Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:52, доклад
В основе психического развития аномальных детей, в том числе с нарушенным слухом, лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобразием развития познавательной сферы.
В основе психического
развития аномальных детей, в том
числе с нарушенным слухом, лежат
те же закономерности, что и в
норме. Однако имеются некоторые
особенности, которые обусловлены
и первичным дефектом, и вторичными
нарушениями: замедленным овладением
речью, коммуникативными барьерами и своеобразием
развития познавательной сферы.
Следует отметить,
что дети с нарушениями слуха
делятся на слабослышащих и
глухих, и их развитие познавательной
деятельности и личности
Развитие познавательной сферы у ребенка, имеющего нарушения слуха.
Вопросами
развития познавательной
Ощущение и восприятие
Ощущение - элементарный психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, действующих на наши органы чувств.
Восприятие – представляет собой целостный образ предметов и явлений.
Процесс всякого
познания начинается с
В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у глухих особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор глухого ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у глухих детей развиты не хуже, чем у слышащих детей (Л.В.Занков, И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф, К.И.Вересотская), а в ряде случаев развиты лучше. Глухие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок. Слышащие дети чаще, чем глухие, путают и смешивают сходные цвета – синий, фиолетовый, красный, оранжевый. Глухие дети более тонко дифференцируют оттенки цветов. Рисунки глухих детей содержат больше частностей и деталей, чем рисунки слышащих сверстников. Более полными оказываются и рисунки по памяти. Глухим детям труднее даются рисунки, которые выражают пространственные отношения. (Л.В.Занков, И.М.Соловьев). У глухих аналитический тип восприятия преобладает над синтетическим.
Глухой может
воспринимать речь говорящего, опираясь,
главным образом, на
Кроме зрительных ощущений, важную роль в процессе познания у глухих играют также осязательные и двигательные ощущения
У человека
существует тесная связь между
двигательным и слуховым
При частичном
нарушении функции слухового
анализатора речевые движения
становятся вялыми, невнятными, плохо
дифференцированными. У глухих
детей потеря слуха
Двигательные ощущения играют важную роль в овладении глухими детьми устной речью. Слышащий ребенок при ошибке или неправильном произношении звука для исправления пользуется слуховым контролем, а глухой – опирается на кинестетические ощущения, получаемые от движений артикуляторного аппарата. Двигательные ощущения для глухих – средство самоконтроля, база, на которой формируется речь, особенно такие ее формы, как устная, дактильная, мимическая(при классической системе обучения глухих).
Осязательные ощущения (ощущения тактильные, температурные, двигательные) у глухих детей младшего возраста развиты плохо.(И.М.Соловьев). Они не умеют пользоваться этим сохранившимся анализатором. Получив новый предмет, они начинают манипулировать им, что несущественно для процесса осязания, или прикасаться к его поверхности лишь кончиками пальцев, не используя всю поверхность ладони, все пальцы.
Интересен
вопрос, связанный с тактильно-
Внимание
Внимание-это
сосредоточенность психической
деятельности человека в
Для неслышащих
характерны неустойчивое
На всех этапах школьного обучения продуктивность внимания глухих учащихся остается более низкой по сравнению со слышащими сверстниками. ( Н.Ш.Бекмуратов, 1991, В.М.Зайцев, 1974)
Зрительный
анализатор глухих принимает
почти все раздражения на себя.
По мере развития
У глухих
школьников в большей мере, чем
у слышащих продуктивность
На протяжении
дошкольного возраста устойчивость внимания
меняется – от 10-12 мин. В начале данного
возрастного периода до 40 мин. В его конце.
(Т.Г.Богданова, 2002).
Наибольший темп
развития произвольного внимания у
глухих приходится на подростковый период
(у слышащих оно формируется на 3-4 года
раньше) (Т.Г.Богданова, 2002).
Память
Память-это познавательный
психический процесс, заключенный
в запечатлении, сохранении и воспроизведении
ранее воспринятого.
Вследствие нарушения
нормального общения с миром
слышащих усвоение социального опыта
глухими детьми значительно затруднено,
и тот обширный познавательный материал,
который приобретается слышащим ребенком
спонтанно, естественно и сравнительно
легко, им дается при условии специального
обучения и серьезных волевых усилий.
