Психодиагностика воображения дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 19:10, контрольная работа

Краткое описание

Деятельность воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно "схватывает" целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный "отлет от действительности", создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий.

Содержание

1. Особенности воображения в дошкольном возрасте 3
2. Методики изучения воображения у детей старшего дошкольного
Возраста. 5
3. Диагностика исследования воображения старших дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

К-р.docx

— 43.90 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Особенности воображения  в дошкольном возрасте                                      3

2. Методики изучения воображения у детей старшего дошкольного

 Возраста.                                                                                                                 5  3. Диагностика исследования воображения старших дошкольников.             11                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности воображения в дошкольном возрасте.

Характеризуя детское  воображение как богатое или  бедное, следует иметь в виду, что по этому вопросу существуют различные точки зрения. Согласно одним представлениям воображение  дошкольников значительно богаче, чем  взрослых, поскольку маленькие дети вообще живут наполовину в мире своей  фантазии. Другие считают, что поскольку  основным источником воображения является реальный, практический опыт, естественно, оно будет беднее и примитивнее  у ребенка, чем у взрослого  человека. Л.С. Выготский показал, что  воображение ребенка развивается  постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на впечатлениях реальной жизни. Поэтому говорить о  том, что воображение ребенка  богаче, чем у взрослого, нельзя. Этого же мнения придерживаются и  другие психологи.

Деятельность воображения  оказывается очень сложной и  зависящей от целого ряда самых различных  факторов. В общих чертах воображение  можно определить как способность  к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно "схватывает" целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный "отлет от действительности", создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком психологи объясняли по-разному. Создатель психоанализа З.Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания и чувственные тенденции.

Примерно ту же позицию  продолжает и развивает Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мышление, не направленное на действительность, т.е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому  мышлению. Чем младше ребенок, тем  более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней.

Мощный шаг в  развитии воображения, как подчеркивал  Выготский, вершается в связи с усвоением речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда идут к недоразвитию воображения ребенка. Известно, что больные, страдающие афазией (т.е. больные, у которых вследствие какого-либо мозгового заболевания нарушена речь), обнаруживают резкий упадок фантазии и воображения. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает возможность представить себе тот или иной предмет, который он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами. Таким образом, главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно не является первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главное речевого развития.

Воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий "отлет" от действительности. И главное – дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. Дети 3-5 лет могут оплакивать судьбу серенького козлика и колобка, угрожать злому волшебнику и пытаться побить его во время спектакля, придумывать пути спасения от хитрой лисы и пр. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, на словах, на сцене), вызывает у него самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые из воспитательный соображений вводят в жизнь и сознание ребенка разных придуманных персонажей: Бабу Ягу или змея Горыныча, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательный подарки и творят разный волшебства. Эти персонажи становятся для ребенка живыми и совершенно реальными. Дети всерьез боятся выдуманную Бабу Ягу и ждут добрую фею. Жестокие шутки старших детей на улице: "Баба Яга летит!" - вызывают слезы и паническое бегство дошкольника. Даже дома, в интимной и безопасной обстановке, может возникнуть страх воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения.

 

Повышенная эмоциональность - важная отличительная черта воображения  дошкольника. Придуманные персонажи  приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его  сознании как совершенно реальные.

 

  1. Методики изучения воображения у детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании приняли  участие старшие дошкольники - МДОУ «Детский сад № 7» г. Щекино Тульской области. Выборку исследования составили 10 старших дошкольников в возрасте 6 лет, из них 5 девочек и 5 мальчиков.

Цель исследования - практическим путем выявить особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Для того, чтобы составить полную картину исследуемого явления, необходимо в процессе диагностики собрать три типа данных по интересующей характеристике: L-, Q- и Т-данные (Таблица 1).

Таблица 1

Тип данных

Диагностические методики

L-данные

- беседа с воспитателем  старшей дошкольной группы

Q-данные

- беседа  с дошкольниками

Т-данные

- методика «Нарисуй  что-нибудь» (Немов Р.С.);

- методика «Придумай  игру» (Немов Р.С.);

- методика «Придумай  рассказ» (Немов Р.С.);


 

Методика  № 1. Автор – Немов Р.С.

