Психологии управления как науки.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:35, контрольная работа

Краткое описание

Психология управления как наука продуцирует психологические знания, применяемые при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива.
Личность работника изучается рядом психологических дисциплин, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология. Вместе с тем рабочая группа или трудовой коллектив изучается социальной и педагогической психологией.
Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность — это не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.

Содержание

1. Общая характеристика психологии управления как науки.
2. Психологический подход в современных теориях управления.
3. Основные функции руководителя и их психологическая характеристика.

Вложенные файлы: 1 файл

КР по психологии.docx

— 39.20 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Общая характеристика психологии управления как науки.

2. Психологический подход в современных теориях управления.

3. Основные функции руководителя и их психологическая характеристика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика психологии управления как науки.

Психология управления как  наука продуцирует психологические  знания, применяемые при решении  проблемы управления деятельностью  трудового коллектива.

Личность работника изучается  рядом психологических дисциплин, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология. Вместе с тем рабочая группа или трудовой коллектив изучается социальной и педагогической психологией.

Отличительную особенность  психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность — это не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся  правилам и нормам этой организации  и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.

Правила, нормы и требования - организации предполагают и порождают особые психологические отношения между людьми, которые существуют только в организации — это управленческие отношения людей.

Социально-психологические  отношения выступают как взаимоотношения  людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т.е. ее реальным содержанием. Управленческие отношения составляют организованную совместную деятельность, делают ее организованной. Иначе говоря, это не отношения  в связи с деятельностью, а  отношения, образующие совместную деятельность.

В социальной психологии отдельный  работник выступает как часть, как  элемент целого, т.е. социальной группы, вне которой его поведение  не может быть понятым.

В психологии управления и  отдельный работник, и социальная группа, и коллектив выступают  в контексте организации, в которую  они входят и без которой их анализ в плане управления оказывается  неполным.

Изучение личности работника  в организации, анализ влияния организации  на социально-психологическую структуру  и развитие коллектива — таковы главные темы исследований в психологии управления.

В психологии управления, в  отличие от психологии труда, например, актуальна не проблема соответствия работника его профессии, не проблема профессионального отбора и профессиональной ориентации, а проблема соответствия работника организации, проблема отбора людей в организацию и их ориентации в отношении особенностей данной организации.

В психологии управления, в  отличие от социальной психологии труда, объектом изучения становятся не просто отношения людей в коллективе или социальной группе, а отношения  людей в организации, т.е. в условиях, когда действия каждого участника  совместной деятельности заданы, предписаны, подчинены общему порядку работ, когда участники связаны друг с другом не просто взаимной зависимостью и взаимной ответственностью, но и ответственностью перед законом. Объект изучения психологии управления составляют люди, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно полезные цели.

Подходы к пониманию предмета психологии управления многообразны, что в известной мере свидетельствует  о сложности этого феномена. Так, психологи Е. Е. Вендров и Л. И. Уманский выделяют следующие аспекты  предмета психологии управления:

— социально-психологические  вопросы производственных групп  и коллективов;

— психология деятельности руководителя;

— психология личности руководителя;

— психологические проблемы подбора руководящих кадров;

— психолого-педагогические проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров.

Психологи В. Ф. Рубахин и А. В. Филиппов в предмет психологии управления включают:

— функционально-структурный  анализ управленческой деятельности;

—социально-психологический  анализ производственных и управленческих коллективов и взаимоотношений  в них людей;

— психологические проблемы взаимоотношений между руководителем  и подчиненными и другие.

Обобщая все сказанное, можно  сделать вывод, что предмет психологии управления — это совокупность психических явлений и  отношений в организации, в частности:

— психологические факторы  эффективной деятельности менеджеров;

— психологические особенности  принятия индивидуальных и групповых  решений;

— психологические проблемы лидерства;

— проблемы мотивации поведенческих  актов субъектов управленческих отношений и другое.

Можно утверждать, что в  предмет изучения психологии управления, органично входят традиционные социально-психологические  явления (лидерство, психологический  климат, психология общения и т.п.), психологические проблемы трудовой деятельности (психические состояния  в рамках трудовой деятельности, например), общей психологии (психологическая  теория деятельности, теория личности, теория развития), и других прикладных направлений психологии.

