Психодиагностика самосознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной работы является получение более-менее полноценной картины, описывающей феномен самосознания.
Рассчитывается, что эта цель будет достигаться путем решения следующих задач:
ознакомиться с теоретическими представлениями о самосознании как о психическом явлении;
получить стройную систему представлений о самосознании как об объекте психодиагностики;
выяснить какие образом на практике диагностики учитывается и реализуется специфика самосознания как объекта психодиагностического исследования (путем анализа методов);
разработать программу психодиагностического исследования самосознания.

Содержание

Введение 3
Глава I. Самосознание как объект психодиагностики
Специфика самосознания как объекта психодиагностики. Актуальные проблемы 4
Анализ методов психодиагностики самосознания 14
Глава II. Программа психологического исследования
2.1 Характеристика психодиагностического исследования 33
2.2 Описание выборки 35
2.3. Методы математической обработки 38
Библиографический список 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 99.64 Кб (Скачать файл)

Вторая проблема использования проективных техник состоит в отсутствии простых и валидных критериев сопоставления проективных показателей самоотношения. Поскольку предполагается, что проективные техники направлены на выявление более глубинных аспектов самоотношения, то сопоставление их с вербальными методиками не должно давать высоких корреляций. Использованию поведенческих критериев для валидизации показателей часто мешает недостаточная изученность опосредованного характера связи между самоотношением и поведением.

Третья проблема использования проективной техники состоит в необходимости специального доказательства, что та или иная часть проективной продукции или ее аспект относятся именно к самоотношению, а не к другим психологическим характеристикам. Особенно остро эта проблема встает при анализе экспериментальной продукции типа рисунка человека или при анализе незаконченных предложений, сформулированных не от первого лица.

И наконец, использование проективных техник наталкивается на теоретическую проблему разработки обоснованной и непротиворечивой системы категорий, которая могла бы быть положена в основу процедуры кодирования проективного содержания [Бодалев, 3]

Идеографический метод. Основаны на использовании психосемантических закономерностей, анализе индивидуальных матриц, при котором пространство самоописания и его содержательные оси не задаются априорно на основе усредненных данных, а выявляются у данного конкретного испытуемого, причем результаты интерпретируются не путем соотнесения с «нормой», а относительно других характеристик того же субъекта.

Другими словами, идеографический подход в психодиагностике ориентируется на описание личности как особой уникальной целостной единицы. Данный подход широко применяется при диагностике индивидуального сознания личности, но также может применяться при анализе самосознания, а конкретнее, к дифференцирующей части Я-концепции [Бодалев, 3]

Необходимо подчеркнуть, что ТРР ориентирована на работу с компьютером. Существуют и ручные методы, но они, даже в простых случаях, достаточно трудоемки.

В основу данного метода положена техника репертуарных решеток (ТРР), разработанная Дж. Келли. Методики ТРР весьма разнообразны в своих вариантах: структурированное интервью, методики типа «бумага-карандаш, стандартные компьютерные интерактивные программы, методики сортировки и другие.

При использовании ТРР в диагностике самосознания личности необходимо руководствоваться несколькими фундаментальными категориями теории Дж. Келли о личностных конструктах. Сам конструкт понимается как особый активный компонент в структуре психике  личности, созданный и валидизированный самой личностью на основе опыта взаимодействия с окружающим миром. Функция конструкта – оценка явлений, объектов и событий. В контексте психодиагностики при работе с конструктами необходимо руководствоваться тремя фундаментальными принципами. Принцип биполярности гласит, что любой конструкт представляет собой континуум, имеющий два противоположных оценочных полюса. Второй принцип, принцип индивидуальности предопределяет воспринимать человека как активного исследователя, имеющего свои уникальные конструкты для объяснения реальности. Принцип диапазона применимости конструкта подразумевает относительность и специфичность контекста, в котором действует конкретный конструкт.

В общем виде репертуарная решетка (РР) представляет собой матрицу, определенным образом организованную, которая заполняется либо самим испытуемым, либо экспериментатором в процессе структурированного интервью. Строки матрицы традиционно называются конструктами, столбцы — элементами. В данном случае говорят о так называемых поверхностных, или первичных, конструктах. Реальные, или глубинные, конструкты еще надо выявить. Реальные конструкты часто не осознаются самим человеком в своей прямой форме, а проявляются «на поверхности» под множеством наименований, вербальных «ярлыков». 

