Психика, поведение и деятельность. Психология производственных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 15:56, контрольная работа

Краткое описание

Активное отражение действительности - важнейшее свойство дифференцированного, обладающего многоуровневыми связями между различными отделами - высокоорганизованного мозга. Оно присуще и животным, и человеку. Чем сложнее, чем сформированней мозг, тем большими способностями обладает психика, тем более она развита. Наиболее высокого, полного уровня развития психика достигает у человека.Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств, каких, по выражению психологов, механизмов он это делает.Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем

Содержание

Введение.
1.Психика.
1.1Структура и функции психики
1.2 свойства психики.
1.3. Формы психического отражения.
1.4. Поведение и деятельность.
2. Психология производственных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Чернецов Д. В. А-4-3 Менеджмент..docx

— 33.91 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Волгоградской области

 

ГБОУ СПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

Кафедра «Автомобильный транспорт и промышленное оборудование»

 

Домашняя контрольная работа на тему

«Психика, поведение и деятельность. Психология производственных отношений»

 

дисциплина

«Менеджмент»

 

Автор                                                                   Чернецов Д. В.

 

Группа                                                                  А-4-3

 

Специальность                                                190604 Техническое обслуживание

                                                                       и ремонт автомобильного транспорта

 

Преподаватель                                                      Холодковский С. В.

 

ВОЛГОГРАД 2014

                                                  Содержание

   Введение.

  1.Психика.

  1.1Структура и функции  психики

  1.2 свойства психики. 

  1.3. Формы психического  отражения.

   1.4. Поведение и деятельность.

   2. Психология производственных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Психика - способность  мозга получать информацию об  окружающей действительности, создавать  образ объективного мира и  регулировать на этой основе  собственное поведение и деятельность. Работа психики осуществляется  только в процессе активной  деятельности человека, животного. Активная деятельность - важнейшее  условие развития психики, т.е. ее  совершенствования, усложнения, Углубления.

     Активное отражение  действительности - важнейшее свойство  дифференцированного, обладающего  многоуровневыми связями между  различными отделами - высокоорганизованного  мозга. Оно присуще и животным, и человеку. Чем сложнее, чем сформированней  мозг, тем большими способностями  обладает психика, тем более она  развита. Наиболее высокого, полного  уровня развития психика достигает  у человека.Психика человека включает  все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит,  чувствует,  все  его привычки, его индивидуальность, то,  как,  с помощью каких  средств,  каких,  по выражению  психологов,  механизмов он это  делает.Психика дает возможность  не только достаточно точно  отражать особенности окружающего  мира, она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в  дальнейшем. Такая опережающая функция  психической деятельности, конечно, в наибольшей степени характерна  для человека. Благодаря этому  мы можем представить то, что  случится через некоторое время, можем строить планы, ставить  цели, мечтать. Она позволяет нам, например, заранее подготовиться  к какому-либо сложному событию. Например, если вам не хочется  делать уроки или готовиться  к экзамену, очень полезно представить  себе свое будущее эмоциональное  состояние. Что вы будете чувствовать, когда вас вызовут, а вы не  сможете сказать ни слова. Что  будете испытывать, когда вас  будут спрашивать о результатах  экзамена. Такое «эмоциональное  предвосхищение», как правило, позволяет  преодолеть лень и начать заниматься.

 

 

1. Психика.

1.1. Структура и функции психики.

Психика (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Психика – субъективное отражение объективной реальности.

Психика имеет двоякую форму существования:

1) Объективная (первичная) - выражается в жизни и деятельности.

2) Субъективная (вторичная) - это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом  себе.

Основными функциями психики являются отражение и регулирование.

Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения.

Ломов Б. Ф.:"Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функцию регуляции поведения".

Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой. Человек – активная система, и в окружающем его мире также много активных объектов. Поэтому следует различать активное и реактивное отражение, активное и реактивное регулирование.

 

1.2. Свойства психики.

Свойсва психики делятся: предметность; субъектность; чувственная недоступность; спонтанная активность;.

Предметность. Заключается в том, что, отражая внешний мир с помощью своих психических структур, мы формулируем этот процесс в терминах предметов внешнего, назависимого от нас мира.

Например, мы говорим, что видим, как собака бежит по дороге, тем самым мы выражаемся в терминах внешнего мира.

Субъектность. Имея в своей основе физиологический механизм работы органов чувств, человек его не замечает и не осознаёт.

Например, чувствуя поглаживания кожи, человек не осознаёт раздражение тактильных рецепторов.

Чувственная недоступность. Субъект – носитель не замечает своего процесса построения психического образа, а видит только конечный результат.

Например:  человек слышит голос знакомого человека, но он не замечает, то множество процессов, которые предшествовали построению образа "голоса знакомого человека".

Спонтанная активность. Умение “поступать вопреки”, поведение, не зависящее от внешних и внутренних факторов.

 

     1.3. Формы психического отражения.

При переходе от биологической формы отражения к психической, выделяются следующие стадии:

1) Сенсорная: отражение отдельных  раздражителей: субъект реагирует  только на биологически значимые  раздражители (раздражимость).

2) Перцептивная: выражается  в способности отражать комплекс  раздражителей в целом: ориентирование  начинается с совокупности признаков, наблюдается реагирование и на  биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно  важных раздражителей (чувствительность).

3) Интеллектуальная: проявляется  в том, что в дополнение к  отражению отдельных предметов  возникает отражение их функциональных  отношений и связей.

