Психика человека и его основная структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 22:33, контрольная работа

Краткое описание

Слово «психология» появилось в XVI веке в западноевропейских текстах. Тогда языком учености была латынь. Составили же психологию из двух древнегреческих слов: «psyche» (душа) и «logia» (понимание, знание). В этих древнегреческих терминах осели смыслы, преобразованные двух тысячелетней работой великого множества умов. Но только к середине XIX века психология из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой, однако это не значит, что до этого представления о психике (душе, сознании, поведении) были лишены признаков научности. Они были частью философии, педагогики, медицины.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру 4
2. Раскройте содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их 8
3. Соотнесите психологические понятия и их определения 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Вложенные файлы: 1 файл

вариант 9.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Взаимосвязь сознания и бессознательного является основной предпосылкой психоанализа, и только она дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, который может присоединяться  другим его качествам. Было бы неверно на том основании, что бессознательное и сознание- это противоположные друг другу понятия, приравнивать бессознательное и сознательное к животной и человеческой психике соответственно. Бессознательное - это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточное и адекватное отражение мира и мозга человека.

Быть сознательным – это, прежде всего, чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие.

 

 

 

 

 

 

3.Соотнесите  психологические   понятия и их  определения:

 

а) Сознание

б) Самосознание

в) Бессознательное

1. Высший уровень   психической активности человека, как социального и духовного   существа, отношение к миру со  знанием его объективных закономерностей;

2. Совокупность  психических  образований, процессов  и состояний, не представленных  в сознании человека, в функционировании  и влиянии которых он не  дает ответа;

3. Высокоорганизованный  психический процесс, обеспечивающий  единство, целостность и постоянство   личности, выражается в сознании  человеком своих качеств, самого  себя. 

 

Ответ

а) Сознание – 1. высший уровень психической активности человека, как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей.

б) Самосознание -  3. высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в сознании человеком своих качеств, самого себя.

в) Бессознательное – 2. Совокупность  психических образований, процессов  и состояний, не представленных  в сознании человека, в функционировании  и влиянии которых он не  дает ответа

Главная роль самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков  и дать возможность понять, каков  он есть на самом деле.

 Сущность сознания  состоит в том, что оно может осмыслить общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его.

 Сознание тесно  связано с речью. Именно оно отвечает за осмысленность разговора, названия предметов, коммуникабельную способность данного человека.

 Сознание позволяет  нам с помощью языка не только  выразить свои внутренние состояния,  но и рассказать о том, что  мы знаем, видим, понимаем, т.  е. сообщить объективную информацию  об окружающем мире.

 Еще одной особенностью  человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Под схемой мы имеем в виду определенную умственную структуру, в соответствии, с которой человек воспринимает, перерабатывает и хранит информацию об окружающем мире и самом себе. Схемы включают в себя правила, понятия, логические операции, которые люди используют для приведения, имеющейся у них информации в определенный порядок. Это выражается в отборе, классификации информации, отнесении ее в ту или иную категорию.

 Сознание, однако, существует  не только в словесной форме, но и в образной форме. В этом случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, которая преобразует соответствующие образы. В качестве примера образного человеческого сознания можно назвать искусство, литературу, музыку. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.

 Бессознательное так  же играет важную роль в  жизни человека. Человек в бессознательном  состоянии проявляет множество  действий.

 Например:

 Сновидения представляют  собой особую форму проявления  бессознательного. В них хранятся  все тайные вытесненные бессознательные  желания и чувства человека.

 Во сне неудовлетворенные  потребности получают галлюцинаторную  реализацию. Но не все желания во сне имеют соответствующую форму. Очень многие сны имеют символическую форму. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление во сне блокируется усвоенными нормами морали так называемой цензурой сознания. Цензурой сознания является бессознательный психический механизм, который фильтрует, изменяет и запутывает содержание мыслей, сновидений. Цензура как очень принципиальный моралист не позволяет бессознательному показать все в истинном цвете. Именно поэтому мы не может сначала разгадать наш сон, он нам кажется бессмысленным и бесполезным. Для расшифровки таких сновидений требуется обладать основными навыками специальной интерпретации, именуемой психоанализом. Такие сны не являются единственными в своем роде. Эти сны свойственны взрослым.

 Существуют сновидения  другой разновидности, здесь содержание  сна явное и понятное человеку. Это детские сновидения дошкольников  и инфальтильные сны взрослых  людей. Детские сновидения отличаются  своей простотой и безыскусностью. То, что ребенок хотел и не смог реализовать в реальной жизни днем, обязательно приснится ему ночью. Инфальтильные сновидения взрослых также имеет явное содержание. Они возникают под влиянием непосредственно предшествующих сну ярких событий прошедшего дня.  Автоматизация движений является также результатом действий бессознательных процессов. Здесь идет речь о тех движениях, которые сначала являлись осознанными, а затем перешли в область бессознательного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования являлись сознательно контролируемыми действиями (ходьба, речь; умение писать, читать, пользоваться различными инструментами, жонглирование).

 Забывание имен  – другой пример бессознательного. Причиной забывания имен являются неприятные ощущения, связанные с человеком, обладающим забытым именем или событиями, ассоциирующими с этим именем. Забывание имен происходит помимо воли человека и требует много времени для восстановления забытого.

 С помощью самосознания  человек оценивает свои действия и их результаты,  мысли, чувства, моральный облик и интересы, идеалы и мотивы поведения.

 Человек целостно  оценивает самого себя и свое  место в жизни. 

 Самосознание является  венцом развития высших психических  функций. Оно позволяет человеку не только отражать внешний мир. Но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе.

 Итак, я выяснила, что  бессознательное в большей степени  управляет бытовым поведением  человека, а сознание – самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля. Сознание и бессознательное взаимодействуют друг с другом, делая поведение человека интересным для изучения и анализа. Самосознание и сознание присуще только человеку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Психология изучает  закономерности психического развития  человека. Без знания основных  этапов эволюции и развития  психики невозможно знание научных  основ психологии.

 Невозможно понять, как и под влиянием чего  формируется сознание человека, что находится в его основе и от чего зависит его становление. Изучение сущности и закономерностей развития психики человека составляет предмет научной психологии.

 Данный вопрос актуален  и на современном этапе развития  психологической науки и достаточно разработан в работах ведущих ученых, что позволяет понять общие закономерности психического развития, узнать о методах научного познания психики, осознать внутренний мир человека.

Считается что, изучение вопроса о развитии психики и формировании сознания должно лечь в основу изучения психологии как сферы профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших  педагогических заведений. В 2-х  кн.-М.:Просвящение-Владос,1994

2. Островский Э.В., Чернышова  Л.И. Психология и педагогика: Учеб. Пособие / Под ред. Островского.  – 

 М.: Вузовский учебник, 2009

3. Психологический словарь  / Под ред. В.П. Зинченко,

 Б.Г. Мещерякова. – М.:Педагогика-Пресс,1999

4. Сайт в Интернете : http://ru.wikipedia.org

5. Тайны сознательного и бессознательного: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок.- Минск: Харвест, 1998.


Информация о работе Психика человека и его основная структура