Психика и сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:28, контрольная работа

Краткое описание

Задолго до создания психологии как науки, как понятийной системы знаний человек обнаружил, что в его жизни существуют как бы два мира, две похожие и связанные между собой реальности: одна – материальная, объективная, внешняя, от него не зависящая, например большое дерево в соседнем лесу; другая реальность – внутренняя, субъективная, только самому человеку принадлежащая, когда человек, например, вспоминает или видит во сне одно и то же дерево, которого перед ним сейчас в действительности нет.
Люди и сама жизнь существуют в переменчивом времени и пространстве. Мир динамичен: меняются место действия, время су

Содержание

Введение………………………………………………………………3
1.Психика как результат эволюции материи……………………....6
2.Основные этапы развития психики у животных………………...9
3.Развитие высших психических функций у человека…………...12
3.1 Формы проявления психики человека………………………...13
3.2 Сознание как высшая форма человеческой психики………....16
Заключение…………………………………………………………...18
Список литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

общ.псих.контрольн.docx

— 43.06 Кб (Скачать файл)

Наивысший уровень развития психики животных, находящийся на стадии предметного  восприятия, позволяет говорить о  простейшем интеллектуальном поведении  животных. Однако особенностью поведения  животных в основном является удовлетворение своих основных биологических потребностей.

 

 

3.Развитие высших психических функций у человека.

 

Человек –  высшая ступень жизни на Земле.8

Психика выполняет ряд важных функций.

1.Отражение воздействий окружающей действительности. Психика является свойством мозга, его специфической функций. Эта функция носит характер отражения. Психическое отражение действительности имеет свои особенности.

Во-первых, это не мертвое, зеркальное отражение, а процесс, постоянно развивающийся  и совершенствующийся, создающий  и преодолевающий свои противоречия.

Во-вторых, при психическом отражении объективной  действительности любое внешнее  воздействие всегда преломляется через  ранее сложившиеся особенности  психики, через конкретные состояния  человека. Поэтому одно и то же воздействие  может по-разному отражаться разными  людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и  при различных условиях.

В-третьих, психическое отражение – это  правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального  мира являются снимками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

2. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействие внешней среды, адаптируются к ней, а с другой – регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как человек именно с ее помощью осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение при этом выступает внешней формой проявления деятельности.

3. Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему правильное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.9

 

3.1 Формы проявления психики человека.

 

Психические явления – это совокупность всех явлений и процессов, отражающих основное содержание психики человека, которые изучает психология.10

Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей среды. Они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

Познавательные  психические процессы:

  • Ощущение
  • Восприятие
  • Память
  • Внимание
  • Мышление
  • Воображение

С их помощью  мы узнаем, постигаем мир и самого себя

Эмоционально-волевые  психические процессы:

  • Чувства
  • Эмоции

Они отражают переживание человеком своего отношения  к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько оно важны именно для него, для его жизни, то есть устанавливают личную значимость того или иного события.

  • Воля
  • Произвольность

Обеспечивает  сознательную регуляцию поведения, возможность действовать по сознательно  поставленной цели.

В понятии  «психические процессы» подчеркиваются, прежде всего, динамичность, пластичность, изменчивость и непрерывность психической  деятельности.

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.11 К психическим свойствам относятся особенности личности человека:

  • Направленность
  • Качества личности
  • Черты характера
  • Темперамент
  • Способности.

Психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в данный момент времени12. К психическим состояниям относят:

  • Проявления чувств (настроение, аффекты, тревога, эйфория, фрустрация и прочее)
  • Проявление внимания (сосредоточенность, рассеянность)
  • Проявление воли (решительность, собранность)
  • Проявление мышления (сомнения, размышления)
  • Проявление воображения (грезы, фантазии и прочее)

Психические процессы, психические состояния  и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют  и могут переходить друг в друга. Единство всех сторон психической жизни  человека служит основанием для его  активности.

Активность – это группа личностных качеств, обуславливающих внутреннюю потребность индивида к эффективному освоению внешней действительности.13 Активность обеспечивает поведение человека – его взаимодействие с окружающей средой обуславливаемое внешними и внутренними условиями.

Важнейшей формой человеческой активности является деятельность.

Деятельность - сознательно регулируемая активность, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого себя.14

Изучая  психику человека, психология уделяет  особое внимание различным видам  человеческой деятельности, тому, как  в ней проявляется, формируется  и развивается человек.

Человек проходит от рождения до зрелости сложный  путь психического развития. Если сравнить психику ребенка в первый год  его жизни с тем уровнем психического развития, которого он достиг через пять – шесть лет жизни, то можно заметить не только количественное, но и качественное различие.

На этом этапе у человека появляется речь, способность к произвольной регуляции  психических процессов. Познанию общего и существенного в действительности, абстрактное мышление.

 

 

3.2 Сознание как высшая форма человеческой психики

 

Сознание – это такое отражение, в котором объективная действительность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека.15 В результате в образе сознании  выделяются две плоскости: объективная, или Мир, субъективная, или «Я», личное переживание, отношение к предмету.

 Обычно  в не участия сознания человеку  в образе дан просто мир.  Когда же субъектом отражаются  в разделенном качестве мир  и «картина» мира, нам предстает  работа сознания. Описательно феноменология  сознания сводится, таким образом,  к тому, что в сознании мир  как бы презентируется, представляется  субъекту отражения.

