Психика человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 10:53, контрольная работа

Краткое описание

Под психикой ныне принято понимать совокупность явлений внутреннего мира субъекта, т.е. организма, способного действовать на основе образа окружающей среды. Ее главная функция — ориентация субъекта во внешней среде. К структурным составляющим психики относят: ощущения, восприятия, представления, память, эмоции, чувства, внимание и т.д. Все эти компоненты мы найдем как в психике высших животных, так и у человека. Но в человеческой психике есть и элементы, свойственные только ей. Это, прежде всего, абстрактное мышление, а также воображение, воля и некоторые другие образования.

Содержание

Введение 3
1. Психика человека…………………………………..…………………………... 4
1.1. Структура психики……………………………..…………………………….. 11
2. Сознание……………………………………………...…………………………. 15
2.1. Сознание и бессознательное……………………………...……….…………. 18
Заключение………………………………………………………………………… 21
Тест……………………………………………………………………………….... 22
Список используемой литературы……..………………………………………… 23

Вложенные файлы: 1 файл

основная часть.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Конечно, как отмечается в учебнике «Психология» под редакцией А.А. Крылова, названные проблемы очень  сложны. Они прямо связаны с вечными проблемами бессмертия души и смысла жизни. Это главные проблемы теории психологии ближайшего будущего.

 

 

    1. Структура психики

 

Психика человека представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. Основным свойством психики является ее системность, целостность и нерасчлененность.

Психика как система  обладает определенной организацией. В ней выделяют психические процессы, психические свойства и психические  состояния.

Психические процессы это  процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически и меняющихся психических явлениях. Они подразделяются на познавательные, регулятивные и коммуникативные процессы.

Познавательные психические  процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Они  включают в себя сенсорно-перцептивные процессы (ощущение и восприятие), процессы памяти и воображения, процесс мышления.

Процессы психической  регуляции обеспечивают направленность, интенсивность и временную организацию  поведения. К ним относятся процессы мотивации, целеполагания, принятия решений, процессы контроля, эмоциональные и волевые процессы.

Процессом, связывающим  познавательную и психорегулятивную  сферу психики, является внимание, которое  обеспечивает избирательность отражения, запоминания и переработки информации.

Коммуникативные процессы обеспечивают общение между людьми, выражение и понимание мыслей и чувств. Они представлены в речи и невербальном общении — передаче информации с помощью мимики, поз, жестов, взгляда, интонации, громкости и высоты голоса, дистанции общения.

Психические свойства - индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром.

Как и любая система, психика  человека обладает психическими свойствами, имеющими индивидуальную меру выраженности. Эти свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием внешних воздействий, опыта деятельности и биологических факторов.

К психическим свойствам относит  темперамент, характер, способности личности.

Психическое состояние — внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени. Выделяют следующие основные характеристики психических состояний:

  1. эмоциональные (тревога, радость, печаль);
  2. активационные (активность, пассивность);
  3. тонические (бодрость, угнетенность);
  4. временные (длительность состояния).

Вес формы психических  явлений взаимосвязаны между  собой и переходят одна в другую Например, такой сложный психический процесс, как мышление, в зависимости от объекта и условий может вызвать состояние усталости и пассивности или возбуждения и активности. Если человеку в процессе его деятельности (например, студенту) приходится систематически изучать новый материал и решать задачи, то различные психические состояния, связанные с процессом мышления, обобщаются и становятся устойчивым психическим свойством его личности, выражающемся в мыслительных способностях. Человек с развитым мышлением может мобилизовать внимание, активизировать память, преодолеть усталость.

Во всех формах психических  явлений выступают в неразрывном единстве ум, чувства и воля человека вместе с его потребностями. Даже в таком относительно простом психическом процессе, как ощущение, могут иметь место осознание и опенка предмета, воздействующего на соответствующий орган, переживание, вызванное раздражением, и регуляция практических действий. С еще большей очевидностью выступает единство человеческой психики в более сложных формах ее проявления.

Психические процессы, состояния  и свойства образуют основной понятийный «каркас», на котором строится здание современной психологии.

Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются им, кроме сознания у  человека есть и бессознательное В структуре психики человека с тонки зрения осознаваемости психических явлений выделяют бессознательное, подсознание, предсознание, сознание и сверхсознание.

Первоначальный уровень  психики является бессознательным. Бессознательное представлено в форме индивидуального бессознательного и коллективною бессознательного. Индивидуальное бессознательное сказано главным образом с инстинктами, к которым относятся инстинкты самосохранения, размножения, территориальный и тд. Концепция коллективного бессознательного была разработана в 30—40-е гг. XX в. швейцарским психологом К.Г. Юнгом, который в работе «Структура души» и в ряде других утверждал, что в недрах человеческой души живет память об истории всего человеческого рола, что в человеке, кроме личных свойств, унаследованных от родителей, живут и свойства его далеких предков. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального (личностного бессознательного), идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики. Юнг образно сравнивает коллективное бессознательное с морем, которое является как бы предпосылкой каждой волны. Так и коллективное бессознательное является предпосылкой каждой индивидуальной психики. Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».

