Психоанализ личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Важной чертой психологического взгляда на проблему личности, в отличие от трактовки личности в других дисциплинах, является постулат о динамическом характере личности. Хотя в каждый момент времени мы имеем дело с некоторой устойчивой системой, которую можно назвать личностью, более уместно говорить о личности как о процессе, а не о результате. Д.А.Леонтьев дает такую формулировку: «Личность – это форма существования человека».
Я понимаю, что личность в психологии – это совокупность психических процессов: регулятивных, таких как мотивация, эмоции, воля, внимание и познавательных, таких как ощущение, восприятие, память, мышление, речь, интеллект.

Содержание

1. Понятие личности в психологии…………………………………………………………
2. Классификация теорий личности
3. Теория личности З. Фрейда
4. Периодизация развития личности в теории З. Фрейда
5. Дополнения к теории З. Фрейда других представителей психоанализа
6. Поспорим с Фрейдом!
7. Значение теории З. Фрейда
8. Теория З. Фрейда и некоторые религиозные концепции
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Психоанализ личности.docx

— 38.37 Кб (Скачать файл)

      Фаллическая стадия разворачивается на третьем – пятом году жизни ребенка. Фрейд назвал данную стадию фаллической, т.к. с нее начинается развитие психологических различий между мальчиками и девочками. Мальчики, по Фрейду испытывают гордость от того, что они обладают пенисом и страх его лишиться. Девочки же завидуют мальчикам. Единственный путь преодоления зависти к мужчинам для женщины – выйти замуж и родить сына, отказавшись от профессиональных амбиций.

        На фаллической стадии разворачивается центральный для фрейдистской интерпретации личности конфликт, эдипов комплекс. Суть его заключается в том, что мальчик желает обладать своей матерью и испытывает ненависть к отцу, как к сопернику. Позитивный путь разрешения данного конфликта состоит в идентификации с родителем своего пола, что ведет к желанию стать взрослым и начать половую жизнь.

     Основной механизм защиты в это время – вытеснение, т.е. процесс удаления из сознания влечений, вызывающих тревогу.

     На фаллической стадии происходит формирование «Сверх-Я».

           Латентный период продолжается с пяти-шести лет до начала подросткового возраста. В этот период сексуальность не развивается, и энергия «либидо» направлена направлена на овладение различными навыками, необходимыми во взрослой жизни.

              Генитальная стадия начинается в подростковом возрасте и продолжается до смерти. Человеку, находящемуся на генитальной стадии общество предлагает легальный способ удовлетворения сексуального влечения – брак, поэтому интенсивность психосоциального конфликта снижается. Кроме того, конфликт может быть смягчен за счет самой эффективной формы психологической защиты – сублимации. Сублимация – это процесс замещения объекта сексуального влечения на другой, социально поощряемый. Часто такими объектами становятся профессиональные достижения и творчество. Человек, которому удалось достигнуть генитальной стадии развития хорошо адаптирован и полезен обществу.

            Пример сублимации. Из рассказа духовного учителя Микаэля Айванхова, жившего во Франции. «Однажды ко мне пришла молодая девушка, прекрасно воспитанная. Ее направили ко мне, т.к. ей не мог помочь ни один психоаналитик. Девушку преследовал образ мужского полового органа, который она видела повсюду: на вещах, на фруктах, на цветах, даже на потолке. Она пробовала бороться с этим навязчивым образом – все напрасно! Она очень страдала, считая себя грешной, проклятой.

          Когда она закончила свой рассказ, я начал громко смеяться. Удивленная, она спросила, почему я смеюсь? Я сказал: «То, что с Вами происходит так естественно, так обычно! Природа могущественна, мир тысячелетиями устроен таким образом, что мужчин и женщин притягивает друг к другу. Сексуальные образы преследуют всех мужчин и женщин, просто надо знать, как на это реагировать.

          Когда этот образ снова явится, не надо мучиться, не надо с собой бороться, смотрите на него спокойно, но измените свою манеру мышления. Подумайте о том, что этот орган прекрасен, могуществен, ибо он служит передатчиком жизни. Размышляя так, Вы начнете восторгаться умом и мудростью Создателя и забудете о том, что Вас терзает. Этот образ послужит Вам отправной точкой на пути к Создателю»».

    5. Дополнения к теории З. Фрейда других представителей психоанализа

        Карен Хорни (1885-1952) упрекала Фрейда в том, что он рассматривает женщину как неполноценную личность, страдающую от биологической ущербности по сравнению с мужчиной. Основываясь на концепции психологической защиты, Хорни предположила, что, поскольку мужчины испытывают желание принизить женщин, именно они демонстрируют защитное поведение, за которым кроется зависть к потенции материнства. Мужчине требуется постоянно подтверждать свою мужественность, в то время как у женщин нет необходимости подтверждать свою женственность. Социальная активность мужчин также является защитным ответом на страх природного женского превосходства.

