Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 15:57, контрольная работа
Психология – (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.
Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.
Введение……………………………………………………………………3
1.Психология как наука……………………………………………………4
2.Объект и предмет психологии…………………………………………..7
3.Психолгические явления и психологические факты……………..…..10
Заключение……………………………………………………..…………14
Библиографический список………………………………………………15
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Психология как наука……………………
2.Объект и предмет психологии…………………………………………..7
3.Психолгические явления и психологические факты……………..…..10
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………15
Введение
Психология – (psyche- душа,
и logos-наука)- одна из основных наук о человеке.
Она возникла еще в древней Греции, на
рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые
начали задаваться вопросами о значении души, о различиях
в душах животных и человека, о функциях
и способностях души.
Для чего изучают психологию? Все мы живем
среди людей и волей обстоятельств должны
понимать, учитывать психологию людей,
учитывать свои индивидуальные особенности
психики и личности. Все мы в той или иной
степени психологи. Но наша житейская
психология только выиграет и обогатится,
если мы дополним ее научными психологическими
знаниями.
Психология прошла длинный путь развития,
происходило изменение понимания объекта,
предмета и целей психологии. Психологию определяют как научное исследование
поведения и внутренних психических процессов
и практическое применение получаемых
знаний.
1.Психология как наука
Психология как наука
обладает особыми качествами, которые отличают ее
от других дисциплин. Как систему проверенных
знаний психологию знают немногие, в основном
только те, кто ею специально занимается,
решая научные и практические задачи.
Вместе с тем как система жизненных явлений
психология знакома каждому человеку.
Она представлена ему в виде собственных
ощущений, образов, представлений, явлений
памяти, мышления, речи, воли, воображения,
интересов, мотивов, потребностей, эмоций,
чувств и многого другого. Основные психические
явления мы непосредственно можем обнаружить
у самих себя и косвенно наблюдать у других
людей. В научном употреблении термин «психология»
появился впервые в XVI вв. Первоначально
он относился к особой науке, которая занималась
изучением так называемых душевных, или
психических, явлений, т. е. таких, которые
каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в
результате самонаблюдения.
В XX столетии психологические
исследования вышли за рамки тех
явлений, вокруг которых они на протяжении
веков концентрировались. В этой
связи название «психология» отчасти
утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только
к субъективным,
Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека
и животных, включающая в себя многие субъективные
явления. С помощью одних, таких, например,
как ощущения и восприятие, внимание и память,
воображение, мышление и речь, человек
познает мир. Поэтому их часто называют
познавательными процессами. Другие явления
регулируют его общение с людьми, непосредственно
управляют действиями и поступками. Их
называют психическими свойствами и состояниями
личности, включают в их число потребности,
мотивы, цели, интересы, волю, чувства и
эмоции, склонности и способности, знания
и сознание. Кроме того, психология изучает
человеческое общение и поведение, их
зависимость от психических явлений и,
в свою очередь, зависимость формирования
и развития психических явлений от них.
Человек не просто проникает в мир с помощью
своих познавательных процессов. Он живет
и действует в этом мире, творя его для
себя с целью удовлетворения своих материальных,
духовных и иных потребностей, совершает
определенные поступки. Для того чтобы
понять и объяснить человеческие поступки,
мы обращаемся к такому понятию, как личность.
В свою очередь психические процессы,
состояния и свойства человека, особенно
в их высших проявлениях, вряд ли могут
быть осмыслены до конца, если их не рассматривать
в зависимости от условий жизни человека,
от того, как организовано его взаимодействие
с природой и обществом (деятельность
и общение). Общение и деятельность также
поэтому составляют предмет современных
психологических исследований.
Психические процессы, свойства и состояния
человека, его общение и деятельность
разделяются и исследуются отдельно, хотя
в действительности они тесно связаны
друг с другом и составляют единое целое,
называемое жизнедеятельностью
Изучая психологию и
поведение людей, ученые ищут их объяснение,
с одной стороны, в биологической
природе человека, с другой —
в его индивидуальном опыте, с
третьей — в законах, на основе
которых строится и по которым функционирует общество. В последнем
случае исследуется зависимость психики
и поведения человека от места, занимаемого
им в обществе, от существующей социальной
системы, строя, методов обучения и воспитания,
конкретных отношений, складывающихся
у данного человека с окружающими людьми,
от той социальной роли, которую он играет
в обществе, от видов деятельности, в которых
непосредственно участвует.
Кроме индивидуальной психологии поведения
в круг явлений, изучаемых психологией,
входят и отношения между людьми в различных
человеческих объединениях — больших
и малых группах, коллективах.
2.Объект и предмет психологии
Каждая наука имеет
свой предмет, свое направление познания и с bow конкретный объект исследования
Объект - далеко не весь предмет, а только тот аспект предмета, иногда совсем незначительный, который исследуется субъектом науки, т.е. ученым. Объект - это только аспект предмета, который включен в тот или иной процесс духовного освоения, в познавательную деятельность субъекта. Причем другая часть предмета, и нередко весьма значительная, неизбежно остается за пределами процесса познания.
Учет этого различия особенно важен для понимания специфики отраслей науки, имеющих сложный, многоплановый предмет, к числу которых относится и психология, в которой, как мы уже видели, выявляются все новые и новые объекты исследования.
С учетом этого различия предмет и объект психологии определяются следующим образом.
Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.
На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами. Сточки зрения современной науки психика является своеобразным посредником междусубъективным и объективным, реализует исторически сложившиеся представления о сосуществовании внешнего и внутреннего, телесного и душевного.
Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.
Они имеют в качестве своего объекта: нормы и патологию в психике человека; виды конкретной деятельности, развитие психики человека и животных; отношение человека к природе и обществу и др.
Масштабность предмета
психологии и возможность выделения
в ее составе разнообразных объектов
исследования привело к тому, что
в настоящее время в рамках
психологической науки
Наличие несоизмеримых психологических теорий также порождает проблему различий между предметом и объектом психологии. Для бихевиориста объектом изучения является поведение, для христианского психолога — живое знание греховных страстей и пастырское искусство врачевания их. для психоаналитика — бессознательное и т.д.
Естественно встает вопрос: возможно ли говорить о психологии как единой науке, имеющей общий предмет и объект исследовании, или же следует признать наличие множества психологии?
Сегодня психологи считают,
что психологическая наука
Важнейшим итогом развития любой науки является создание своего категориального аппарата. Эта совокупность понятий составляет как бы скелет, каркас любой отрасли научного знания. Категории — это формы мышления, основные, родовые, начальные понятия; это ключевые моменты, узлы, ступеньки в процессе познания той или иной сферы действительности.
Каждая наука имеет свой комплекс,
набор категорий, свой категориальный
аппарат имеет и
Конечно, указанные психические феномены существуют не отдельно, не изолированно. Они тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Так. например, состояние бодрости обостряет процесс внимания, а состояние подавленности приводит к ухудшению процесса восприятия.
3.Психологические явления и психологические факты
Научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений.
Все психические явления делятся на три группы: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства личности.
Психический процесс - это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.1
Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.2
Психическое отражение - это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы - это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.
Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые. Вся психическая деятельность человека - это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.
Психическое состояние -
это временное своеобразие
Психическое состояние - это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.
Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.
Все психические состояния подразделяются на четыре вида:
1.Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).
2.Эмоциональные (
3.Волевые состояния
- инициативности, целеустремленности,
решительности, настойчивости (
Информация о работе Психолгические явления и психологические факты