Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 19:10, контрольная работа
Деятельность воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно "схватывает" целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный "отлет от действительности", создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий.
1. Особенности воображения в дошкольном возрасте 3
2. Методики изучения воображения у детей старшего дошкольного
Возраста. 5
3. Диагностика исследования воображения старших дошкольников.
Содержание
1. Особенности воображения
в дошкольном возрасте
2. Методики изучения воображения у детей старшего дошкольного
Возраста.
Характеризуя детское
воображение как богатое или
бедное, следует иметь в виду,
что по этому вопросу существуют
различные точки зрения. Согласно
одним представлениям воображение
дошкольников значительно богаче, чем
взрослых, поскольку маленькие дети
вообще живут наполовину в мире своей
фантазии. Другие считают, что поскольку
основным источником воображения является
реальный, практический опыт, естественно,
оно будет беднее и примитивнее
у ребенка, чем у взрослого
человека. Л.С. Выготский показал, что
воображение ребенка
Деятельность воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно "схватывает" целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный "отлет от действительности", создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком психологи объясняли по-разному. Создатель психоанализа З.Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания и чувственные тенденции.
Примерно ту же позицию продолжает и развивает Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мышление, не направленное на действительность, т.е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней.
Мощный шаг в развитии воображения, как подчеркивал Выготский, вершается в связи с усвоением речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда идут к недоразвитию воображения ребенка. Известно, что больные, страдающие афазией (т.е. больные, у которых вследствие какого-либо мозгового заболевания нарушена речь), обнаруживают резкий упадок фантазии и воображения. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает возможность представить себе тот или иной предмет, который он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами. Таким образом, главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно не является первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главное речевого развития.
Воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий "отлет" от действительности. И главное – дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. Дети 3-5 лет могут оплакивать судьбу серенького козлика и колобка, угрожать злому волшебнику и пытаться побить его во время спектакля, придумывать пути спасения от хитрой лисы и пр. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, на словах, на сцене), вызывает у него самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые из воспитательный соображений вводят в жизнь и сознание ребенка разных придуманных персонажей: Бабу Ягу или змея Горыныча, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательный подарки и творят разный волшебства. Эти персонажи становятся для ребенка живыми и совершенно реальными. Дети всерьез боятся выдуманную Бабу Ягу и ждут добрую фею. Жестокие шутки старших детей на улице: "Баба Яга летит!" - вызывают слезы и паническое бегство дошкольника. Даже дома, в интимной и безопасной обстановке, может возникнуть страх воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения.
Повышенная эмоциональность
- важная отличительная черта
В исследовании приняли участие старшие дошкольники - МДОУ «Детский сад № 7» г. Щекино Тульской области. Выборку исследования составили 10 старших дошкольников в возрасте 6 лет, из них 5 девочек и 5 мальчиков.
Цель исследования - практическим путем выявить особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Для того, чтобы составить полную картину исследуемого явления, необходимо в процессе диагностики собрать три типа данных по интересующей характеристике: L-, Q- и Т-данные (Таблица 1).
Таблица 1
Тип данных |
Диагностические методики |
L-данные |
- беседа с воспитателем старшей дошкольной группы |
Q-данные |
- беседа с дошкольниками |
Т-данные |
- методика «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р.С.); - методика «Придумай игру» (Немов Р.С.); - методика «Придумай рассказ» (Немов Р.С.); |
Методика № 1. Автор – Немов Р.С.
Название - «Нарисуй что-нибудь».
Цель - исследование воображения.
Описание методики и особенности интерпретации данных:
Ребенку дается лист
бумаги, набор фломастеров и
Оценка результатов.
Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:
10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
8-9 баллов — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
5-7 баллов — ребенок
придумал и нарисовал нечто
такое, что в целом является
не новым, но несет в себе
явные элементы творческой
3-4 балла — ребенок
нарисовал нечто очень простое,
0-2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Выводы об уровне развития
10 баллов— очень высокий.
8-9 баллов— высокий.
5-7 баллов— средний.
3-4 балла— низкий.
0-2 балла— очень низкий.
Методика № 2. Автор – Немов Р.С.
Название - «Придумай игру».
Цель - исследование воображения.
Описание методики и особенности интерпретации данных:
Ребенок получает задание
за 5 мин придумать какую-либо игру
и подробно рассказать о ней, отвечая
на следующие вопросы
Как называется игра?
В чем она состоит?
Сколько человек необходимо для игры?
Какие роли получают участники в игре?
Как будет проходить игра?
Каковы правила игры?
Чем должна будет закончиться игра?
Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?
Оценка результатов
В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходимо помогать ему — постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.
Критерии оценки содержания придуманной ребенком игры в данной методике следующие:
Оригинальность и новизна.
Продуманность условий.
Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.
Наличие в игре определенных правил.
Точность критериев оценки успешности проведения игры.
По каждому из этих критериев придуманная ребенком игра может оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно). 1 балл — наличие, но слабая выраженность в игре данного признака. 2 балла — присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.
По всем этим критериям
и признакам придуманная
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
6-7 баллов — средний.
4-5 баллов — низкий.
0-3 балла — очень низкий.
Методика № 3. Автор – Немов Р.С.
Название - «Придумай рассказ».
Цель - исследование воображения.
Описание методики и особенности интерпретации данных:
Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 мин, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.
Оценка результатов
Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам:
Скорость придумывания рассказа.
Необычность, оригинальность сюжета рассказа.
Разнообразие образов, используемых в рассказе.
Проработанность и детализация образов, представленных в рассказе.
Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе.
По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для выводов об этом используются следующие критерии.
По первому признаку рассказ получает 2 балла в том случае, если ребенку удалось придумать данный рассказ в течение не более, чем 30 сек. 1 балл рассказу ставится тогда, когда на придумывание его ушло от 30 сек до 1 мин. 0 баллов по данному признаку рассказ получает, если за минуту ребенок так и не смог ничего придумать.
Необычность, оригинальность сюжета рассказа (второй признак) оценивается так. Если ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал, то его рассказ по данному признаку получает 0 баллов. Если ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя, то рассказ получает 1 балл. Наконец, если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален, то он получает 2 балла.
По критерию «разнообразие образов, используемых в рассказе» (третий признак) рассказ получает 0 баллов, если в нем с начала и до конца неизменно говорится об одном и том же, например только о единственном персонаже (событий, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого персонажа. В 1 балл по разнообразию используемых образов рассказ оценивается в том случае, если в нем встречаются два-три разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон. Наконец, оценку в 2 балла рассказ может получить лишь тогда, когда в нем имеются четыре и более персонажа (вещи, события), которые, в свою очередь, характеризуются рассказчиком с разных сторон.
Информация о работе Психодиагностика воображения дошкольника