Психолингвистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 16:58, лекция

Краткое описание

Обоснование самостоятельного пути развития науки
Объект и предмет психолингвистики
Цель и задачи психолингвистики
Связи психолингвистики с другими науками

Вложенные файлы: 1 файл

Psikholingvistika_lk_1.ppt

— 1.60 Мб (Скачать файл)

 
Психолингвистика  
как наука 
 
Методологические и теоретические вопросы психолингвистики 
 
 

  • Обоснование самостоятельного пути развития науки
  • Объект и предмет психолингвистики
  • Цель и задачи психолингвистики
  • Связи психолингвистики с другими науками
  • Методы научного поиска
  • Основные постулаты отечественной психолингвистической теории

 

План

Информационные источники:

 

  • Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики: учебник / А. А. Леонтьев.  – М. : Смысл, 2005. – 304 с.

 

  • Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие / В. П. Глухов. – М. : АСТ: Астрель, 2005. – 256 с.
  • Теория речевой деятельности: хрестоматия / под ред. Р. И. Лалаевой. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. – 456 с.
  • Львов, М. Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. – М. : Академия, 2002. – 248 с.
  • Фрумкина, Р. М. Психолингвистика / Р. М. Фрумкина – М. : Владос, 2001. – 320 с.

 

 

 

 

Обоснование самостоятельного  пути развития науки

 

Н. Пронко 

статья 1946 г. «Язык и психолингвистика»

 

 

 

 

 

 

 

 

Лингвистика

 

 

 

 

 

 

 

 

Психология

 

 

 

 

 

 

Обоснование самостоятельного  пути развития науки

 

Лингвистика (языкознание, языковедение)

  – наука о естественном человеческом языке вообще, о всех языках мира как индивидуальных его представителях,  
об общих законах строения и функционирования человеческого языка

 

Психология

  – наука о психическом отражении действительности (как свойстве высокоорганизованной материи) в процессе деятельности человека;

  – наука о порождении, функционировании и строении психического отражения, как опосредующем жизнь индивидов

(А. Н. Леонтьев)

Обоснование самостоятельного  пути развития науки

 

  В основе психолингвистики лежат интегрированные научные знания психологии и лингвистики о психическом отражении действительности в процессе языковой деятельности человека

 

  область знания на стыке психологии и лингвистики,

  отчасти психология, отчасти лингвистика – своего рода «гибрид»

 

неточное представление  о системе наук вообще и  об их взаимоотношениях в частности

 

Мама + Папа = Я

Обоснование самостоятельного  пути развития науки

 

Мама + Папа = Я

Обоснование самостоятельного  пути развития науки

 

  Интеграция двух объектов в реальном мире не может быть сведена к геометрическому наложению. Это процесс появления третьего объекта – абсолютно нового, хотя и имеющего черты первого и второго объектов

 

Сфера психологии – труды таких психологов, как

Лев Семенович Выготский,

Алексей Николаевич Леонтьев,

Сергей Леонидович Рубинштейн,

Николай Иванович Жинкин

 

Среда филологии – 

Александр Афанасьевич Потебня,

Василий Алексеевич Богородицкий,

Иван Александрович Бодуэн де  Куртене, Фердинанд де Соссюр,

Лев Владимирович Щерба

 

Психолингвистика встала на самостоятельный путь развития

 

Приобрела определенную  организацию – организацию научной системы

 

Обоснование самостоятельного  пути развития науки

 

  Научная дисциплина приобретает статус системы, в том случае …

Обоснование самостоятельного  пути развития науки

 

  Научная дисциплина приобретает статус системы, только в том случае, если ее компоненты образуют не просто совокупность элементов, а такую целостность, которая может быть непротиворечиво проанализирована как минимум на трех уровня ее организации: концептуальном, инвариативном (субстратном) и структурном

 

Обоснование самостоятельного  пути развития науки

 

Концептуальный уровень 

   организации дисциплины предполагает рассмотрение тех учений, тех научных воззрений, которые были положены в ее основу

 

    Стержнем концептуальной основы психолингвистики как научной дисциплины является совокупность и диалектическое единство философских, физиологических, психологических, лингвистических знаний о психике, деятельности, коммуникации, языке, процессе познания объективного мира и личности человека

 

Обоснование самостоятельного  пути развития науки

 

Концептуальный уровень 

   

 

Философская концепция отечественной психолингвистики – 

 

постулаты 

материалистической философии

   

Обоснование самостоятельного  пути развития науки

 

Концептуальный уровень 

   

 

Естественно-научные основы 

    (анатомо-физиологические, психофизиологические, нейропсихологические,  
собственно психологические) –

  • учение о закономерностях формирования безусловных и условных рефлексах и их связях – работы Ивана Михайловича Сеченова (о рефлекторной природе сознательной и бессознательной деятельности) и исследования Ивана Петровича Павлова (о природе условного рефлекса);
  • учение о высшей нервной деятельности – исследования И. П. Павлова и его последователей;
  • учение об организации двигательных актов Николая Александровича Бернштейна;
  • учение о развитии и формировании функциональных систем – работы Петра Кузьмича Анохина (учение о системогенезе);
  • учение о системной динамической локализации высших психических функций – исследования Александра Романовича Лурии (учение о структурно-функциональном строении мозга)
  • учение о развитии и формировании высших психический функций в аспекте деятельностного подхода – исследования Льва Семеновича Выготского и его научных адептов (учение о природе высших психических функций, учение об интериоризации высших психических функций);
  • психологическая концепция деятельности – работы Алексея Николаевича Леонтьева и Сергея Леонидовича Рубинштейна;
  • теория поэтапного формирования умственных действий Петра Яковлевича Гальперина