Коллективное бессознательное  выражается в архетипах — древнейших психических первообразах, непосредственно воплощенных в мифах.

К подсознанию относятся  те представления, желания, устремления, которые ушли из сознания или же были восприняты психикой в форме сигналов, но не были допущены в сферу сознания.

Образы полсознания  могут быть актуализированы. Например, человек может совершенно непроизвольно  вспомнить какое-то свое ощущение, чувство, мысль, казалось бы давно забытые.

Предсознание представляет собой промежуточное психическое  состояние между бессознательным  и сознанием, существующее в форме  «потока сознания» — спонтанного  течения мыслей, образов и ассоциаций. Уровень предсознания представлен также и эмоциями, характеризующимися большим разнообразием.

Сознание как компонент  психики включает в себя такие  высшие психические функции, как представление, мышление, воля, память, воображение.

К сверхсознанию относятся психические образования, которые способен сформировать у себя человек в результате целенаправленных усилий. Эти сверхспособности психики могут проявляться, например, в сознательном регулировании соматических состояний (хождение по раскаленным углям, замедление ритма сердцебиения и т.д.).

Выделение уровней в  структуре психики связано с  ее сложностью. Бессознательное — более глубинный уровень психики по сравнению с подсознанием и т.д. В психике конкретного человека жестких границ между различными уровнями не существует. Психика функционирует как единое целое.

 

 

 

2. Сознание

 

Сознание является высшим уровнем отражения человеком  действительности, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистической позиции.

В истории психологии проблема сознания является труднейшей и наименее разработанной.

Независимо оттого, каких  мировоззренческих позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологии, ибо без нее психические явления были бы закрыты для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том. что у него есть психика.

Психологическая характеристика сознания включает:.

  1. ощущение себя познающим субъектом;
  2. способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность;
  3. способность контролировать собственные психические и поведенческие состояния и управлять ими;
  4. способность воспринимать окружающую действительность в форме образов.

Сознание тесно связано  с волевым контролем со стороны  человека его собственных состояний психики и повеления. Сознание отличается от бессознательного тем, что человек произвольно, т.е. при помощи волевого усилия, сознательно сосредоточивает свое внимание на мысленном представлении, какой-либо идее, воспоминании, определенном течении мыслей, отвлекается от несущественного в данный момент.

Сознание связано с  речью и без нее в высших своих формах не существует. Осознание  чего-либо возможно только при его словесно-понятийной означенности, наделенности определенным смыслом, связанным с человеческой культурой. Слова-понятия содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов. В сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов и явлений, т.е. то, что присуще именно им и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Важнейшая характеристика сознания — его способность к  коммуникации, т.е. передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем.

Сознание структурировано  и включает в себя несколько слоев. В работах ведущего отечественного психолога В.П. Зинченко выделялись два уровня сознания: бытийное и рефлексивное.

Первый исходный уровень  — бытийное сознание (сознание для  бытия), или экзистенциальное, —  включает в себя:

  1. биодинамические свойства движений, опыт действий;
  2. чувственные образы.

На бытийном уровне сознании решаются очень сложные задачи, поскольку для эффективного поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной программы движений. Образ действия должен вписываться в образ мира, что и обеспечивает бытейный слой сознания.

Второй уровень сознания — рефлексивное (сознание для сознания) — включает в себя:

  1. значение;
  2. смысл.

Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое  человеком.

Смысл – субъективное понимание человеком ситуации, информации и отношение к ним.

Смысл и значение взаимосвязаны: смысл указывает на значение того или иного предмета, явления для личности. Происходят процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов).

Мир предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия бытийного уровня сознания.

Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью бытийного слоя сознания.

Мир идей, понятий, житейских  и научных знаний соотносится со значениями рефлексивного уровня сознания.

Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслами рефлексивного уровня сознания.

Сознание проявляется  и присутствует во всех этих мирах. Оно управляет самыми сложными формами  поведения, требующими от человека постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в тех случаях, когда:

  1. возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
  2. требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;
  3. надо осознать конфликтную ситуацию и найти из нее выход;
  4. человек оказывается в ситуации, содержащей потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически непрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно функционирует.

В последних работах  В.П. Зинченко, наряду с другими психологами, признает ограниченность любой модели сознания, в которой не представлен его духовный слой: «В своих ранних работах по структуре сознания я развивал двухслойную модель. Теперь я убежден в ее недостаточности. Духовный слой сознания в человеческой жизни играет не меньшую роль, чем бытийный и рефлексивный сдои». Наличие духовного слоя для психологов в настоящее время становится очевидным. Более того, духовный слой в структуре целого сознания должен играть ведущую роль, одушевлять и воодушевлять бытийный и рефлексивный слои. Однако в рамках материалистически ориентированной психологии отсутствуют понятия для выражения духовных компонентов сознания. В современной научной психологии, в отличие от христианской, еще слишком мало опыта обсуждения проблем сознания на основе трехслойной модели и требуется немалая концептуальная работа для того, чтобы без противоречий «вписать» духовный стой в структуру сознания.

Информация о работе Психика человека