Психика, поведение и деятельность. Психология производственных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 15:56, контрольная работа

Краткое описание

Активное отражение действительности - важнейшее свойство дифференцированного, обладающего многоуровневыми связями между различными отделами - высокоорганизованного мозга. Оно присуще и животным, и человеку. Чем сложнее, чем сформированней мозг, тем большими способностями обладает психика, тем более она развита. Наиболее высокого, полного уровня развития психика достигает у человека.Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств, каких, по выражению психологов, механизмов он это делает.Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем

Содержание

Введение.
1.Психика.
1.1Структура и функции психики
1.2 свойства психики.
1.3. Формы психического отражения.
1.4. Поведение и деятельность.
2. Психология производственных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Чернецов Д. В. А-4-3 Менеджмент..docx

— 33.91 Кб (Скачать файл)

История человечества с исчерпывающей полнотой доказывает жизненность закона соответствия, под его непосредственным влиянием происходит развитие общества в целом.

При всем различии названных моделей общественного развития между ними есть одно существенное общее – все они существовали на техническом базисе ручного труда. Кроме того, все они являются аграрными по преобладающей в них деятельности, ориентированы на производство для потребления и используют внеэкономическое принуждение. Поэтому в них господствовали отношения личной зависимости рабов, крепостных крестьян от рабовладельцев или феодалов. По отношению к массе производителей здесь осуществляются жестокие формы насилия, непосредственного господства. Для рабовладельца раб – такое же средство труда, как вещи или животные («говорящее орудие»). Раб был практически не заинтересован в труде, рабовладелец силой принуждал его к труду. Для феодала крестьянин был придатком к земле, необходимым для ее обработки, принуждаемым к работе на помещичьей земле с помощью барщины или передачи помещику части произведенного продукта. Правда, крестьянин мог иметь свои средства труда и клочок земли, часть произведенного продукта он оставлял себе. Это в известной мере стимулировало его труд, развязывало инициативу, делало его труд более производительным, чем труд раба.

Эксплуатация – и в этом ее противоречивая роль – делала труд более напряженным и интенсивным, вместе с тем позволяла освобождать от труда в материальном производстве часть членов общества, создавала материальную базу для отделения умственного труда от физического. Другим видом общественного разделения труда было отделение ремесла от земледелия, города от деревни. Образование городов как центров ремесла, торговли, политической жизни и культуры явилось важным условием и фактором дальнейшего прогресса производительных сил.

Таким образом, закон соответствия и здесь действует с объективной необходимостью: новые производственные отношения открывают более широкий простор для развития производительных сил, обеспечивают их прогресс. Во всех докапиталистических обществах также происходили существенные изменения в производительных силах и производственных отношениях:  одомашивание животных,  появление колеса,  паруса,  переход от каменных орудий к металлическим,  особенно железным,  общественное разделение труда,  возникновение городов,  развитие различных форм частной собственности,  переход от рабовладельческой к феодальным формам эксплуатации.

И все-таки развитие производительных сил за весь период докапиталистического развития общества не вышло за рамки ручного труда и внеэкономического принуждения массового производителя.

Производительные силы, основанные на консервативном техническом базисе простых ручных орудий, типичны для докапиталистических формаций. Они-то и определяли производственные отношения и многие другие характеристики этих обществ.

Переход от простых ремесленных орудий ручного труда к машине явился второй великой революцией в производительных силах общества. Сущность ее состоит в замене действия простого орудия, приводимого в движение силой человека или животного (реже ветра или воды), действием машины, приводимой в движение специальным энергетическим устройством, в качестве которого первоначально выступала паровая машина. Простое орудие заменяется трехзвенной системой – рабочая машина, двигатель, передаточный механизм. Часть своих функций человек передает машине. Однако производственные процессы не полностью обособляются от людей, последние включаются в процесс машинного производства как его необходимый элемент, но не самостоятельный, а подчиненный действию машину и ритму машинного производства. Человек становится придатком машины.

1. Социальная психология  производственных отношений

Сфера производственных отношений:

Правовой аспект производственных отношений основывается на силе и механизме юридических законов. Оно выступает в форме общеобязательных социальных норм, обеспечиваемых и охраняемых силой государства.

