Психодиагностика как отрасль психологических наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Психология наших дней – теоретическая дисциплина, изучающая человека, а так же система прикладного знания, позволяющая и психологу-практику, и специалисту-смежнику (педагогу, руководителю, тренеру, врачу) совершенствовать свою работу с людьми. Тема данной работы посвящена психодиагностике – разделу психологического знания, формирующемуся на стыке фундаментальных отраслей психологии с практическими отраслями жизни.
Цель работы: раскрыть сущность психодиагностики как отрасли психологической науки.

Содержание

Введение.
Глава 1. Психодиагностика как наука.
1.1 Предмет и принципы психодиагностики
1.2 Общее представление о психодиагностике.
Вывод
Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики и предъявляемые к ним требования.
2.1.Общая характеристика методов психодиагностики.
2.2 Классификации психодиагностических методов
2.3 Краткие характеристики психодиагностических методик.
2.4.Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и ситуациям.
Вывод
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

 

Тема: Психодиагностика как отрасль психологических  наук

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение.---------------------------------------------------------------------------------------

 

Глава 1. Психодиагностика как наука.-----------------------------------------------7

1.1 Предмет и принципы психодиагностики------------------------------------7

1.2Общее представление о психодиагностике.----------------------------------9

Вывод-----------------------------------------------------------------------------------------12

 

Глава 2.     Общая характеристика методов психодиагностики и предъявляемые к ним требования.--------------------------------------------------13

2.1.Общая характеристика  методов психодиагностики.-------------------13

2.2 Классификации психодиагностических  методов------------------------15

2.3 Краткие  характеристики психодиагностических  методик.-----------21

2.4.Требования, предъявляемые к психодиагностическим  методикам и ситуациям.-----------------------------------------------------------------------------------24

Вывод-----------------------------------------------------------------------------------------31

Заключение---------------------------------------------------------------------------------32

Список использованной литературы------------------------------------------------33                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Психология наших дней – теоретическая  дисциплина, изучающая человека, а  так же система прикладного знания, позволяющая и психологу-практику, и специалисту-смежнику (педагогу, руководителю, тренеру, врачу) совершенствовать свою работу с людьми.

 Тема данной работы посвящена  психодиагностике – разделу психологического  знания, формирующемуся на стыке  фундаментальных отраслей психологии  с практическими отраслями жизни.

Современная психодиагностика все шире используется в таких  областях социальной практики, как:

  1. расстановка кадров, профотбор и профориентация;
  2. прогнозирование социального поведения, например: стабильности брака, законопослушности;
  3. оптимизация обучения и воспитания;
  4. консультативная и психотерапевтическая помощь;
  5. судебная психолого-психиатрическая экспертиза;
  6. прогнозирование психологических последствий изменения среды.

Помимо этого психодиагностические методики это – один из инструментов научных исследований в психологии личности и межличностных отношений. Таким образом, психодиагностика служит интересам общества в целом и интересам конкретных его членов (учащимся, пациентам, клиентам психологических консультаций).

 

Цель работы: раскрыть сущность психодиагностики как отрасли психологической науки

Объект исследования: Психодиагностика как отрасль психологической науки

Предмет исследования: Психодиагностика как наука

 

 

 

Глава 1. Психодиагностика как наука.

 

1.1 Предмет и принципы психодиагностики

 

               Психодиагностика - это не только направление в практической психологии, но и теоретическая дисциплина.

               Психодиагностику в практическом  смысле можно определить, как  установление психологического  диагноза – описание состояния  объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

              Психодиагностика осуществляется  на основе специальных методов,  может входить составной частью  в эксперимент или выступать  самостоятельно, как метод исследования  либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

               Психодиагностика понимается двояко:

  1. В широком смысле  - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его свойств;
  2. В узком смысле, более распространенном – измерение индивидуально – психодиагностических свойств личности.

            В психодиагностическом обследовании  можно выделить 3        

          основных этапа:

      1. Сбор данных.
      2. Переработка и интерпретация данных.
      3. Вынесение решения – психологический диагноз и прогноз.

Психодиагностика как  наука определяется, как область  психологии, разрабатывающая методы  выявления и измерения индивидуально – психологических особенностей личности.

Как теоретическая дисциплина, психодиагностика имеет дело с переменными  и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека.

Психодиагностика с  одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с другой – конкретное воплощение теоретических построений – способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту.

Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:

     Принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

      Принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;

      Принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;

      Принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой;

      Личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.

Эти принципы положены в  основу разработки психодиагностических методик – способов получения  достоверных данных о содержании переменных психической реальности. Современная психодиагностика выделилась в отдельную область научных  и практических психодиагностических знаний.

 

 

      1.  Общее представление о психодиагностике.

 

 Психодиагностика используется в самых разных областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого-педагогических экспериментов. И тогда, когда он занят психологическим консультированием или психологической коррекцией. Но чаще всего, по крайней мере, в работе практического психолога, психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности. Ее целью становится постановка психологического диагноза, т. е. оценка наличного психологического состояния человека.