Сознание человека (психология) — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий. В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность  знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта  и объекта (противопоставление себя  окружающему миру, различение «Я»  и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человека  к себе и окружающему миру (его  чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы  и понятия, которых ранее не  было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной  картины мира (память хранит образы  прошлого, воображение формирует  модели будущего).

6. Формирование целей  деятельности (исходя из потребностей  человека, сознание формирует цели  деятельности и направляет человека  на их достижение).

Эти функции сознания можно схематично изобразить в виде относительно самостоятельных, но связанных между собой функциональных блоков.

С точки зрения материалистической науки, между сознанием человека и окружающим материальным миром существуют четыре вида взаимодействий Первый и второй тип взаимодействия диалектически связаны: первично сознание рождается из материального мира и определяется им, но затем, по мере своего созревания, оно начинает активно влиять на этот мир, преобразуя его по собственному плану. Третий и четвертые типы взаимодействия сами по себе не материальны, а относятся к информационному типу. При этом третий тип взаимодействия только кажется пассивным. На самом деле это активное отражение, включающее в себя элементы осмысления, оценки и преобразования. Самый сложный и позже всех развивающийся — четвертый тип взаимодействия, который знаменует собой высшую стадию развития сознания — самосознание

 

1.4. Поведение и деятельность.

Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности. Активность - общее свойство живых организмов, основное условие их существования. Жить - значит быть активным, действовать. Именно активность позволяет живому существу поддерживать жизненно важные для него связи со средой, она служит основой развития и саморазвития. Активность обеспечивает поведение человека - его взаимодействие с окружающей средой, обусловливаемое внешними (среда) и внутренними (потребности, мотивы) условиями. Поведение может быть в разной степени осознано человеком, определяться сознательно поставленными целями или осуществляться по непосредственному желанию, чувству, т.е. быть импульсивным.

Важнейшей формой человеческой активности является деятельность. Деятельность - сознательно регулируемая активность, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Основные виды деятельности человека - игра, учение, труд, творчество. Именно в деятельности формируются основные свойства личности, развиваются ее способности. Изучая психику человека, психология уделяет особое внимание различным видам человеческой деятельности, тому, как в ней проявляется, формируется и развивается человек.

Основная роль современной психологии личности - объяснить с позиций науки, почему люди ведут себя так, а не иначе.

Социальная психология занимается психологическими особенностями, поведением и деятельностью людей, которые связаны с их принадлежностью к определенным социальным группам (дружеской, учебной, профессиональной, национальной, расовой и др.).Одним из важнейших направлений психологии личности явилась разработанная А.Н. Леонтьевым(1903-1979) теория деятельности. Деятельность рассматривалась А.Н. Леонтьевым как активное взаимодействие с окружающей действительностью, выражающее отношение человека к миру и способствующее удовлетворению его потребностей. Психическое развитие человека во многом составляет процесс развития его деятельности.

А.Н. Леонтьевым разработана теория ведущей деятельности как такой, которая становится центральной, основной на различных этапах развития и оказывает наибольшее влияние на формирование сознания, личности.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Понятие характера весьма различается в различных теоретических построениях. В современной зарубежной характерологии можно выделить три направления:

конституционно-биологическое  (связано с именем Э.  Кречмера.  Характер,  по существу сводится к сумме конституции и темперамента);

психоаналитическое  (З. Фрейд,  К. Г . Юнг,  А. Адлер и т.д.  Характер объясняется, исходя из бессознательных влечений человека);

идеологическое  (психоэтическая теория Робека: Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяет этико-логическими санкциями. То, какие инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности. Бауд:  характер определяется социальным положением человека и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Психология производственных отношений.

В процессе производства люди взаимодействуют с природой и друг с другом. Эти два рода отношений и составляют неразрывно связанные стороны любого конкретного способа производства, что находит свое выражение в существовании производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы – это совокупность средств производства и людей, занятых в производстве.

Производственные силы характеризуют материальную составляющую производства, его техническую сторону, однако производство немыслимо без взаимодействия людей между собой.

Отношения людей друг к другу в процессе производства называются производственными отношениями..

Материализмом открыт всеобщий закон развития материального производства – закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Это положение помогает понять развитие общества как объективный, естественно-исторический процесс, увидеть те производственные социально-экономические механизмы, которые лежат в основе научно-технического и общественного прогресса в целом. Основной материалистический тезис, выражающий его сущность состоит в том, что «в общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных, производительных сил.

Производственные отношения всегда выступают как социально-экономическая форма развития производительных сил. Каждому уровню развития производительных сил естественно-исторически соответствует только своя социально-экономическая форма существования и развития, которой и являются соответствующие этим производительным силам производственные отношения.

Порожденные реально существующими производительными силами, производственные отношения призваны укреплять и прогрессивно развивать породившие их производительные силы.

Однако, возникнув в соответствии с потребностями производительных сил как социально-экономическая форма их существования и поступательного развития, утвердившиеся производственные отношения, т.е. отношения собственности, обмена и распределения, обычно отстают от развития производительных сил, которые непрерывно развиваются и совершенствуются в результате разделения труда, технического прогресса. Создается ситуация, когда из фактора развития производительных сил производственные отношениям становятся их оковами. Тогда между производительными силами и производственными отношениями возникает и нарастает конфликт, означающий, что в обществе созрела потребность в обновлении производственных отношений. Это противоречие трактуется как экономическая основа социальной революции.

Информация о работе Психика, поведение и деятельность. Психология производственных отношений