 

 

   

Обоснование самостоятельного  пути развития науки

 

Концептуальный уровень 

   

 

Лингвистические истоки

  • научные воззрения Вильгельма фон Гумбольдта (идея речевой деятельности, понимание языка как связующего звена между социумом – «общественностью» – и человеком);
  • научные концепции Александра Афанасьевича Потебни (теория происхождения и развития языка как общественного явления, концепции взаимоотношений языка и мышления, языка и нации, разработка основ семасеологии);
  • научные доктрины Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ (учение о языковой системе, учение о синхронии и диахронии языка, идея о необходимости разграничения языка и речи, учение о фонеме, концепция речевой патологии);
  • теории Фердинанда де Соссюра (разработка социологического направления в языкознании, концепция онтологии языка как семиотической системы, теория языка как системы-структуры, введение понятия «языковой способности», концепция «лингвистического знака»);
  • концепции Льва Владимировича Щербы (концепция языковой деятельности, введение понятия «психофизиологической речевой организации индивида», учение о трояком аспекте языковых явлений, идея о языковой рефлексии, положения о методах исследования языка, в том числе и об эксперименте в языкознании)

 

   

Обоснование самостоятельного  пути развития науки

 

Концептуальный уровень 

   

 

Концептуальные положения позволяют определить,

 

во-первых, общую стратегию  научного исследования психолингвистики;

 

во-вторых, совокупность базисных / инвариативных понятий научной дисциплины

 

Инвариативный уровень характеризует основные признаки научной системы, в первую очередь определяет ее понятийно-категориальный аппарат, и обусловливает выбор ведущих принципов познания.

 

Структурный уровень дефинирует взаимоотношения составляющих систему компонентов

 

.

Объект и предмет психолингвистики

 

Инвариативный уровень

 

 

Объект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет

 

 

 

 

 

 

 

 

Объект и предмет психолингвистики

 

Объективная реальность, совокупность конкретных событий  или ситуаций в той или иной  ее области 

 

«Фрейм» – фиксированная система  параметров, описывающих то или  иное событие

 

«Деятельностный фрейм» – исследуемые  события  характеризуются по параметрам  того или иного акта деятельности  и его компонентов

 

 

 

 

 

 

 

 

Объект

 

 

 

 

 

 

 

Объект и предмет психолингвистики

 

Процесс научной абстракции

 

 

 

 

 

 

 

Моделирование различных  абстрактных объектов

 

 

 

 

 

 

Предмет научного познания

 

 

 

 

 

 

в речевых событиях  важна 

 

  •   для лингвиста – система средств выражения коммуникативной интенции,
  • для психолога – процесс отражения действительности в речи,
  • для медика-патолога – возможные отклонения от нормального течения этого процесса

 

 

 

 

 

Объект и предмет психолингвистики

 

На протяжении недолгой истории  развития психолингвистики, по сравнению  с иными науками, разные исследователи  дали ее предмету определенное  множество дефиниций. Каждый из  них развивал положения той  научной школы, к которой принадлежал, и этом соответствии ставил  перед собой задачи научного  поиска. «Молодость» психолингвистики  обусловила и тот факт, что  даже одним исследователем ее  предмет определялся неоднозначно

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет психолингвистики

 

 

 

 

 

 

 

Объект и предмет психолингвистики

 

 

Основатель отечественной  психолингвистики

 

языковед, доктор филологических (1968) и психологических (1975) наук. Ректор  Института языков и культур  имени  
Л. Н. Толстого (Москва). Труды по психолингвистике, проблемам речевой деятельности, историографии российского языкознания, языковой нормы, папуасских языков, по методике преподавания иностранных языков.

С 1997 руководитель авторского коллектива  и основной автор Образовательной  программы «Школа 2100»

 

 

 

 

 

 

 

Алексей Алексеевич Леонтьев 
(1936-2004) 

Объект и предмет психолингвистики

 

Соотношение личности

со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны,

и языком как главной «образующей» образа мира человека, с другой

 

 

 

 

 

 

 

Предмет психолингвистики

 

 

 

 

 

 

 

 

Данное определение предмета  психолингвистики детерминировано  современным пониманием рече-языковой  действительности, ее главных составляющих 

 

 

 

 

 

 

 

Объект и предмет психолингвистики

 

Коммуникация – это не просто процесс передачи информации, а процесс внутренней саморегуляции социума. Общение в социуме определяется полноценность его трех аспектов – коммуникативного (обмен информацией), перцептивного (взаимовосприятие и взаимопонимание), интерактивного (взаимодействие)

 

 

 

 

Объект и предмет психолингвистики

 

Языковая система – не просто система кодовых знаков, одна из семиотических систем, а система специфических ориентиров, необходимая для деятельности человека в окружающем его предметно-социальном мире: Homo sapiens – homo loquens. Процесс овладения языком в этом случае может рассматриваться как процесс перехода на новый образ мира

 

 

 

 

Объект и предмет психолингвистики

 

Речевая деятельность – в психолингвистике рассматривается не просто как процесс кодирования и декодирования заранее данного «содержания», а как процесс в котором это «содержание» формируется.

И тогда речевая деятельность  является 

одной из составляющих сложного  триединого комплекса – мысле-рече-языковой деятельности человека

 

 

 

 

 

Объект и предмет психолингвистики

Информация о работе Психолингвистика