Без участия  сознания невозможно истинное, человеческое познание, хотя одно не исчерпывается другим. Сознание категорически не сводимо к сумме, к системе знаний и значений, которые представляют собой лишь одну отражательную плоскость сознания – объективную. В проекции субъективной плоскости сознания представлены смыслы, или личностные, индивидуализированные значения.

Возникшее сознание не просто дополняет собой  бессознательно существующий психический  образ. Сознание качественно меняет, преобразует его, переводя на принципиально новый содержательный уровень. Осознанные психические процессы становятся произвольными, относительно устойчивыми, управляемыми. Появляются возможности рефлексии как отражения, планирования и управления собственными психическими процессами, свойствами и состояниями. В человеческой психике формируется самосознание. Именно поэтому сознание не только отражает мир и бытие, но в определенной степени их творит и преобразует. Между осознанным и неосознанным миром, между сознательным и бессознательным в психике существуют определенные, порой противоречивые отношения, взаимодействия, связи. Сознание «кочует» по психике человека, работает по своим, особым законам, не всегда подчиненным объективным, материальным правилам. Осознанное поведение и сама психика человека становятся свободными.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Психология  изучает закономерности психического развития человека. Без знания основных этапов эволюции и развития психики  невозможно знание научных основ  психологии.

Психика как система имеет свою структуру, функции, историю возникновения  и развития. Она сама, а не ее функции (манипулятивные, интерактивные или  рефлексивные), должна быть определена. Если говорить о высших формах психики, о психике человека и высших животных, то она может быть определена как  способ и аппарат построения внутренней картины мира, как средство саморегуляции  функций организма и личности (у человека) в целях выживания  и преобразования мира вещей, людей  и идей.

Современная наука, признавая естественную связь  психически человека с его животными  предками, в то же время считает, что закономерности ее развития являются в корне отличными.  С появлением человека начинается история новой  ступени психики – история  развития человеческого сознания. В антропогенезе – процессе происхождения человека, происходят  глубокие качественные изменения поведения и психики и устанавливаются  принципиально новые отношения индивида к окружающей действительности, происходит переход от биологической эволюции к сфере действия социально – исторических факторов. Не смотря на то, что формы психического отражения и поведения животных, находящихся на разных стадиях развития, кардинально различаются, существуют общие для всех животных закономерности, управляющие их психическим развитием.

Каждая  новая ступень психического развития была обусловлена переходом к  более сложным внешним условиям существования животных и обеспечивалась усложнением их физической организации. Движущей силой психического развития животных выступала необходимость  приспособления к среде, в процессе чего формировались новые анатомические  структуры, усложнялись их функции, возникали более совершенные  формы отражения и двигательной активности. Поведение животных, безотносительно  к тому на какой стадии развития они находятся, всегда является безотностительно значимым, т.е. может осуществляться лишь по отношению к предмету жизненной  биологической потребности или  по отношению к раздражителям, сигнализирующим  о возможности ее удовлетворения. У животных не существует устойчивого объективного предметного отражения действительности.

Невозможно  понять, как и под влиянием чего формируется сознание человека, что находится в его основе и от чего зависит его становление. Изучение сущности и закономерностей развития психики человека составляет предмет научной психологии.

Данный  вопрос актуален и на современном  этапе развития психологической  науки и достаточно разработан в  работах ведущих ученых, что позволяет  понять общие закономерности психического развития, узнать о методах научного познания психики, осознать внутренний мир человека.

Я считаю что, изучение вопроса о развитии психики и формировании сознания должно лечь в основу изучения психологии как сферы профессиональной деятельности. 

 

Литература 

 

    1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.,1999
    2. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л. , Печеркина А.А. Психология. М.: Академия 1999
    3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981
    4. Общая психология. Учебник под ред. А.Г.Маклакова. Питер.2008
    5. Общая психология. Учебник под ред.Р.Х.Тугушева, Е.И.Гарбера., Москва.Эксмо, 2006
    6. Психология. Учебник под ред. Б.А.Сосновского. Москва, Юрайт, 2005
    7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.,2007
    8. Справочник. Психология. М., 2006

1 Психология. Справочник. СПб. 2006. С.752.

2А.Г.Маклаков Общая психология. Питер стр.70

3 А.Г.Маклаков. Общая психология. Питер, 2008 стр.71

4 Глуханюк Н.С. Общая психология. Екатеринбург. Деловая книга.2005.с.43.

5 А.Г.Маклаков. Общая психология. Питер, 2008 стр.72

6 Психология. Справочник. СПб. 2006. С.262.

7 Психология.Уучебник.под ред. Б.А.Сосновского.М-Юрайт. 2005 стр.50

8 Психология.Уучебник.под ред. Б.А.Сосновского.М-Юрайт. 2005 стр.46

9 Глуханюк Н.С.Общая психология. Екатеринбург. Деловая книга. 2005. с49.

10 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. 2007.

11 Дубровина И.В. Психология.М.:Академия.1995. с.9

12 Дубровина И.В. Психология.М.:Академия.1995. с.9

13 Психология. Справочник. М.2006. с.428.

14 Психология. Справочник. М.2006. с.176.

15 Психология.Уучебник.под ред. Б.А.Сосновского.М-Юрайт. 2005 стр.63

 


Информация о работе Психика и сознание