Психолингвистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 16:58, лекция

Краткое описание

Обоснование самостоятельного пути развития науки
Объект и предмет психолингвистики
Цель и задачи психолингвистики
Связи психолингвистики с другими науками

Вложенные файлы: 1 файл

Psikholingvistika_lk_1.ppt

— 1.60 Мб (Скачать файл)

 

Языковая способность – устойчивое свойство личности, формирующиеся в психике носителя языка в процессе онтогенетического развития

 

 

 

 

Цель и задачи психолингвистики

 

Цель –

 

создание моделей мысле-рече-языковой  деятельности человека

 

 

 

 

Цель и задачи психолингвистики

 

Создание моделей разноаспектных  явлений развития, формирования  и функционирования мысле-рече-языковой  деятельности личности позволит  теоретически осмыслить и решить  ряд практических задач, стоящих перед человечеством

 

 

 

 

  •  речевое воспитание детей нормально и аномально развивающихся
  • обучение родному и иностранному языкам
  • решение общих и частных вопросов логопедии
  • решение проблем речевого воздействия
  • решение проблем информатики

 

 

 

 

 

Связи психолингвистики с другими  науками

 

Психолингвистика, благодаря своему предмету, занимает свое, специфическое, место в общей системе наук о человеке

 

Психолингвистика и философия –

общее понимание законов объективного  мира определяет и подходы  к закономерностям развития, формирования  и функционирования мысле-рече-языковой  деятельности личности

Связи психолингвистики с другими  науками

 

Психолингвистика и система  психологических наук –

психическое отражение реальности  личностью базируется на мысле-рече-языковой  деятельности: речь индивида –  форма существования сознания  для другого (С. Л. Рубинштейн)

 

Само понятие мысле-рече-языковой  деятельности восходит к трактовке  структуры и признаков деятельности  человека в целом. Мысле-рече-языковая  деятельность рассматривается как  частный случай деятельности  человека вообще и подчиняющийся  ее общим законам, хотя и имеющий  качественные особенности

 

  •  Теоретический аспект
  • Практический аспект

Связи психолингвистики с другими  науками

 

Теоретический аспект 

 

  •  общая психология (преставления о высших психических функциях, о личности, о деятельности),
  • когнитивная психология (представления о процессе познания, о когнитивной способности),
  • социальная психология (представления об обществе, о социальном взаимодействии, о законах развития социума),
  • психология общения (представления о процессе коммуникации и его участниках),
  • возрастная психология (представления об онтогенезе психики, об общих и частных законах развития),
  • этнопсихология (представления о национальной специфике)

Связи психолингвистики с другими  науками

 

Практический аспект 

 

  •  педагогическая психология,
  • патопсихология,
  • медицинская психология,
  • нейропсихология,
  • специальная психология,
  • инженерная психология,
  • космическая психология,
  • военная психология,
  • психология труда и эргономика,
  • судебная и юридическая психология,
  • политическая психология,
  • психология массовой коммуникации

 

Связи психолингвистики с другими  науками

 

Психолингвистика и система  лингвистических наук –

понимание многозначности языковой  системы и особенностей ее  функционирования в системе деятельности  человека

 

  •  Теоретический аспект

Связи с общим / теоретическим  языкознанием основываются на  представлениях о языковой системе, ее элементах, структуре, функциях

 

  •  Практический аспект

связи с такими прикладными  дисциплинами, как:

  • социолингвистика,
  • этнолингвистика,
  • интерлингвистика,
  • паралингвистика,
  • компьютерная лингвистика

Связи психолингвистики с другими  науками

 

Психолингвистика 

и система наук медицинского  цикла –

понимание анатомо-физиологических/морфо-функциональных  основ деятельности речевого  аппарата

 

Наиболее тесные, взаимовыгодные, связи с такими дисциплинами, как:

 

  •  …

Методы научного поиска

 

  •  организационные (комплексный, сравнительный, лонгитюдинальный)
  • эмпирические (обсервационные, экспериментальные, психодиагностические, праксио­метрические, биографические)
  • объективного клинического и параклинического исследования
  • обрабатывающие – количественного (математико-статистический) и качественного анализа
  • интерпретационные (теоретические)

Основные постулаты  
отечественной психолингвистической теории

 

  •  Осуществление психолингвистического анализа по единицам речи
  • Трактовка единицы анализа в деятельностной парадигме 
  • Учет эвристичности мысле-рече-языковой деятельности
  • Отражение взаимоотношения опосредованного языком образа мира человека и деятельности речевого общения
  • Учет механизма вероятностного прогнозирования.
  • Знание о взаимообусловленности и взаимопроникновении воспроизводящего и воспринимающего речевых процессов

                 
 
 
Выводы 

Выводы

 

  • Психолингвистика не является гибридом психологии и лингвистики, это самостоятельная научная дисциплина, имеющая организацию научной системы
  • Концептуальная основа психолингвистики – диалектическое  единство философских, естественно-научных, лингвистических знаний о психике, деятельности, коммуникации, языке, процессе познания объективного мира и личности человека
  • Психолингвистика благодаря своему предмету занимает свое, специфическое место в системе наук о человеке
  • Задачи психолингвистики детерминируют структуру научной дисциплины
  • Ключевые постулаты определяют специфику терминологии понятийно-категориального аппарата научной дисциплины

 

                 
 
 
Вопросы и               задания 

       
 
 
 
 
1. На основании анализа специальной литературы составить схемы:  
а) «Формирование функциональных систем» (учение о развитии и формировании функциональных систем – работы П. К. Анохина (учение о системогенезе));  
б) «Мозговая организация речи как высшей психической функции» (учение о системной динамической локализации высших психических функций – исследования А. Р. Лурии (учение о структурно-функциональном строении мозга));  
в) «Иерархическая организация деятельности» (исследования А. Н. Леонтьева);  
г) «Фазная организация деятельности» (исследования С. Л. Рубинштейна)  
д) «Строение речевого аппарата»  
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Выписать из лингвистического словаря термины, характеризующие язык как структуру и систему.  
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       
 
 
 
 

 

 

 

    3. Подобрать литературу, составить библиографию, развернутый план ответа по теме «Психолингвистика в системе наук о человеке: связи с такой психологической дисциплиной, как …». На конкретных примерах доказать взаимосвязь данных наук.  
 
 
 
 
 
 
 
 

                 
 
 
Бонусные               задания 

       
 
 
 
 
1. Опираясь на имеющиеся знания, представить основные этапы развития психолингвистического учения в виде схемы «История развития психолингвистики»  (ассоцианистское направление в психолингвистике пятидесятых годов; трансформанистское направление в психолингвистике шестидесятых годов; «Новая психолингвистика» и когнитивная психология; отечественная психолингвистическая школа) 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Одним из основных методов научного познания является лабораторный эксперимент – охарактеризовать специфику его применения в психолингвистике. Указать основные требования, предъявляемые к организации и проведению лабораторного эксперимента.  
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       
 
 
 
 

 

 

 

   3. На основании изученного материала заполнить таблицу «Сравнительная характеристика видов лингвистического эксперимента» 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       
 
 
 
 

 

 

 

  4. Психолингвистические исследования явлений и закономерностей мысле-рече-языковой деятельности детей предоставляют возможность для развития теории и совершенствования практики специальной педагогики и психологии. Опираясь на имеющиеся знания, представить информацию в виде схемы «Значение психолингвистических исследований для специальной педагогики и психологии».

 
 
 
 
  
 
 
 
 

Спасибо за внимание 

 

45


Информация о работе Психолингвистика