Психогенетические исследования темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 09:23, реферат

Краткое описание

Люди отличаются друг от друга уже с момента рождения. И одно из различий - различие по темпераменту. Известно, что такой сложный психологический признак, как темперамент имеет генетически обусловленный характер [7]. Возникает вопрос, а что дают психогенетические исследования темперамента? Каков относительный вклад генотипа и среды в вариативность темперамента у людей, какие именно гены и кодируемые ими белки влияют на межиндивидуальные различия, какие психологические механизмы могут опосредствовать такое влияние [1] — эти и некоторые другие вопросы, касающиеся структуры индивидуальности, являются предметом большого количества психогенетических исследований.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..…3
ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА ………..……4
КРИТЕРИИ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕН..……………........…6
ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ,
ВЫЯВЛЯЮЩИЕ СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА…….…....8
3.1. Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента......8
3.2. Трехкомпонентная структура темперамента…………………10
3.3. Психобиологическая модель темперамента………………..….11
3.4. Исследование заторможенности (Гарвардское направление
исследования темперамента)……………………………………12
3.5. Луизвильское близнецовое исследование…………………...…12
3.6. Исследования темперамента в отечественной психологии..…13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….…………………..…..15
ЛИТЕРАТУРА………………………….…………………..…..…16

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - Психогенетические исследования темперамента.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Психогенетические исследования темперамента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..…3

    1. ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА ………..……4
    2. КРИТЕРИИ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕН..……………........…6
    3. ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ,

          ВЫЯВЛЯЮЩИЕ СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА…….…....8

     3.1.    Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента......8

     3.2.   Трехкомпонентная структура темперамента…………………10

    3.3. Психобиологическая модель темперамента………………..….11

     3.4. Исследование заторможенности (Гарвардское направление

            исследования темперамента)……………………………………12

     3.5. Луизвильское близнецовое исследование…………………...…12

     3.6. Исследования темперамента в отечественной психологии..…13

              ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….…………………..…..15

 ЛИТЕРАТУРА………………………….…………………..…..…16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Исследования темперамента и личности занимают заметное место  в современной психогенетике [4]. Актуальность данной темы обусловлена тем, что психогенетические исследования (в том числе  исследования темперамента) оказались необходимым средством для понимания человеческого поведения [3], позволили понять ряд закономерностей развития психики, которые долгое время оставались за рамками психологических и психофизиологических исследований, поскольку методами, используемыми в психологии и психофизиологии, они не выявлялись [6].

Люди отличаются друг от друга уже с момента рождения. И одно из различий - различие по темпераменту. Известно, что такой сложный психологический признак, как темперамент имеет генетически обусловленный характер [7]. Возникает вопрос, а что дают психогенетические исследования темперамента? Каков относительный вклад генотипа и среды в вариативность темперамента у людей, какие именно гены и кодируемые ими белки влияют на межиндивидуальные различия, какие психологические механизмы могут опосредствовать такое влияние [1] — эти и некоторые другие вопросы, касающиеся структуры индивидуальности, являются предметом большого количества психогенетических исследований.

Прежде чем приступить к изложению психогенетических исследований в этой области, остановимся на том, что такое темперамент с точки зрения психогенетики.

Темперамент – это формально-динамическая характеристика поведения (стиль поведения), связанная с биологическими структурами, проявляющаяся с раннего детства в широком спектре ситуаций, стабильная в онтогенезе [8].

История изучении индивидуальных различий поражает удивительным постоянством интереса исследователей к темпераменту человека [3].

 

 

I. ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА

 

Концепции темперамента весьма разнообразны. Представление о темпераменте появилось еще в античной философии в IV в. до н.э. [3]. Гиппократ и его последователи первыми выделили широко известные четыре типа темперамента (сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик), которые включают биологические составляющие в число параметров, определяющих свойства темперамента [4]. Такое гиппократовско-галеновское описание темпераментов представляло собой первую типологическую теорию [3].

