Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 20:40, курсовая работа
Таким образом, целью данной работы является получение более-менее полноценной картины, описывающей феномен самосознания.
Рассчитывается, что эта цель будет достигаться путем решения следующих задач:
ознакомиться с теоретическими представлениями о самосознании как о психическом явлении;
получить стройную систему представлений о самосознании как об объекте психодиагностики;
выяснить какие образом на практике диагностики учитывается и реализуется специфика самосознания как объекта психодиагностического исследования (путем анализа методов);
разработать программу психодиагностического исследования самосознания.
Введение 3
Глава I. Самосознание как объект психодиагностики
Специфика самосознания как объекта психодиагностики. Актуальные проблемы 4
Анализ методов психодиагностики самосознания 14
Глава II. Программа психологического исследования
2.1 Характеристика психодиагностического исследования 33
2.2 Описание выборки 35
2.3. Методы математической обработки 38
Библиографический список 40
Опросник содержит также семь шкал, направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого. По причине сложности работы со всеми показателями предполагается работа только по вышеописанным шкалам. Заранее принимается убеждение в том, что нет необходимости в более подробном описании самосознания личности, т. к. пяти основных шкал более чем достаточно, чтобы измерить основные различия в двух независимых выборках.
Таким образом, предполагается, что молодые люди, прошедшие срочную службу в ВС РФ имеют более высокие показатели по пяти шкалам:
2.2. Описание выборки
Для исследования необходимы две независимые выборки:
Экспериментальная выборка: молодые люди в возрасте от 18 до 22 лет, прошедших срочную службу в ВС РФ. При этом принципиально отметить, что для исследования могут использоваться также юноши, проходящие службу на момент исследования, но отслужившие уже не менее половины срока. Как видится автору данной работы, идеальный вариант испытуемого – это юноша, демобилизация которого состоится не позднее, чем через месяц после исследования или же уже состоялась, но не раньше, чем за месяц до исследования. Смысл такого отбора кроется в динамичной природе самоотношения: спустя год после демобилизации самосознание может «потерять» интересуемые критерии. Или же, наоборот, в условиях особого социального уклада армейского быта, самоотношение призывника, только что принявшего присягу может быть заниженным. Также следует отметить еще один очень важный момент: не стоит брать всю выборку из одной войсковой части или из одного рода войск. Важно сформировать репрезентативную выборку, которая способна отразить весь состав ВС РФ относительно критерия рода войск. С этой целью для исследования предполагается отобрать из основных войск: 60 военнослужащих Сухопутных войск, 30 – ВВС, 20 – ВМФ. А также военнослужащих отдельных родов войск: 20 – РВСН, 10 – ВДВ, 10 – войска ВКО. Количество испытуемых скомпонованы приблизительно в соответствие с долью основных войск и отдельных родов войск, занимаемых в ВС РФ.
Контрольная выборка: молодые люди, не проходившие срочную службу в армии в возрасте от 18 до 22 лет. При этом следует отметить, что объем данной выборки должен подбираться в соответствие к объему выборки экспериментальной группы, а точнее, быть равным ему. Аналогично подбирается возраст испытуемых. Кроме того, здесь также важна репрезентативность. Совершенно очевидно, что данная выборка будет представляться гораздо более разнообразной и разноплановой. К компоновке этой группы следует отнестись гораздо более тщательно.
Объем выборки: по глубокому внутреннему убеждению автора данной работы для исследования достаточно 150 испытуемых экспериментальной группы из расчета 30 человек на каждый интересуемый возраст (18, 19, 20, 21, 22). Аналогично подбирается объем выборки контрольной группы.
2.3. Методы математической обработки результатов.
Методы математической обработки позволяют совершать операции с математической моделью исследуемого пространства, выявить необходимые тенденции диагностируемого феномена.
Результаты опроса обрабатываются с помощью ключа (Приложениие 2). После получения результатов от двух независимых выборок необходимо проанализировать их на предмет значимости различий. Для этого предполагается использовать Q-критерий Розенбаума. Однако для проверки по данному критерию необходимо прежде проверить полученные результаты на нормальность распределения. Для этого используется критерий согласия Пирсона. Для этого необходимо:
При этом для каждого из пяти расчетов формулируются две статистические гипотезы:
Н0: полученные значения по данной шкале (напр. по шкале S) экспериментальной группы не имеют нормального распределения.