Первая проблема, которую должен решить исследователь, планируя эксперимент, — что использовать в качестве первичных конструктов. В технике репертуарных решеток применяются различные процедуры вызывания  первичных конструктов у самого испытуемого. Для вызывания конструктов можно использовать любую проективную технику и любой материал, например свободные сочинения, ТАТ, просто беседу с испытуемым. Однако более структурированные специально разработанные способы вызывания конструктов, по-видимому, являются более эффективными, так как облегчают задачу испытуемому и задают конкретный, необходимый именно для данного исследования контекст. Наиболее известные из них: метод триад (испытуемому предлагается из трех элементов выбрать и назвать два наиболее сходных между собой и определить, чем они отличаются от третьего); метод полного контекста (испытуемый работает сразу со всем набором элементов, группируя и противопоставляя их различными способами) и их варианты, такие, как методы самоидентификации и самоперсонификации В. И. Похилько, Е.О. Федотова.

Конструкты могут быть как вербальными, так и невербальными. В качестве конструктов могут использоваться и рисунки и цвета — все, что представляет интерес для экспериментатора.

Следующий этап – процедура заполнения репертуарных решеток.  Существует несколько разновидностей решеток, различных в своей структуре и назначении. Таким образом, разные решетки служат для выявления определенных конструктов и соотношений между ними. Два наиболее простых и популярных способа заполнения репертуарных решеток: ранговая и оценочная. В ранговой матрице на пересечении столбцов и строк стоят ранги, которые соответствуют каждому элементу по каждому конструкту. Такие решетки позволяют оценить значимость определенных конструктов для испытуемого. При заполнении оценочной матрицы испытуемый оценивает каждый элемент по градуированной шкале.

Другой наиболее популярной решеткой является импликативная. После  процедуры вызывания конструктов испытуемого предлагается инструкция: «Представьте, что Вы изменились по данному конструкту. По каким из оставшихся конструктов Вы тоже изменились?» Решетка позволяет реконструировать иерархию конструктов, а также позволяет оценить степень конфликтности подсистемы конструктов.

Решетка сопротивления изменениям похожа на импликативную и выявляет наиболее устойчивые конструкты и те, которые подвержены изменениям. Решетка зависимости, разработанная самими Келли может использоваться для выявления степени социальной зрелости и самостоятельности личности [Похилько, 7]

В принципе возможности применения репертуарных решеток крайне широки и ограничены лишь особенностями мышления самого психодиагноста (гибкостью, импровизацией).

Далее, после получения результатов проводится процедура математической обработки. Наиболее известны и широко применяются параметрический и непараметрический факторные анализы, различные типы кластерного анализа, непараметрическое многомерное шкалирование и некоторые другие методы. Результатом такой обработки являются формально-структурные характеристики системы конструктов личности (степень дифференцированности и интегрированности системы, выраженность компонентов, количество изолированных конструктов и т. д.). Такие характеристики являются математическим отражением реального исследуемого психического пространства личности. Поэтому за математическими характеристика стоят содержательно-смысловые характеристики, реальные особенности самосознания личности. Исследователь, опираясь на свои знания, опыт и интуицию должен «увидеть» реальные характеристики, стоящие за полученным математическим отражением.

Важно сказать об особенностях проведения диагностики самосознания личности с помощью ТРР. Наиболее достоверные результаты удается получить только в том случае, когда между психологом и испытуемым устанавливаются взаимоотношения сотрудничества. Следовательно, будет грубейшей ошибкой оставить испытуемого «наедине с решеткой», т.к. такая работа превратится в однообразную формальную деятельность, мотивированную единственным желанием побыстрее закончить работу. Также не следует мешать испытуемому, перебивать его, не давать достаточного времени, чтобы закончить мысль, навязывая ему свои формулировки.

Безусловной ценностью применения ТРР помимо выше оговоренных, которые непосредственно связаны с приспособлением идеографического подхода психологии к задачам психодиагностики является доказанный факт, что решетки трудно фальсифицировать, особенно в тех случаях, когда испытуемый не видит результатов своих предыдущих оценок. И даже при наличии установки на фальсификацию система конструктов воспроизводится, поскольку испытуемый, пытаясь фальсифицировать оценки людей, объектов или ситуаций, делает это на основе собственной системы смысловых конструктов, в направлении наиболее значимых смысловых параметров [Бодалев, 3].

Некоторые исследователи, анализируя место данного подхода в общей системе методических приемов склонны рассматривать его как более общий метод субъективного шкалирования – метод с максимальным числом степеней свободы. При этом, ограничивая степени свободы, можно получить в качестве частных случаев многие из известных методик субъективного шкалирования. Например, семантический дифференциал. Ч. Осгуда — это случай матрицы с заданными биполярными шкалами — прилагательными и заданными элементами — понятиями. Личностный опросник — это вектор-столбец репертуарной решетки, где в качестве элемента выступает «я» испытуемого, а остальные столбцы матрицы просто остаются незаполненными [Похилько, 7].