По мере развития естественнонаучных представлений о строении человеческого  организма менялись и представления  о механизмах, лежащих в основе темперамента. В результате открытия системы кровообращения появилась типология темперамента П.Ф. Лесгафта, основанная на особенностях строения кровеносных сосудов [5]. В разные времена различия между типами темперамента видели в величине мозга и в морфологии нервов, в деятельности эндокринной системы и, начиная с XVII в., в разной чувствительности нервной системы человека [3].

В конце XIX – начале XX вв. в психологии начинаются систематические исследования темперамента. Благодаря исследованиям В. Вундта возникают типологии темперамента, основанные на обобщении клинического опыта [5].

В 80-ые и 90-ые годы еще больше возрастает интерес изучения темперамента. К темпераменту обращаются психологи, занимающиеся психологией личности и возрастной психологией, исследованием индивидуальных различий и поиском их психофизиологических оснований, анализом особенностей поведения детей в первые годы жизни и изучением их адаптации к социальным условиям [3].

В 90-х гг. началось изучение молекулярно-генетических основ отдельных  свойств темперамента и личности. Поиск генов, участвующих в формировании психологических характеристик, осуществляется двумя методами: методом сцепления, который позволяет установить, с каким участком в определенной хромосоме может быть связан качественный признак, и методом ассоциаций, с помощью которого можно исследовать влияние отдельных форм гена на количественный признак [1].

Многовековая история  развития представлений о темпераменте создала прочную базу для развития современных теорий темперамента [4]. Возможно, с этим связано относительное единодушие в определении критериев темперамента, существующее на сегодняшний день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. КРИТЕРИИ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА

 

Анализируя темперамент, современные исследователи предпочитают описывать и исследовать его отдельные свойства [3]. Выбор тех или иных психологических особенностей к числу свойств темперамента, осуществляется на основании ряда критериев, в которых суммируются теоретические представления о темпераменте, сформулированные за долгую историю его изучения [8].

Итак, основные критерии (признаки) темперамента:

  • Формально-динамический характер или стиль поведения;
  • Связь с биологическими подструктурами;
  • Генетическая обусловленность;
  • Проявление в раннем детстве;
  • Онтогенетическая стабильность;
  • Проявление в широком классе ситуаций (кросс-ситуативность);
  • Проявление в максимально трудных для человека условиях  [4].

В чем же заключаются  эти критерии?

В отечественной психологии считается, что свойства темперамента «формальны» [3], т.е. не связаны с содержанием деятельности, с целями и мотивами человека, осуществляющего эту деятельность [8]. Также считается, что свойства темперамента являются «динамическими» [3], т.е. определяют динамику деятельности – интенсивность, темп, ритмичность [4].

Свойства темперамента в значительной степени зависят  от биологической организации человека [3]. Во все времена теоретические представления о темпераменте исходили из предположения о различиях между людьми в свойствах темперамента, связанных с индивидуальными различиями в их биологических подсистемах [5]. В настоящее время можно говорить о том, что индивидуальные особенности связаны с психофизиологическими и нейродинамическими свойствами человека [3].

Обсуждая биологические  основания темперамента, было выявлено, что свойства темперамента связаны  с генотипом [4].

Свойства темперамента проявляются в самом раннем детстве [8]. Исключительно важно то, что свойства темперамента являются онтогенетически стабильными, т.е. описывают особенности поведения, характерные для человека в течение длительных отрезков времени [3].

Говоря об онтогенетической стабильности свойств темперамента, необходимо помнить, что: 1). свойства темперамента изменяются с возрастом; 2). одни и те же свойства по-разному обнаруживают себя в разных возрастах и 3). чем старше становится человек, тем больший отпечаток на его поведение накладывают нормы общества [8] и тем труднее становится определить особенности его темперамента.

Тем не менее диагностика  темперамента у взрослого возможна. Дело в том, что свойства темперамента определяют динамику психической деятельности в самых разных ситуациях (кросс-ситуативные). Предполагается, что те динамические особенности психической жизни человека, которые наиболее для него характерны, обнаруживаются наиболее часто и свойственны ему в разных ситуациях, и являются проявлениями его темперамента [3].