Точная психодиагностика в любом психолого-педагогическом научном эксперименте предполагает квалифицированное оценивание степени  развитости психологических свойств. Как правило, это те свойства, закономерные изменения которых предполагаются в гипотезах, проверяемых в этом эксперименте.

 К примеру, проблемой научного психологического исследования могут быть некоторые особенности мышления человека  - такие, относительно которых утверждается, что они существуют и изменяются по некоторым законам или определенным образом зависят от различных переменных. В любом из этих случаев требуется точная психодиагностика, соответствующих интеллектуальных свойств, ориентированная, во–первых, на прямое доказательство их существования, во–вторых, на демонстрацию постулированных закономерностей их изменения, в – третьих, на показ того, что они действительно зависят от тех переменных, которые фигурируют в гипотезе.

Нельзя обойтись без точной психодиагностики и в прикладных исследованиях, так как в любых подобного рода экспериментах необходимо достаточно убедительное доказательство того, что в результате нововведений действительно и в нужном направлении изменяются оцениваемые психологические особенности.

Специалист, занимающийся психологическим консультированием, прежде чем давать какие – либо советы клиенту, должен поставить правильный диагноз, оценить суть психологической проблемы, волнующей клиента. При этом он опирается на результаты индивидуальных бесед с клиентом и наблюдения за ним.

 Если психологическое  консультирование представляет  собой не разовый акт, а серию  встреч и бесед психолога с  клиентом, в ходе которых психолог  не ограничивается советами, а  практически работает с клиентом, помогая ему решать свои проблемы и одновременно контролируя результаты своей работы, то дополнительно возникает задача осуществления «входной» и «выходной» психодиагностики, т. е. констатации положения дел в начале консультирования и по завершении работы с клиентом.

Еще более настоятельной, чем в процессе консультирования, психодиагностика является в практической психокоррекционной работе.

Дело в том, что убедиться  в эффективности предпринятых психокоррекционных мер в данном случае должен не только психолог или экспериментатор, но и сам клиент. Последнему нужно иметь доказательства того, что в итоге проведенной совместно с психологом работы в его собственной психологии и поведении действительно произошли важные позитивные перемены. Это необходимо делать чтобы усилить психокоррекционный эффект воздействия. Известно, что вера в успех – один из важнейших факторов эффективности любого терапевтического воздействия. С точной психодиагностики наличного состояния дел должен начинаться и ею же заканчиваться любой психокоррекционный сеанс.

Кроме названных областей научной и практической психологии, психодиагностика применяется и  в других ее отраслях, например в  медицинской психологии, в патопсихологии, в инженерной психологии, в психологии труда – словом, везде, где требуется точное знание степени развития тех или иных психологических свойств человека.

Во всех описанных  случаях научная и практическая психодиагностика решает ряд типичных для нее задач. К ним относятся  следующие:

1.Установление наличия  у человека того лили иного психологического свойства или особенности поведения.

2.Определение степени  развитости данного свойства, ее  выражение в определенных количественных  и качественных показателях.

3.Описание диагностируемых  психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.

4.Сравнение степени  развитости изучаемых свойств  у разных людей.

Все четыре перечисленные  задачи в практической психодиагностике решаются или каждая в отдельности, или комплексно в зависимости  от целей проводимого обследования. Причем практически во всех случаях, за исключением качественного описания результатов, требуется владение методами количественного анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом свойстве.

Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии сложились два  его понимания.

 Одно из определений  понятия «психодиагностика» относит его к специальной области психологических знаний, касающейся разработки и использования в практике различных психодиагностических средств.

 

Второе определение  термина «психодиагностика» указывает на специфическую сферу деятельности психолога, связанную с практической постановкой психологического диагноза. Здесь решаются не столько теоретические, сколько сугубо практические вопросы, относящиеся к организации и проведению психодиагностики.

Оба комплекса вопросов – теоретические и практические – тесным образом взаимосвязаны. Для того чтобы быть специалистом высокой квалификации в этой сфере, психолог должен достаточно хорошо овладеть как научными, так и практическими основами психодиагностики. То и другое в отдельности, т. е. знание лишь научных основ методики или знание методики без понимания ее научного обоснования, не гарантирует высокого уровня профессионализма в этой области.

 

 

 

 

 

 

Глава 2.     Общая характеристика методов психодиагностики и предъявляемые к ним требования.

 

2.1.Общая  характеристика методов психодиагностики.

 

Слово «психодиагностика» имеет в психологии два основных значения. Одно из них соотносит данное слово с названием соответствующей области научных психологических знаний и исследований, а другое указывает на специфическую область практического применения психологических знаний.

 Как сфера  науки психодиагностика включает в себя принципы, процедуры и способы проверки научности различных методов психодиагностики.

 Как область практики она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением ее методов. И в том и в другом случае речь идет о способах оценки психологических процессов, свойств и состояний человека.

Информация о работе Психодиагностика как отрасль психологических наук