Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 16:58, лекция
Обоснование самостоятельного пути развития науки
Объект и предмет психолингвистики
Цель и задачи психолингвистики
Связи психолингвистики с другими науками
Психолингвистика
как наука
Методологические
и теоретические вопросы психолингвистики
План
Информационные источники:
Обоснование самостоятельного пути развития науки
Н. Пронко
статья 1946 г. «Язык и психолингвистика»
Лингвистика
Психология
Обоснование самостоятельного пути развития науки
Лингвистика (языкознание, языковедение)
– наука о естественном человеческом
языке вообще, о всех языках мира как индивидуальных
его представителях,
об общих законах строения и функционирования
человеческого языка
Психология
– наука о психическом отражении действительности (как свойстве высокоорганизованной материи) в процессе деятельности человека;
– наука о порождении, функционировании и строении психического отражения, как опосредующем жизнь индивидов
(А. Н. Леонтьев)
Обоснование самостоятельного пути развития науки
В основе психолингвистики лежат интегрированные научные знания психологии и лингвистики о психическом отражении действительности в процессе языковой деятельности человека
область знания на стыке психологии и лингвистики,
отчасти психология, отчасти лингвистика – своего рода «гибрид»
неточное представление
о системе наук вообще и
об их взаимоотношениях в
Мама + Папа = Я
Обоснование самостоятельного пути развития науки
Мама + Папа = Я
Обоснование самостоятельного пути развития науки
Интеграция двух объектов в реальном мире не может быть сведена к геометрическому наложению. Это процесс появления третьего объекта – абсолютно нового, хотя и имеющего черты первого и второго объектов
Сфера психологии – труды таких психологов, как
Лев Семенович Выготский,
Алексей Николаевич Леонтьев,
Сергей Леонидович Рубинштейн,
Николай Иванович Жинкин
Среда филологии –
Александр Афанасьевич Потебня,
Василий Алексеевич
Иван Александрович Бодуэн де Куртене, Фердинанд де Соссюр,
Лев Владимирович Щерба
Психолингвистика встала на самостоятельный путь развития
Приобрела определенную организацию – организацию научной системы
Обоснование самостоятельного пути развития науки
Научная дисциплина приобретает статус системы, в том случае …
Обоснование самостоятельного пути развития науки
Научная дисциплина приобретает статус системы, только в том случае, если ее компоненты образуют не просто совокупность элементов, а такую целостность, которая может быть непротиворечиво проанализирована как минимум на трех уровня ее организации: концептуальном, инвариативном (субстратном) и структурном
Обоснование самостоятельного пути развития науки
Концептуальный уровень
организации дисциплины предполагает рассмотрение тех учений, тех научных воззрений, которые были положены в ее основу
Стержнем концептуальной основы психолингвистики как научной дисциплины является совокупность и диалектическое единство философских, физиологических, психологических, лингвистических знаний о психике, деятельности, коммуникации, языке, процессе познания объективного мира и личности человека
Обоснование самостоятельного пути развития науки
Концептуальный уровень
Философская концепция отечественной психолингвистики –
постулаты
материалистической философии
Обоснование самостоятельного пути развития науки
Концептуальный уровень
Естественно-научные основы
(анатомо-физиологические,
психофизиологические, нейропсихологические,
собственно психологические) –
Обоснование самостоятельного пути развития науки
Концептуальный уровень
Лингвистические истоки
Обоснование самостоятельного пути развития науки
Концептуальный уровень
Концептуальные положения позво
во-первых, общую стратегию
научного исследования психолин
во-вторых, совокупность базисных / инвариативных понятий научной дисциплины
Инвариативный уровень характеризует основные признаки научной системы, в первую очередь определяет ее понятийно-категориальный аппарат, и обусловливает выбор ведущих принципов познания.
Структурный уровень дефинирует взаимоотношения составляющих систему компонентов
.
Объект и предмет
Инвариативный уровень
Объект
Предмет
Объект и предмет
Объективная реальность,
совокупность конкретных
«Фрейм» – фиксированная
«Деятельностный фрейм» –
Объект
Объект и предмет
Процесс научной абстракции
Моделирование различных абстрактных объектов
Предмет научного познания
в речевых событиях важна
Объект и предмет
На протяжении недолгой
Предмет психолингвистики
Объект и предмет
Основатель отечественной психолингвистики
языковед, доктор филологических (1968)
и психологических (1975) наук. Ректор
Института языков и культур
имени
Л. Н. Толстого (Москва). Труды по психолингвистике,
проблемам речевой деятельности, историографии
российского языкознания, языковой нормы,
папуасских языков, по методике преподавания
иностранных языков.
С 1997 руководитель авторского
Алексей Алексеевич Леонтьев
(1936-2004)
Объект и предмет
Соотношение личности
со структурой и функциями рече
и языком как главной «образующей» образа мира человека, с другой
Предмет психолингвистики
Данное определение предмета
психолингвистики
Объект и предмет
Коммуникация – это не просто процесс передачи информации, а процесс внутренней саморегуляции социума. Общение в социуме определяется полноценность его трех аспектов – коммуникативного (обмен информацией), перцептивного (взаимовосприятие и взаимопонимание), интерактивного (взаимодействие)
Объект и предмет
Языковая система – не просто система кодовых знаков, одна из семиотических систем, а система специфических ориентиров, необходимая для деятельности человека в окружающем его предметно-социальном мире: Homo sapiens – homo loquens. Процесс овладения языком в этом случае может рассматриваться как процесс перехода на новый образ мира
Объект и предмет
Речевая деятельность – в психолингвистике рассматривается не просто как процесс кодирования и декодирования заранее данного «содержания», а как процесс в котором это «содержание» формируется.
И тогда речевая деятельность является
одной из составляющих
Объект и предмет