Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 23:26, практическая работа
Двухфакторная теория интеллекта — теория интеллекта, созданная Чарльзом Спирменом, основным характерным признаком которой является представление о том, что на всякую интеллектуальную деятельность влияют два фактора: общий («G») и специфический («S»).
Создатель теории: Чарльз Спирмен — английский статистик и психолог, специалист в области экспериментальной психологии, методов оценки и измерения, теории, истории и философии психологии, психологии личности и социальной психологии.
Вынесение конфликта
между супругами в сферу
Конфликтность во взаимоотношениях между супругами - нередкое явление, даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превращается в "поле битвы" конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь "заботой о благе ребенка". При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен "жалеть" ребенка, идти у него на поводу.
Характерное проявление ВК - выражение недовольства воспитательными методами другого супруга. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать ребенка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах. Шкала ВК отражает типичные высказывания "строгой" стороны. Это связано с тем, что именно строгая сторона, как правило, является инициатором обращения к врачу или медицинскому психологу.
Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его (ребенка) пола. Шкала предпочтения мужских качеств - ПМК и шкала предпочтения женских качеств - ПЖК. Обусловливаемые нарушения воспитания - потворствующая гипепротекция, эмоциональное отвержение.
Нередко отношение родителя к ребенку обусловливается не действительными особенностями ребенка, а такими чертами, которые родитель приписывает его полу, т.е. "вообще мужчинам" или "вообще женщинам". Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие ребенка мужского пола. В таком случае приходится сталкиваться со стереотипными суждениями о мужчинах вообще:
Мужчины в основном, грубы, неопрятны. Они легко поддаются животным побуждениям, агрессивны и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму. Любой же человек, будь то мужчина или женщина, должны стремиться к противоположным качествам - быть нежными, деликатными, опрятными, сдержанными в чувствах". Именно такие качества родитель с ПЖК видит в женщинах. Примером проявления установки ПЖК может служить отец, видящий массу недостатков у сына и считающий, что таковы же и все его сверстники. В то же время этот отец "без ума" от младшей сестры мальчика, т.к. находит у нее одни достоинства. Под влиянием ПЖК в отношении ребенка мужского пола в данном случае формируется тип воспитания "эмоциональное отвержение". Возможен противоположный перекос с выраженной антифеминистской установкой, пренебрежением к матери ребенка, его сестрам. В этих условиях по отношению к мальчику может сформироваться воспитание по типу "потворствующей гиперпротекции".
Правила пользования опросником АСВ
Перед тем, как родитель начинает
заполнять опросник, необходимо создать
атмосферу доверительного психологического
контакта между ним и лицом, проводящим
исследование. Родитель должен быть заинтересован
в правдивости собственных
Обработка результатов
проводится следующим образом. На бланке регистрации ответов номера этих ответов расположены так, что номера, относящиеся к одной шкале, расположены в одной строке. Это дает возможность быстрого подсчета баллов по каждой шкале. Для этого нужно подсчитать число обведенных номеров. За вертикальной чертой на бланке регистрации ответов указано диагностическое значение (ДЗ) для каждой шкалы. Если число баллов достигает или превышает ДЗ, то у обследуемого родителя диагностируется тот или иной тип воспитания. Буквы за вертикальной чертой – это применяемые в данных методических рекомендациях сокращенные названия шкал. Названия некоторых шкал подчеркнуты. Это значит, что к результату по горизонтальной строке (набранному числу баллов) надо прибавить результат по дополнительной шкале, находящейся в нижней части бланка, под горизонтальной чертой и обозначенной теми же буквами, что и основная.
При наличии отклонений по нескольким шкалам необходимо обратиться к таблице 1 для установления типа негармоничного семейного воспитания.
Практическое исследование
Для исследования данной методики на практике было протестировано 5 родителей. Из них – 2 отцов, 1 – матерь-одиночка, и 2 матери из полноценной семьи. Причем использовался вариант опросника для родителей детей младшего возраста от 3-х до 10 лет.
По результатам исследования среди опрошенных, острых отклонений выявлено не было. Было замечено, что 2 женщины (в т. ч. мать-одиночка) склонны к наличию комплекса ПМК.
ОПРОСНИК АСВ
для родителей детей в возрасте 3 – 10 лет
Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в "Бланке для ответов".
Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на "Бланке для ответов" обведите кружком номер утверждения. Если Вы в общем не согласны – зачеркните этот же номер в бланке. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше 5.
В опроснике нет "неправильных" или "правильных" утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете. Этим Вы поможете психологу в работе с Вами.
На утверждения, номера которых выделены в опроснике курсивом, отцы могут не отвечать.
Бланк для ответов |
ДЗ* | ||||||
1 |
21 |
41 |
61 |
81 |
Г+ |
7 | |
2 |
22 |
42 |
62 |
82 |
Г– |
8 | |
3 |
23 |
43 |
63 |
83 |
У+ |
8 | |
4 |
24 |
44 |
64 |
84 |
У– |
4 | |
5 |
25 |
45 |
65 |
85 |
Т+ |
4 | |
6 |
26 |
46 |
66 |
86 |
Т– |
4 | |
7 |
27 |
47 |
67 |
87 |
З+ |
4 | |
8 |
28 |
48 |
68 |
88 |
З– |
3 | |
9 |
29 |
49 |
69 |
89 |
С+ |
4 | |
10 |
30 |
50 |
70 |
90 |
С– |
4 | |
11 |
31 |
51 |
71 |
91 |
Н |
5 | |
12 |
32 |
52 |
72 |
92 |
РРЧ |
6 | |
13 |
33 |
53 |
73 |
93 |
ПДК |
4 | |
14 |
34 |
54 |
74 |
94 |
ВН |
5 | |
15 |
35 |
55 |
75 |
95 |
ФУ |
6 | |
16 |
36 |
56 |
76 |
96 |
НРЧ |
7 | |
17 |
37 |
57 |
77 |
97 |
ПНК |
4 | |
18 |
38 |
58 |
78 |
98 |
ВК |
4 | |
19 |
39 |
59 |
79 |
99 |
ПЖК |
4 | |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
ПМК |
4 | |
101 |
107 |
113 |
119 |
125 |
Г+ |
||
102 |
108 |
114 |
120 |
126 |
Г– |
||
103 |
109 |
115 |
121 |
127 |
У+ |
| |
104 |
110 |
116 |
122 |
128 |
РРЧ |
| |
105 |
111 |
117 |
123 |
129 |
ФУ |
| |
106 |
112 |
118 |
124 |
130 |
НРЧ |
|
Ф.И.О.________________________
Фамилия и имя сына (дочери)______________________
Сколько ему (ей) лет___________________________
Кто заполнял (отец, мать, другой
воспитатель)__________________
* – эта часть бланка испытуемым не показывается
Методика Рене Жиля
Для исследования сферы межличностных
отношений ребенка и его
Методика является визуально-словестной,
состоит из 42 картинок с изображением
детей или детей и взрослых,
а также текстовых заданий. Ее
направленность - выявление особенностей
поведения в разнообразных
Методика Жиля достаточно широко используется в исследовательской и консультативной практике психологов. Отчасти это связано с тем, что она напечатана во многих сборниках тестов или рабочих книгах. Однако стоит обратить внимание потенциальных пользователей этой методики на следующее.
1. Авторской публикацией этой методики является публикация И.Н. Гильяшева и Н.Д. Игнатьева. Использование заведомо неполных перепечаток нежелательно. Авторы русскоязычной версии уточнили понимание этой методики во втором издании (2003).
2. Многочисленные вторичные перепечатки методики отличаются погрешностями. Например, практически везде вдвое уменьшен размер картинок, используемых в методике. Это создает трудности, особенно для более маленьких детей — они попросту мало что могут разглядеть на картинках. Кроме того, в оригинале на одной странице дается только одна картинка или один вербальный вопрос. При вторичной публикации стремление сэкономить место привело к тому, что на одной странице располагается сразу два или даже три задания теста. Это изменяет (в худшую сторону) ситуацию тестирования, отвлекая внимание ребенка или оказывая на него давление.
3. Есть попытка сделать сокращенный вариант методики, состоящий всего из 21 задания. Нам она кажется неубедительной и необоснованной.
4. Наконец, нам встречались различные версии перевода методики на русский язык. Отличие состояло в количестве шкал и их названиях. Пользователь должен быть внимателен — какой вариант методики он держит в руках.
Необходимо добавить, что методика еще ждет своей полной валидизации и стандартизации. Используемые в ней «сырые» баллы в ряде случаев ставят начинающего практического психолога в трудное положение.