Кроме того, свойства темперамента отчетливо проявляются в тех случаях, когда человек попадает в новую, непривычную для него или трудную ситуацию [8].

 

 

 

 

 

 

 

 

III. ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫЯВЛЯЮЩИЕ СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА

 

Для выявления особенностей поведения, которые могут рассматриваться как свойства темперамента и удовлетворяющие перечисленные критерии, необходимо рассмотреть шесть исследовательских направлений.

Для психогенетического исследования существенны несколько моментов:

  • в разных возрастах компонентный состав темперамента оказывается разным;
  • методы диагностики динамических характеристик — вопросники, основанные на самооценке, экспертные оценки, проективные методики, наблюдение, как правило, имеют значительно меньшую (чем, например, тесты IQ) статистическую надежность и часто дают разные результаты;
  • существует традиционная для психологии проблема соотношения темперамента и характера (хотя последний, в отличие от темперамента, часто связывается с содержательной стороной личности, это не позволяет надежно развести проявления одного и другого: динамические характеристики деятельности могут в конкретных случаях определяться не только чертами темперамента, но и, например, высокой мотивированностью к данной деятельности, т.е. собственно личностной чертой) [2].

 

    1. Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента

 

В начале 60-х годов в Нью-Йоркском университете под руководством А. Томаса и С. Чесс было начато лонгитюдное исследование темперамента, которые продолжается и в настоящее время [3]. Целью его было проследить динамику особенностей темперамента, начиная с младенческого возраста: оценить онтогенетическую стабильность, выявить особенности изменений темперамента с возрастом, влияние свойств темперамента на особенности адаптации [4].

На основании опросников и интервью авторами было выделено 9 свойств темперамента:

1). активность - уровень двигательной активности;

2). ритмичность - регулярность времени появления поведенческих реакций (ритмы сна-бодрствования, потребности в кормлении и т.п.);

3). приближение или удаление - реакция на новые стимулы;

4). адаптивность - легкость привыкания к новой обстановке;

5). интенсивность реакций - уровень интенсивности различных проявлений (радости, гнева и т.п.);

6). порог реактивности - интенсивность воздействия, необходимая для возникновения реакции;

7). преобладающее настроение;

8). отвлекаемость - возможность изменения поведения под влиянием новых стимулов;

9). устойчивость внимания/настойчивость - склонность длительное время заниматься чем-либо и стремление продолжать деятельность при возникновении препятствий [8].

Помимо отдельных характеристик  темперамента А. Томас и С. Чесс выделили 3 синдрома, объединяющих различные свойства. Это синдромы «легкого темперамента», «трудного темперамента» и «темперамента с длительным привыканием» [4].

Таким образом, особенности  темперамента, рассматриваемые в  Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании, оказались онтогенетическим устойчивыми  на протяжении многих лет, но в то же время их роль в адаптации оказалась  тесно связана с условиями развития и воспитания ребенка [3].

Используя описанный  выше подход к исследованию темперамента, А. Торгерсен провела лонгитюдное  прослеживание МЗ и ДЗ близнецов  в течение 15 лет. Близнецы обследовались  в возрастах 2 мес., 9 мес., 6 лет и 15 лет. Во всех возрастах МЗ близнецы демонстрировали гораздо большее сходство, чем ДЗ близнецы.

Таким образом, для свойств  темперамента, рассматриваемых в  Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании, выявляется значительный вклад наследственной составляющей, причем уже в младенческом возрасте. Это следует учитывать воспитателям и родителям, чтобы создавать для детей условия развития, соответствующие особенностям их темперамента [4].

 

    1. Трехкомпонентная структура темперамента

 

Американские исследователи А. Басс и Р. Пломин рассматривают темперамент как динамические особенности поведения, образующие подструктуру личностных черт [8].

Авторами было выделено три основных свойства темперамента:

1) активность - проявление  энергетического уровня в двигательной  деятельности (темп движений, интенсивность и выносливость);

Информация о работе Психогенетические исследования темперамента