Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 09:23, реферат
Люди отличаются друг от друга уже с момента рождения. И одно из различий - различие по темпераменту. Известно, что такой сложный психологический признак, как темперамент имеет генетически обусловленный характер [7]. Возникает вопрос, а что дают психогенетические исследования темперамента? Каков относительный вклад генотипа и среды в вариативность темперамента у людей, какие именно гены и кодируемые ими белки влияют на межиндивидуальные различия, какие психологические механизмы могут опосредствовать такое влияние [1] — эти и некоторые другие вопросы, касающиеся структуры индивидуальности, являются предметом большого количества психогенетических исследований.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..…3
ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА ………..……4
КРИТЕРИИ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕН..……………........…6
ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ,
ВЫЯВЛЯЮЩИЕ СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА…….…....8
3.1. Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента......8
3.2. Трехкомпонентная структура темперамента…………………10
3.3. Психобиологическая модель темперамента………………..….11
3.4. Исследование заторможенности (Гарвардское направление
исследования темперамента)……………………………………12
3.5. Луизвильское близнецовое исследование…………………...…12
3.6. Исследования темперамента в отечественной психологии..…13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….…………………..…..15
ЛИТЕРАТУРА………………………….…………………..…..…16
2) эмоциональность - проявление негативных эмоций гнева и страха;
3) социабельность (общительность) - стремление к контактам с людьми [4].
В этом направлении исследования темперамента особое внимание уделялось анализу генотипических влияний и их роли в детерминации свойств темперамента [3].
При сравнении МЗ и ДЗ близнецов по этим свойствам авторами также было отмечено высокое внутрипарное сходство МЗ близнецов и низкое - ДЗ близнецов. Психогенетические исследования темперамента велись в различных экспериментальных схемах, как за рубежом, так и у нас в стране. Исследователи, в зависимости от принимаемой ими концепции темперамента, выделяли и подвергали анализу различные свойства темперамента. Возраст и типы обследованных родственников также варьировали, однако основную массу составляли близнецовые исследования, проводимые на детях и подростках, включая младенческий возраст [4].
Таким образом, свойства темперамента, связанные с активностью, эмоциональностью и общительностью, проявляются в раннем детстве, являются относительно устойчивыми и, в значительной мере зависят от влияний генотипа [8].
3.3. Психобиологическая модель темперамента
Авторы этого подхода, М.К. Ротбарт и Д. Дерриберри, считают, что темперамент представляет собой структуру многоуровневых свойств и проявляется в действии нейронов, в физиологических характеристиках и в динамических (стилевых) особенностях поведения [3].
К свойствам темперамента авторы относят:
1). реактивность – результат реакции активации, проявляется в двигательной активности, эмоциональности, в деятельности нервной и эндокринной систем;
2). саморегуляция –
динамические особенности
Свойства темперамента совпадают с теми, которые выделяли авторы Нью-Йоркского лонгитюда и трехкомпонентной структуры темперамента [3].
В рамках этого подхода также проводились близнецовые исследования. Существенные различия во внутрипарном сходстве М3 и Д3 близнецов обнаружены для уровня активности детей и для негативных эмоций [4].
Таким образом, есть основания полагать, что показатели и реактивности (активность, эмоциональность), и саморегуляция (приближение и удаление), рассматриваемые в психологии биологической модели темперамента, обнаруживают связи с генотипом [3].
3.4. Исследование
заторможенности (Гарвардское
Психологи Гарвардского (Дж. Кэган, Н. Снидман) и Йельского (Дж. Резник) университетов считают основными параметрами темперамента высокую или низкую заторможенность [3].
При сравнении внутрипарного сходства близнецов по заторможенности М3 близнецы обнаружили большее сходство, чем Д3, во всех трех возрастах, что свидетельствует о генетической обусловленности заторможенности: наследуемость определяла более половины индивидуальных различий по заторможенности, несколько снижаясь с возрастом [4].
Таким образом, в этом направлении исследований темперамента в качестве основного показателя темперамента называют заторможенность, связанная с реакциями ребенка на новую и незнакомую ситуацию, и продемонстрирована связь этой характеристики с генотипом [3].
3.5. Луизвильское близнецовое исследование
Исследование начато
в конце 50-х годов Ф. Фолкнером
и продолжается в настоящее время.
Целью Луизвильского
В рамках Луизвильского лонгитюда было проведено первое генетическое исследование темперамента новорожденных близнецов. При сравнении внутрипарного сходства новорожденных М3 и Д3 близнецов оказалось, что нет ни одного показателя, по которому М3 близнецы оказались бы внутрипарно более похожими, чем Д3 близнецы. Такое соотношение внутрипарных корреляций М3 и Д3 близнецов указывает на то, что в первые годы жизни индивидуальные различия в темпераменте отражают особенности систематических и случайных средовых влияний и никак не связаны с различиями в генотипе. Но в более старшем возрасте влияние генотипа на индивидуальные различия в свойствах темперамента проявляется достаточно отчетливо, независимо от того, какими методами диагностируется темперамент [3].
Таким образом, данные Луизвильского лонгитюдного исследования показывают, что генотип влияет на формирование индивидуальных различий в свойствах темперамента с первого года жизни и что изменения и возрастная стабильность свойств темперамента в некоторой степени зависят от генотипических факторов [8].
3.6. Исследования темперамента в отечественной психологии
Основоположниками данного направления являются Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын [8].
Б.М. Тепловым была разработана
программа дифференциально-
Темперамент рассматривается В.Д. Небылицыным как характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. ритма, быстроты, темпа, интенсивности составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. В структуре темперамента он выделил два основных компонента [8] – активность (энергетический потенциал человека) и эмоциональность (особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений) [3].
Также проводились исследования внутрипарных близнецов, после чего стало ясно, что генотип влияет на индивидуальные различия по активности и эмоциональности, однако динамические показатели активности, которые проявляются в ситуации общения, к подростковому возрасту оказываются связаны исключительно со средовым влиянием [8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К темпераменту относятся те индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его деятельности, имеют тесные связи с биологическими подструктурами организма и обусловлены генотипом. Свойства темперамента обнаруживаются в раннем детстве, являются относительно стабильными, сохраняются на протяжении длительного периода времени и проявляются в разных ситуациях.
Теоретическое и экспериментальное изучение темперамента в разных научных школах показало, что к свойствам темперамента относятся те динамические особенности поведения, которые связаны с активностью, эмоциональностью и общительностью.
Исследования генетической обусловленности индивидуальных различий в свойствах темперамента продемонстрировало, что наследуемость определяет до половины индивидуальных различий в таких свойствах темперамента, как активность, эмоциональность и общительность и, что генетические влияния на темперамент имеют неаддитивный характер.
Таким образом, психогенетические данные позволят разработать метод индивидуального прогноза, на основе наследственной информации человека. Что позволит выявить генетические сочетания, которые маркируют определенные черты темперамента, что в дальнейшем поможет оценить, например, устойчивость человека.
ЛИТЕРАТУРА
Информация о работе Психогенетические исследования темперамента