Название - «Нарисуй что-нибудь».

Цель - исследование воображения.

Описание методики и особенности интерпретации  данных:

Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.

Оценка результатов.

Оценка рисунка  ребенка производится в баллах по следующим критериям:

10 баллов — ребенок  за отведенное время придумал  и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов — ребенок  придумал и нарисовал что-то  достаточно оригинальное, с фантазией,  эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов — ребенок  придумал и нарисовал нечто  такое, что в целом является  не новым, но несет в себе  явные элементы творческой фантазии  и оказывает на зрителя определенное  эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла — ребенок  нарисовал нечто очень простое,  неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0-2 балла — за  отведенное время ребенок так  и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития

10 баллов— очень высокий.

8-9 баллов— высокий.

5-7 баллов— средний.

3-4 балла— низкий.

0-2 балла— очень низкий.

 

Методика  № 2. Автор – Немов Р.С.

Название - «Придумай  игру».

Цель - исследование воображения.

Описание методики и особенности интерпретации  данных:

Ребенок получает задание  за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая  на следующие вопросы экспериментатора;

Как называется игра?

В чем она состоит?

Сколько человек  необходимо для игры?

Какие роли получают участники в игре?

Как будет проходить  игра?

Каковы правила  игры?

Чем должна будет  закончиться игра?

Как будут оцениваться  результаты игры и успехи отдельных участников?

Оценка результатов

В ответах ребенка  должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая  ребенка, необходимо помогать ему — постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.

Критерии оценки содержания придуманной ребенком игры в данной методике следующие:

Оригинальность  и новизна.

Продуманность условий.

Наличие в игре различных  ролей для разных ее участников.

Наличие в игре определенных правил.

Точность критериев оценки успешности проведения игры.

По каждому из этих критериев придуманная ребенком игра может оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных  выше признаков (по каждому из них  в баллах игра оценивается отдельно). 1 балл — наличие, но слабая выраженность в игре данного признака. 2 балла — присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.

По всем этим критериям  и признакам придуманная ребенком игра в сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

6-7 баллов — средний.

4-5 баллов — низкий.

0-3 балла — очень низкий.

 

Методика № 3.    Автор – Немов Р.С.

Название - «Придумай  рассказ».

Цель - исследование воображения.

Описание методики и особенности интерпретации  данных:

Ребенку дается задание  придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это  всего 1 мин, и затем пересказать  его в течение двух минут. Это  может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.

Оценка результатов

Воображение ребенка  в данной методике оценивается по следующим признакам:

Скорость придумывания рассказа.

Необычность, оригинальность сюжета рассказа.

Разнообразие образов, используемых в рассказе.

Проработанность и  детализация образов, представленных в рассказе.

Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе.

По каждому из названных признаков рассказ  может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для выводов об этом используются следующие критерии.

По первому признаку рассказ получает 2 балла в том  случае, если ребенку удалось придумать  данный рассказ в течение не более, чем 30 сек. 1 балл рассказу ставится тогда, когда на придумывание его ушло от 30 сек до 1 мин. 0 баллов по данному признаку рассказ получает, если за минуту ребенок так и не смог ничего придумать.

Необычность, оригинальность сюжета рассказа (второй признак) оценивается так. Если ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал, то его рассказ по данному признаку получает 0 баллов. Если ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя, то рассказ получает 1 балл. Наконец, если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален, то он получает 2 балла.

По критерию «разнообразие  образов, используемых в рассказе» (третий признак) рассказ получает 0 баллов, если в нем с начала и до конца неизменно говорится об одном и том же, например только о единственном персонаже (событий, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого персонажа. В 1 балл по разнообразию используемых образов рассказ оценивается в том случае, если в нем встречаются два-три разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон. Наконец, оценку в 2 балла рассказ может получить лишь тогда, когда в нем имеются четыре и более персонажа (вещи, события), которые, в свою очередь, характеризуются рассказчиком с разных сторон.

Информация о работе Психодиагностика воображения дошкольника