Н1: полученные значения по данной шкале экспериментальной группы имеют нормальное распределение.
В случае подтверждения альтернативной гипотезы Н1 по каждой шкале обоих выборок следует перейти к проверке результатов на предмет значимости различий между двумя независимыми выборками. При использовании Q-критерия Розенбаума для данного этапа необходимо проверять различия между результатами двух выборок по каждой шкале поочередно. При этом в каждом из пяти расчетов формулируются статистические гипотезы:
Н0: различия значений исследуемого параметра (напр. по шкале S) между двумя выборками не являются статистически значимыми;
Н1: различия значений исследуемого параметра между двумя выборками не являются статистически значимыми.
В случае подтверждения альтернативной гипотезы подтверждается психологическая гипотеза о том, что исследуемый параметр (интегральное чувство «за» или «против», самоуважение, аутосимпатия, ожидание положительного отношения других, самоинтерес) ярче выражен у юношей, прошедших срочную службу в ВС РФ.
Библиографический список
Приложение 1. Текст опросника Столина
1. Думаю, что большинство моих знакомых относятся ко мне с симпатией.
2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.
3. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.
4. Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки.
5. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.
6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности.
7. Мое "Я" всегда мне интересно.
8. Я считаю, что
иногда не грех пожалеть
9. В моей жизни есть или по крайней мере были люди, с которыми я был чрезвычайно близок.
10. Собственное уважение мне еще надо заслужить.
11. Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел.
12. Я вполне доверяю
своим внезапно возникшим
13. Я сам хотел во многом себя переделать.
14. Мое собственное
"Я" не представляется мне
чем-то достойным глубокого
15. Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.
16. Если я и
отношусь к кому-нибудь с
17. Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным.
18. Чаще всего
я одобряю свои планы и
19. Собственные слабости
вызывают у меня что-то
20. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.
21. Некоторые свои
качества я ощущаю как
22. Вряд ли кто-либо
сможет почувствовать свое
23. У меня достаточно
способностей и энергии
24. Часто я не без издевки подшучиваю над собой.
25. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни - это подчиниться собственной судьбе.
26. Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего.
27. К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать.
28. Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским.
29. Быть снисходительным
к своим слабостям вполне
30. У меня не
получается быть для любимого
человека интересным
31. В глубине души
я бы хотел, чтобы со мной
произошло что-то
32. Вряд ли я
вызываю симпатию у
33. Мне бывает
очень приятно увидеть себя
глазами любящего меня
34. Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю у себя, разумно ли это.
35. Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он тут же понял, какое я ничтожество.
36. Временами я сам собой восхищаюсь.
37. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.
38. В глубине души
я никак не могу поверить, что
я действительно взрослый
39. Без посторонней
помощи я мало что могу
40. Иногда я сам себя плохо понимаю.
41. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.
42. Думаю, что другие
в целом оценивают меня
43. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других острую неприязнь.
44. Большинство моих знакомых не принимает меня уж так всерьез.
45. Сам у себя
я довольно часто вызываю
46. Я вполне могу сказать, что уважаю себя сам.
47. Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.
48. В целом меня устраивает то, какой я есть.
49. Вряд ли меня можно любить по-настоящему.
50. Моим мечтам
и планам не хватает
51. Если бы мое второе "Я" существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению.
52. Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.
53. То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.
54. Мои достоинства
вполне перевешивают мои
55. Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести.
56. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю "И по делом тебе".
57. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.
Приложение 2. Ключ к опроснику Столина
Порядок подсчета.
Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком; и утверждения, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком.
Шкала S (интегральная) -
"+": 2, 5, 23, 33, 27, 42, 46, 48, 52, 53, 57.
"-": 6, 9, 13, 14, 16, 18, 30, 35, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 49, 50, 56.
Шкала самоуважения ( I ) -
"+": 2, 23, 53, 57.
"-": 8, 13, 25, 27, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50.
Шкала аутосимпатии ( II) -
"+": 12, 18, 28, 29, 37, 46, 48, 54.
"-": 4, 9, 11, 16, 19, 24, 45, 56.
Шкала ожидания положительного отношения других (III) -
"+": 1, 5, 10, 15, 42, 55.
"-"^ 3, 26, 30, 32, 43, 44, 49.
Шкала самоинтереса (IV) -
"+": 7, 17, 20, 33, 34, 52.
"-": 14, 51.