Экономический аспект производственных отношений. На сегодняшний день производственные отношения включены в совершенно иную экономическую сферу. Стремительное развитие рыночной экономики выдвигает перед субъектом ряд требований, соблюдение которых определяет его эффективность в сфере производства и рыночных отношений: активность, инициативность, уверенность, а также достаточный набор знаний по поводу форм и способов установления производственных отношений.

Эмоциональный аспект производственных отношений. В настоящее время появляются новые особенности производственных отношений в сфере экономики: более высокие требования к личности работника, высокий темп самой трудовой деятельности; существование многих организаций «по западному образцу», что обусловливает появление качественно новых способов взаимодействия внутри данных структур. Производство начинает приобретать личностный характер, что сказывается на отношениях в процессе совместной деятельности. Система, в которой люди функционируют в соответствии с жесткими указаниями начальства, без единой возможности к творческому проявлению, оказалась неэффективной. В связи с этим большое внимание уделяется эмоциональным состояниям человека в новых условиях трудовой деятельности. Эмоциональный компонент производственных отношений включает все, что связано с эмоциональными переживаниями: положительные и отрицательные эмоции, удовлетворенность собой, партнером по общению, работой. Все то, что происходит между людьми в процессе совместной деятельности, представляет собой эмоциональный аспект производственных отношений.

Деловые отношения людей включают в себя партнерство, сотрудничество и конкуренцию. Под партнерством имеются в виду такие отношения, при которых люди взаимодействуют друг с другом на равных права, выполняя общую работу. Каждый из них в этом случае осуществляет возложенные на него функции самостоятельно и независимо от других. Сотрудничеством называется такая совместная деятельность людей, при которой люди взаимно зависимы друг от друга и также решают одну общую для них задачу. Конкуренция есть соревнование друг с другом, при котором участники в основном озабочены тем, чтобы превзойти других и выиграть.

Партнеры распределяют, координируют свои усилия. Под распределением понимается такое разделение работы, при котором каждый из участников получает свое задание и отвечает за его выполнение. Координация предполагает согласование действий участников, а субординация - соподчинение видов деятельности, при котором одни из участников наделяются большими правами и обязанностями, чем другие, и начинают играть более важную роль, чем остальные.

Внутриорганизационные взаимодействие людей обусловлено не только профессиональной деятельностью на уровне формальных должностей, но и эмоциональными переживаниями при непосредственных личных контактах работников, которые проявляются в неформальных отношениях, опосредующих взаимодействие людей, занимающих эти должности. С ходом современного научно-технического и социального прогресса, с его противоречащими, социальными и социально-психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы социально-психологического климата коллектива.

Однако, климат это не только проблема сегодняшних социально-психологических сложностей социального и научно-технического прогресса, но одновременно и проблема решения завтрашних перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей.

Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции.

Социально-психологический климат может рассматриваться в качестве полифункционального показателя.

- уровня психологической включенности человека в деятельность;

 -меры психологической эффективности этой деятельности;

- уровня психического потенциала личности и коллектива, не только реализуемых, но и скрытых, неиспользованных резервов и возможностей;

- масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива;

- тех сдвигов, которые происходят в структуре психического потенциала личности в коллективе.

Социологические исследования последних лет показывают, что в настоящее время все более заметным становится отчуждение учащегося от государства (низкий уровень гражданского самосознания, утрата патриотических чувств, агрессивность и экстремистские тенденции), от образовательного учреждения (потеря интереса к образованию), от коллектива (ослабление гражданской активности молодежи и подростков), от семьи (сложные взаимоотношения с родителями).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1. Алтухов В. Диалектика  целостности и новое мышление // Мировая экономика и международные  отношения. –1989–№9.

2. Володько, В. Ф. Основы менеджмента: учебное пособие .

3. Глухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2009.

4. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. Современная школа, 2010.

5. Зиновьев, В. Н. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. – Москва: Дашков и Кº, 2010..

6. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. – 452 с.

                                                                     

 

 


Информация о работе Психика, поведение и деятельность. Психология производственных отношений