Стоит также кратко обозначить о проблеме психометрического соответствия данного метода классическому психодиагностическому методу. Здесь возможно отметить лишь то, что проверка с точки зрения психометрики здесь чрезвычайно сложна, и гораздо сложнее, нежели проверка проективных методов, а по отношению ко многим параметрам даже невозможна. Многие исследователи говорят о том, что в этом нет необходимости. Надежность этого метода, таким образом определяется степень разработанности теоретической базы, т.е. теории личностных конструктов Дж. Келли. В этом смысле данный метод, естественно не свободен от затруднений и незавершенностей. Так, например, многие исследователи, в т. ч. В. В. Столин критикуют тотальность принципа биполярности конструктов. Столин говорит о том, что существуют однополярные конструкты, когда личность даже не представляет возможность осознания явления с какой-либо иной точки зрения. Подобные методологические затруднения должны быть разрешены для повышения надежности метода ТРР в психодиагностике самосознания личности.

В любом случае, методики ТРР – достаточно «молодой» и перспективный класс методик и рассматривается как очень ценное дополнение к традиционным методам. ТРР еще не столь популярны, но, безусловно, они являются самым интересным методом и их применение открывает весьма обширные возможности для развития психодиагностики и психологии в целом.

Таким образом, из приведенного анализа ясно, что все четыре перечисленные группы методов обладают своими достоинствами и недостатками. Методики, основанные на вербальном стандартизованном самоотчете, обеспечивают сопоставимость результатов, независимость от опытности экспериментатора и количественный подход, однако апеллируют к более осознанным аспектам самоотношения и потенциально подвержены влиянию стратегий самопрезентации, кроме того, ограничивают испытуемого наперед заданными рамками подобранных утверждений. Нестандартизованные самоотчеты снимают последнее ограничение, однако они гораздо более трудоемки, более трудны для количественной обработки и больше подвержены факторам влияния лингвистических способностей испытуемых. Проективные методики в целом устраняют прямое влияние стратегии самопрезентации, однако связаны с рядом проблем интерпретации проективных показателей. А идеографические техники ставят проблему обоснованности диагностических заключений. Любой метод неидеален, а потому целесообразным будет применять их комбинации для создания наиболее полной картины исследуемой проблемы.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация и проведение исследования.

2.1. Характеристика психодиагностического  исследования

 

Тема: исследование посвящено особенностям самосознания молодых людей, прошедших срочную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Актуальность данной тематики очевидна в современном состоянии российской действительности и, по большому счету, даже не нуждается в конкретном аргументировании. Современная действительность достаточно ощутимо и уверенно наталкивает на мысль о том, что служба в армии становится весьма не привлекательной, а потребность избежать этой участи, «не терять времени, которое будет потрачено впустую» породило нелегальный бизнес. Конечно, причин этому великое множество, при чем разного порядка: политических, экономических, социальных. Однако, с другой стороны, от разного рода социально-политических агитаторов можно услышать, что служба в армии – это очень важный этап в жизни молодого человека, задачей которого является становление важных качеств, присущих настоящему мужчине, таких как: смелость, решительность, дисциплинированность и др. Многие мужчины не откажут себе в подобных качествах. И совершенно очевидно, что наличие таких качеств личности отражается в ее «Я –концепции». Таким образом, данная работа – это попытка подкрепить подобные слова силой научных фактов.

Целью исследования является выявить особенности самосознания молодых людей, прошедших срочную службу в ВС РФ.

Объектом исследования являются молодые люди в возрасте от 18 до 22 лет.

Предметом исследования является взаимосвязь между особенностями самоотношения молодых людей и службой в армии

В процессе исследования планируется проверить психологическую гипотезу, согласно которой молодым людям, прошедшим службу в ВС РФ, характерно более высокое самоотношение, чем у неслуживших юношей.

Задачи исследования:

  1. Выявить уровень самоотношения у юношей, прошедших срочную службу в ВС РФ;
  2. Выявить уровень самоотношения у юношей, не проходивших срочной службы в ВС РФ;
  3. Выявить наличие или отсутствие значимых различий в уровнях самоотношений двух исследуемых групп.

На основе анализа методов психодиагностики самосознания в качестве диагностического инструмента для данного исследования выбран тест-опросник самоотношения Столина. Опросник содержит 62 утверждения (Приложение 1).

Опросник содержит следующие шкалы:

Информация о работе Психодиагностика самосознания