Генри Мюррей(1893-1988) внес ряд дополнений в теорию Фрейда.

    «Оно» включает в себя на только перечисленные Фрейдом влечения, но и базовую потребность в любви.

      «Сверх-Я» формируется не только в раннем детстве под воздействием родительских наказаний, а продолжает развиваться в течении всей жизни, интегрируя опыт взаимодействия со многими людьми и ситуациями.

           Далеко не всегда поведение носит защитный характер, и в отсутствие конфликта функцией «Я» становится рациональное мышление и точное восприятие. Т.о. в этой концепции зафиксирован когнитивный характер «Я», что вводит в систему мотивационного ядра личности еще одну потребность, потребность в бескорыстном познании.

        Психогенетическая концепция периодизации развития личности Эрика Эриксона(1902-1994) обращает внимание на один из явных недостатков теории Фрейда – ограничение периода развития личности детством и подростковым возрастом. Очевидно, что личность развивается дальше и может претерпевать изменения на протяжении всего жизненного цикла. И если модель Фрейда предполагает допущение о природе человека, что человек сам по себе плох, то Эриксон склоняется к допущению, что человек и плох, и хорош. Кроме того, он заимствует у Мюррея положение о познавательной мотивации. Оставаясь в рамках психоаналитической традиции, Эриксон предложил иную периодизацию личностного развития. Основной принцип его подхода основан на понятии кризиса. Каждая стадия развития заключает в себе кризис, который, с одной стороны, таит опасность психопатологии, а с другой – содержит возможность дальнейшего продуктивного развития. Каждая стадия в концепции Эриксона характеризуется типичным психологическим кризисом и особой задачей развития. И если Фрейд говорит о психосексуальном развитии, то Эриксон – о психосоциальном.

1.         Младенчество. Оральная стадия. Конфликт  между базисным доверием к  миру и базисным недоверием. Если  мать довольна своим собственным  детством и хорошо относится  к ребенку, конфликт разрешается  позитивно, возникает надежда  и способность с оптимизмом  смотреть на жизнь. При негативном  исходе появляется замкнутость,  изоляция от мира.

2.         Ранее детство. Анальная стадия. Ребенок учится произвольно удерживать  и отдавать значимые для него  объекты, формируется сила воли. Негативный исход – развитие  стыда и сомнения, когда ребенок  переживает неуверенность в своих  силах и страх действовать  самостоятельно.

3.         Дошкольный возраст. Фаллическая  стадия. Конфликт между инициативой и чувством вины.Ребенок способен делать то, что нельзя, и поэтому должен научиться сдерживать свои импульсы. Позитивным исходом становится активность, негативным – пассивность.

4.         Младший школьный возраст. Конфликт  между компетентностью и неполноценностью. На этой стадии школьник должен  показать, на что способен. Важной  становится оценка результатов  его обучения. Если ребенок плохо  учится или становится объектом  насмешек сверстников, у него  может закрепиться чувство неполноценности,  в дальнейшем такой человек  не станет браться за решение  трудных задач и не будет  эффективен в жизни.

5.         Подростковый возраст, начало  генитальной стадии по Фрейду, заключает в себе центральный  конфликт всего жизненного цикла  – конфликт между достижением  идентичности в противоположность  смешению идентичности. Достижение  идентичности – функция «Я».В этот период должно произойти согласование уникальных свойств личности с имеющимися возможностями их реализации. Выделяется несколько аспектов идентичности:

·     индивидуальность – сознательное ощущение собственной неповторимости и собственного отдельного существования.

·     тождественность – переживание  внутренней непрерывности в течении жизни, преемственности жизненных этапов.

·     единство – ощущение целостности  личности.

·     социальная солидарность – переживание  внутренней солидарности с идеалами своей социальной группы и общества в целом.

        Идентичность достигается через конфликт преданности и исследовательской активности. Последняя влечет за собой психосоциальный мораторий и, как следствие достижение истинной идентичности и истинной преданности. Концепция идентичности разработана Дж. Марча.

      6.         Ранняя зрелость(22-30 лет). Конфликт между интимностью и изоляцией. Только на данной стадии возникает способность любить другого человека, признавая его ценность и не сливаясь с ним. Негативным исходом может стать психологическое одиночество, интимофобия.

       7.         Вторая зрелость. Конфликт между продуктивностью и стагнацией. На этой стадии человек должен проявить свое творческое начало. При негативном ходе событий человек может впасть в застой, прекратить свое развитие и продолжать воспроизводить достигнутое на предыдущих этапах. Главная опасность этой стадии – психологическое ощущение «потолка», когда кажется, что все самое значительное в прошлом и созидательные ресурсы исчерпаны. Эта стадия продолжается всю социально активную часть жизни человека.

        8.         Старость. Интеграция против отчаяния. Это период старения человека, когда он оказывается перед лицом смерти и конца жизни. Благополучие на этой стадии предполагает чувство гордости прожитой жизнью, переосмысление событий в русле целостности жизненного пути. Позитивным качеством, которое приобретает человек на данной стадии, является мудрость.

