Психика человека и его основная структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 22:33, контрольная работа

Краткое описание

Слово «психология» появилось в XVI веке в западноевропейских текстах. Тогда языком учености была латынь. Составили же психологию из двух древнегреческих слов: «psyche» (душа) и «logia» (понимание, знание). В этих древнегреческих терминах осели смыслы, преобразованные двух тысячелетней работой великого множества умов. Но только к середине XIX века психология из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой, однако это не значит, что до этого представления о психике (душе, сознании, поведении) были лишены признаков научности. Они были частью философии, педагогики, медицины.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру 4
2. Раскройте содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их 8
3. Соотнесите психологические понятия и их определения 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Вложенные файлы: 1 файл

вариант 9.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

3

1. Охарактеризуйте психику  человека и его основную структуру

4

2. Раскройте содержание  понятий «сознание» и «бессознательное»  и сопоставьте их

 

8

3. Соотнесите психологические  понятия и их определения

11

Заключение

15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Каждая конкретная  наука отличается от других  наук особенностями своего предмета, но если в каждой науке предмет  и объект разграничены, то в  психологии такое разграничение  вызывает определенные трудности,  так как здесь и объектом и предметом является человек.

 Слово «психология»  появилось в XVI веке в западноевропейских  текстах. Тогда языком учености  была латынь. Составили же психологию  из двух древнегреческих слов: «psyche» (душа) и «logia» (понимание,  знание). В этих древнегреческих терминах осели смыслы, преобразованные двух тысячелетней работой великого множества умов. Но только к середине XIX века психология из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой, однако это не значит, что до этого представления о психике (душе, сознании, поведении) были лишены признаков научности. Они были частью философии, педагогики, медицины.

 Существует много  различных точек зрения на  то, что изучает психология. Психология  должна отвечать на вопрос  о том, почему человек (или любой другой носитель психики) ведёт себя, так или иначе. Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых — психика. Я считаю что, важнейшим этапом в понимании психологии, является изучение эволюции психики и развития высших психических функций человека, так как это является основой его активности и поведения.

 

 

 

 

 

 

1. Охарактеризуйте психику  человека и его основную структуру

 

Психика- это совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находящийся в единстве с телесными процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т.д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики - сознание - присуща человеку. Изучается психологией.

Этимологически слово  «психика» имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика- это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Психическое отражение  не является зеркальным, механически  пассивным копированием мира ( как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение- это активное отражение объективного мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика- это «субъективный образ объективного мира».

Психику нельзя свесит просто к нервной системе. Психические  свойства являются результатом нейрофизической  деятельностью мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а ее внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов совершенствующиеся в мозгу, воспроизводятся человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отожествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними. Психические явления, соотносящиеся не с отдельным нейрофизическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика- это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Т.о, специфически человеческие качества, (сознание, речь и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Т.о, психика человека включает в себя по меньшей мере 3 составляющих: внешний мир, природу, ее отражение - полноценную деятельность мозга- взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, чем способностей.

Психическое отражение  характеризуется рядом особенностей:

- оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;

- сам психический образ формируется в процессе активной действительности человека;

- психическое отражение углубляется и совершенствуется;

- обеспечивает целесообразность поведения и действительности;

- преломляется через индивидуальность человека;

- носит сопереживающий характер.

Структура психики человека.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.

Обычно выделяют 3 крупных  труппы находящихся явлений:

  1. Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
  2. Психический процесс- это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической действительности в состоянии бодрствования человека.
  3. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные - активные и пассивные переживания; волевые - решение, исполнение, волевое усилие.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную  регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической  деятельности различные процессы связаны и соответствуют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение деятельности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в  данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно  испытывает различные психические  состояния. При одном психическом  состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и не эффективно.

Психические состояния  имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.)

Наиболее изученными являются:

  1. Общее психическое состояние, например: внимание, проявляется на уровне активной сосредоточенности или рассеянности.
  2. Эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное и печальное, гневное и т.д.) интересные исследования имеются об особом, творческом, состояний личности, которые называются вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень  действительности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое  свойство формируется постепенно в  процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отраженной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой, психических процессов, на основе которой они совершаются. А значит, можно выделять свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека.

Для примера: интеллектуальные свойства - наблюдательность, гибкость ума. Волевые - решительность, настойчивость. Эмоциональные - чуткость, нежность и т.п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются  и образуют сложные структурные  образования личности, к которым  необходимо отнести:

  1. жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
  2. Темперамент (систему природных свойств личности - подвижность уравновешенность поведения и тонус активности - характеризующую динамическую сторону поведения);
  3. Способности (систему интеллектуально волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);
  4. Характер как систему отношений и способов поведения.

 

 

2. Раскройте содержание понятий  «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их

 

Сознание - одно из основных понятий психологии, социологии и философии. Обозначает специфически человеческий уровень и способ организации психики, содержание которого составляют чувственные и интеллектуальные образы предметов и мотивационно - эмоциональное отношение к ним.

Они открываются субъекту как его  внутренний опыт в процессе самонаблюдения. Как в случае с пониманием времени, нам кажется, что мы знаем, что  такое сознание, но затрудняемся определить его.

Бессознательное - совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль

Бессознательным считается все, что  не становится для индивида объектом осознания.

В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное и сознательное рассматриваются как понятия разного уровня. Многое из того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я) также отсутствует в сознании.

Сознание и бессознательное  постоянно переплетаются во многих действиях человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом. Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному («внутреннему голосу», интуиции, предчувствию), когда не можем найти более подходящего решения.

Используя мысль Д.И. Дубровского, можно сказать, что бессознательно, психическое явление органически включены в субъективную реальность к сфере  бессознательно- психического относится та часть психики, познавательные образы которой непосредственно неосознаваемы. Об их существовании можно судить лишь, путем применения специальных методов и высокого искусства раскрытия внутреннего мира. В то же время бессознательное не определено непристойно стеной сознательного. Но возможности перевода специфически, затруднены, а во многом непосредственно недостижимы.

Итак, проявление бессознательного в сознании:

Бессознательная память- это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь - это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.

Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек  не осознает у себя, но которые ему  присущи и проявляются в разнообразных  непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

В основе другой группы сознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями.

Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Третий тип бессознательных  явлений - те, о которых говорит  З.Фрейд в приведенных выше суждениях, касающихся личностного бессознательного. Это - желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры.

Каждый из типов бессознательных  явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией.

Информация о работе Психика человека и его основная структура