторов, не появилось новых  факторов, гипотез, методических находок  и пр. кроме того, как в России, так и зарубежом интересы авторов  широко варьируются, никто не занимается в равной мере всеми направлениями  фундаментальной и прикладной психологии. Тем не менее можно заметить, что  основной уклон исследований идет в  сторону научной персонологии, когнитивной  психологии, системного и междисциплинарного подхода.

Я считаю что, важнейшим этапом в понимании  психологии, является изучение эволюции психики и развития высших психических  функций человека, так как это  является основой его активности и поведения.

 

 

 

Цель работы:

- рассмотрение процесса развития психики как результата эволюции материи, осмысление основных этапов развитии психики у животных и развития психических функций человека.

Задачи:

- осуществить анализ информационно-справочной литературы

- рассмотреть основные этапы развития психики у животных и развитие высших психических функций человека.

Проблема  развития психики и сознания достаточно разработана в отечественной  и зарубежной литературе, так как  она является основой психологии. Особенно подробно этот вопрос раскрыт в работах Рубинштейна С.Л., Выготского Л.С., Гиппенрейтер Ю.Б.

 

1.Психика как результат эволюции материи.

 

Филогенез – процесс изменения психики как продукта эволюции.1

В отечественной  психологии методологической основой  изучения проблемы эволюции форм сознания является диалектический и исторический материализм. Основными проблемами при изучении филогенеза считаются:

  • Выделение главных этапов эволюции психики животных;
  • Выявление условий перехода от одного этапа к другому, общих факторов эволюции;
  • Выделение главных этапов эволюции форм сознания;
  • Установление соотношения основных этапов филогенеза и онтогенеза.

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.2

Механизмы проявления психики:

  • Психика – это свойство только живой материи, и лишь той, которая обладает специфическими органами, обуславливающими возможность существования психики. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, еоторая обладает специфическими органами, обуславливающими возможность существования психики.
  • Главная особенность психики – способность отражать объективный мир. Высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т.е. субъективного по своей природе и идеалистического(нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.
  • Получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, определяя тем самым возможность длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания.

Психика возникла на определенном этапе развития жизни как механизм активного  взаимодействия живых существ с  окружающей средой. В природе существует значительное количество форм живой  материи, обладающих определенными  психическими способностями. Эти формы  живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств. Элементарная способность реагировать избирательно на воздействия внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи.

Раздражимость – это простейшая форма биологического отражения, ею обладают все живые организмы на всех этапах эволюции растительных и животных форм. Раздражимость выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости, так называемый таксис (тропизм), можно наблюдать даже у растений.3

Таксис (тропизм) - механически ориентирующиеся компоненты поведенческих актов. Врожденные способы пространственной ориентации в сторону благоприятных или от неблагоприятных условий среды, раздражений.4 Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степени связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды, а это предопределяет возникновение у них более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности.

Чувствительность – это способность реагировать на нейтральные биологически незначимые раздражители при условии, что они сигнализируют о появлении жизненно важных воздействий.5 Чувствительность по отношению к нейтральным раздражителям вызывает коренные изменения в формах жизни. Живое существо начинает активно ориентироваться в окружающей среде и реагировать на каждое изменение в ней.

Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды.5 Простейшие поведенческие реакции можно увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. При этом, чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение. Например, у собак мы уже наблюдаем проявления опережающего отражения.

 

 

 

2.Основные этапы развития психики у животных.

 

В зоопсихологии выделены три основные стадии развития психики:

Стадия элементарной сенсорной  психики – простые безусловные рефлексы. Психическое отражение животных, находящихся на этой стадии, имеет форму чувствительности только к отдельным свойствам среды, т.е. форму элементарных ощущений. Соответственно поведение животных отвечает тому или иному отдельному свойству.

Низший уровень: для животных характерно появление элементарных форм движений, слабая пластичность поведения, сюда относятся простейшие, многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.

Высший уровень: развитая двигательная активность, способность дифференцированно отвечать на внешние раздражители, сюда относятся высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.

Стадия перцептивной психики – сложные безусловные рефлексы (инстинкты). Характеризуется уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами среды, но в форме набора качеств, вещей. На этой стадии так же выделяют низший и высший уровни.

Низший уровень: у животных появляется сложная нервная система, формируются двигательные навыки, двигательные способности усложняются, защитное поведение становится более развитым, появляется предметно-образное отражение действительности.

На данном уровне находятся рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые  высшие беспозвоночные (членистоногие  и головоногие моллюски), насекомые.

Высший уровень: наблюдаются высокоразвитые инстинктивные формы поведения, способность к научению. На данном уровне находятся высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).

Инстинкт – это поведение, отвечающее наследственно программированным, стереотипным формам действий, посредством которых животное без специального обучения приспосабливается к условиям окружающей среды.6

 Импринтинг – специфическая форма научения у высших позвоночных, при котором фиксируются отличительные признаки объектов некоторых врожденных поведенческих актов родительских особей как носителей признаков вида; глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, который был увиден животными после его появления на свет.7

Стадия интеллекта – навыки.

На этой стадии появляется способность к  интеллектуальному поведению при  возникновении препятствий на пути достижения цели, но интеллектуальные действия имеют примитивный характер и не являются следствием знания объективных  законов природы. Животные начинают создавать и использовать в деятельности примитивные орудия, при этом изобретенные способы действий не передаются от одного животного другому. На данном уровне – обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).

Навык – это сложная индивидуальная динамическая программа поведения, формирующаяся в организме в ходе его взаимоотношений с окружающим миром.7

Эволюция  психики происходит не прямолинейно. В одной и той же среде обитают  животные с самыми разными уровнями отражения, и наоборот, в различных  условиях обитания можно найти разные виды животных с близкими уровнями отражения. Среда не есть нечто постоянное. К этой эволюционирующей среде и  приспосабливается животный вид, который  в ней обитает. Причем изменение  среды может существенным воздействовать на развитие психических функций  одних видов животных и в тоже время не оказывать значительного  влияния на развитие психических  функций других видов животных. 

Способ  и уровень адаптации животных к условиям существования определяется степенью развития психики животных. Имеющийся научный материал позволяет  выделить несколько стадий развития психики животных. Эти стадии различаются  способом и уровнем получения  информации об окружающем мире, который  побуждает животного к действию. В одном случае – это уровень  отдельных ощущений, в другом –  предметное восприятие.

Информация о работе Психика и сознание