Запоминание и
воспроизведение нарисованных знакомых
изображений глухими учащимися 3-4-х
классов имеет свои особенности.
В репродукциях глухих были отличия
от оригинала: в них появлялись частности,
отсутствующие в показанном изображении
(дополнения); наряду с появлением нового
рисунки детей оказывались порою беднее
деталями (выпадение деталей); иногда объект
был воспроизведен в ином положении, чем
в оригинале (пространственное смещение);
объекты воспроизводились в иных размерах.
У глухих такие особенности воспроизведения
запоминания объектов встречаются значительно
чаще, чем у слышащих сверстников. (В.В.Синяк,
М.М.Нудельман, 1975). Более 70% глухих младших
классов с искажениями воспроизводят
запомнивший предмет. (В.В.Синяк, М.М.Нудельман,
1975).
В результате
наблюдений и специальных исследований
И.М.Соловьева и М.М.Нудельмана было установлено,
что давно усвоенные представления могут
уподобляться у глухих новым. В частности,
иногда во время опроса материал, пройденный
на прошлых уроках, может уподобляться
вновь изученному.
Непреднамеренное
или непроизвольное запоминание ( нет
цели запомнить материал, материал
закрепляется без волевых усилий)
у глухих дошкольников и школьников
не уступает своим слышащим сверстникам.
(Т.В.Розанова). Образный материал глухие
школьники непосредственно запоминают
более успешнее, чем слышащие, так как
у них зрительный опыт богаче (зрительное
запоминание). (В.В.Синяк, М.М.Нудельман).
Но в то же время можно встретить в литературе
данные, что в дошкольном возрасте глухие
хуже запоминают места расположения предметов,
в младшем школьном возрасте – путают
места расположения предметов, сходных
по изображению или реальному функциональному
назначению (Т.Г.Богданова, 2002).
Преднамеренное
или произвольное запоминание (есть
задача запомнить материал, усвоить его)
имеет ряд особенности у глухих детей.
Глухие школьники младших классов применяют
вспомогательные средства для запоминания.
При запоминании ряда сходных предметов
глухие плохо умеют использовать прием
сравнения.(В.В.Синяк, М.М.Нудельман, 1975).
Глухие дети
в условиях преднамеренного запоминания
могут пользоваться рациональными
логическими приемами запоминания.(Л.В.Занков,
Д.М.Маянц). Трудный для вербализации
материал глухие дети запоминают хуже,
чем слышащие, и только в том
случае, когда они в состоянии пользоваться
словесным обозначением фигур, им удалось
достичь уровня запоминания, наблюдаемого
у слышащих.(Т.В.Розанова).
Зависимость запоминания
от способа предъявления материала.
Глухие значительно хуже запоминают
объекты, которые предъявляются им по
частям, не целиком, по сравнению со слышащими
сверстниками. Глухим труднее мысленно
воссоздавать образ фигуры без непосредственного
восприятия целой фигуры. При предъявлении
целой фигуры запоминание у глухих не
имеет больших отличий от запоминания
слышащих. (В.В.Синяк, М.М.Нудельман,1975).
Запоминание и
воспроизведение слов, предложений
и рассказов глухими детьми. Между
слышащими и глухими мало отличий
в запоминании слов из области
зрительной сферы, значительно больше
глухие отстают от слышащих в запоминании
слов, обозначающих звуковые явления,
в то время как слышащие сравнительно
с глухими запоминают меньше слов, обозначающих
качества предметов, воспроизводимого
с помощью кожного анализатора. (В.В.Синяк,
М.М.Нудельман,1975). Д.М.Маянц обнаружила,
что в процессе воспроизведения запомнивших
слов у слышащих и глухих одно слово заменяется
другим, близким по смыслу. Однако у глухих
детей замены редко бывают полноценными.
Замены у глухих бывают по внешнему сходству(
угол-уголь, дрожит-держит); по смысловому
родству (кисть-краска, земля-песок); по
внешнему сходству и смысловому родству(сел-сидел,
выбрали-собрали). Это объясняется тем,
что слово для глухих - это не один элемент,
а совокупность нескольких элементов,
последовательность слогов, букв в слоге,
целый образ слова ( при обучении дактильной
речи?). При запоминании может произойти
пропуск букв, перестановка букв, слогов,
слова могут сливаться в одно. Это также
результат недостаточной расчлененности
значений слов.