6. Поспорим  с Фрейдом!

         Ежедневно наблюдая детей от рождения до шести лет, позволю себе не согласиться с Фрейдом относительно определения их удовольствий и способов психологической защиты. Возможно оттого, что за сто лет произошли эволюционные изменения, возможно, сейчас используются другие методы воспитания, не те, что во времена Фрейда, но современные дети весьма отличаются от описанных Фрейдом.

1. Ребенок  постоянно хочет сосать грудь  - вовсе нет, если мама прикладывает  его к груди по его требованию. Он сосет лишь столько, сколько  ему нужно для физического  и эмоционального благополучия.

2. Если за  ребенком нормально ухаживать,  защитные реакции у него появятся  не раньше двух, а то и трех  лет. Если мы ругаем малыша, а он кидается к нам обниматься  – это не Стокгольмский синдром,  не реакция защиты. Цель – позитивная, он хочет опять ощутить себя  хорошим и любимым.

3. В 2-3 года  малыш получает удовольствие  не от физического акта дефекации.  Не меньшее физическое удовольствие  доставляют ему еда, ласки,  ношение на руках, возможность  понежиться в кроватке перед  засыпанием, ощущение своего ловкого  тела, когда ему удается выполнить  какое-то новое движение. Он любит  сидеть на горшке, т.к. ему нравится, что он взрослый, может сделать  это сам. Точно так же он  любит, например, резать что-нибудь, когда мы даем ему нож, вытирать  что-нибудь тряпочкой, выполнять  поручения – одним словом, чувствовать  себя самостоятельным.

4. Девочки  завидуют мальчикам – в дошкольном  возрасте скорее наоборот. Дети  чаще видят вокруг себя женщин, чем мужчин, и стараются им  подражать. Мальчики часто говорят  о себе в женском роде –  «Я пошла, я сделала», играют  в мам, т.к. папина работа  им не вполне понятна, подражая  маме, пытаются нацеплять на голову  заколки и краситься, даже кормить  кукол грудью. Девочка же в  пять лет заявляет: «Я – будущая  мама, поэтому я в игре главная!»

5. В подростковом  возрасте начинается генитальная  стадия, когда психосоциальный конфликт  значительно смягчается. Любой, кто  имел дело с подростками знает, что не смягчается, а совсем наоборот.

7. Значение  теории З. Фрейда

Благодаря З. Фрейду современные люди поняли две  вещи:

1.         Все психологические проблемы  родом из детства. Если мы  хотим вырастить полноценного, здорового  человека, необходимо относиться  к ребенку со всей возможной  любовью и вниманием. Во времена  Фрейда матери наказывали грудных  детей за то, что те сосут  палец. В наше время сознательный  родитель старается вообще не  наказывать ребенка, хотя бы  лет до трех. Гуманизация массового сознания налицо.

2.         Сексуальность – одна из базовых  потребностей человека. Игнорировать  или подавлять ее опасно, для  неподготовленного человека это  может быть чревато психопатологией.  Свобода проявления сексуальности,  терпимость общества к этим  проявлениям стали нормой.

       Труды Фрейда шокируют. Нас охватывает отвращение и возмущение, когда мы читаем о низких инстинктах, лежащих якобы в основе человеческой природы. Но видимо, в начале ХХ века и нужен был шок, взрывающий общественное сознание, разрушающий устаревшие догмы, заставляющий людей задуматься.

      В конце концов, только когда низкие инстинкты осознаны, упорядочены и легализованы – только тогда можно двигаться дальше, к высоким уровням любви и знания. В лице Фрейда свои низкие инстинкты осознало все человечество, и в этом мне видится главное значение теории Фрейда.

8. Теория  З. Фрейда и некоторые религиозные  концепции

Христианская  мораль – основа европейской культуры ХIХ века и основной источник теории Фрейда.

        Базисное понятие христианской морали – понятие о первородном грехе, которому подвержены все, включая младенцев. Мне приходилось держать в руках требник 16 века. Там инструкция для священника, какие вопросы он должен задавать на исповеди: «Не делал ли ты, чадо, то-то и то-то?» Девять десятых вопросов касаются сексуальных извращений, причем таких, которые нам, искушенным людям ХХ века и в голову не придут. Мне кажется, если бы священник не подсказал, исповедник и не додумался бы такое сотворить. До сих пор христианин, желая причаститься, читает в молитве ко Святому Причащению: «Господи, прости меня онаниста и мужеложника» Этот текст должны читать все, и женщины тоже. «Яко свиния лежит в калу, тако и я греху служу». Возможно, в богословских трудах и есть постулаты о божественности человеческой природы, но каждодневной своей практикой христианин утверждает: «Я – пациент Фрейда».

Информация о работе Психоанализ личности