Среди специалистов в области  психологии управления достигнуто единство в отношении представления о наиболее актуальных для организации психологических проблем. К их числу относят следующие:

— повышение профессиональной компетентности руководителей (менеджеров) всех уровней, т.е. совершенствование  стилей управления, межличностного общения, принятия решений, стратегического планирования и маркетинга, преодоление стрессов и другое;

— повышение эффективности  методов подготовки и переподготовки управленческого персонала;

— поиск и активизация  человеческих ресурсов организации;

— оценка и подбор (отбор) менеджеров для нужд организации;

—оценка и улучшение социально-психологического климата, сплочение персонала вокруг целей организации.

Психология управления как  наука и практика призвана обеспечить психологическую подготовку менеджеров, сформировать или развить их психологическую  управленческую культуру, создать необходимые  предпосылки для теоретического понимания и практического применения важнейших проблем сферы управления, к которым следует отнести:

— понимание природы управленческих процессов;

— знание основ организационной  структуры;

—четкое представление об ответственности менеджера и  ее распределении по уровням ответственности;

— знание способов повышения  эффективности управления;

— знание информационной технологии и средств коммуникации, необходимых  для управления персоналом;

— умение устно и письменно  выражать свои мысли;

— компетентность в отношении  управления людьми, отбора и подготовки специалистов, способных к лидерству, к оптимизации служебных и  межличностных взаимоотношений  среди работников организации; 

—способность планировать  и прогнозировать деятельность организации  с использованием средств вычислительной и компьютерной техники;

— умение оценивать собственную  деятельность, делать правильные выводы и повышать свою квалификацию, исходя из требований текущего дня и ожидаемых  изменений в будущем.

 

2. Психологический подход в современных теориях управления.

Можно выделить основные тенденции  современного этапа развития теории управления. Первая связана с приданием  большей, чем ранее, значимости материальной, технологической базе организаций  в плане управления ею. Огромную роль в этом плане сыграла «компьютерная  революция», создавшая качественно  новую по своим возможностям техническую  базу управления, а также другие крупные достижения научно-технического прогресса.

Вторая, еще более мощная тенденция состоит в дальнейшей демократизации управления. Сейчас уже  не подлежит сомнению, что будущее  менеджмента — за демократическими «партисипативными» (соучаствующими) формами управления. Привлечение  персонала к выполнению управленческих функций есть главное условие  для действия фундаментального социально-психологического феномена, обозначаемого понятием «размораживания  потенциала группы». Проще говоря —  это механизм полной реализации потенциала организации для управления ею, превращения  ее из объекта управления в субъект  самоуправления.

Третья тенденция —  интернационализация менеджмента  и бизнеса и порожденные ею новые проблемы управления. Это, например, проблема кросс-культурного переноса принципов и форм управления, проблема учета национальных менталитетов в сфере управления и др.

По мнению большинства  исследователей, все эти и другие тенденции привели к тому, что  сегодня сформировалась новая парадигма  управления. Она обозначается, как  «тихая управленческая революция», а  ее ключевыми чертами являются следующие:

1. Отказ от управленческого  рационализма классических школ  менеджмента, состоящего в убеждении,  что ключ к успеху управления  лежит в правильном воздействии  на внутренние факторы организации.  Вместо этого на первый план  выдвигается проблема гибкости  и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Последняя диктует стратегию и тактику управления, определяет структуру организации и формы управления ею.

2. Использование в управлении  теории систем позволило не  только сформулировать новый  взгляд на организацию как  «органическое целое», имеющее свою  логику и законы, но и выделить  ряд универсальных переменных  любой системы, контроль за  которыми составляет основу эффективного  управления.

3. Ситуационный подход  к управлению, составляющий доминанту  современной теории и практики  управления. Главный его тезис  - вся организация внутри предприятия  есть не что иное, как ответ  на различные по своей природе  воздействия извне.

4. Признание социальной  ответственности менеджмента как  перед обществом в целом, так  и перед индивидом, работающим  в организациях. Как отмечается в, "важнейшей характеристикой менеджмента на современном этапе является ориентация на новую социальную группу в организациях - когнитариат". Он не может рассматриваться как только один из экономических факторов, а трактуется как ключевой ресурс, эффективное использование и наращивание которого становится самой основной задачей менеджмента. Эти и другие положения являются основными принципами современной теории управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные функции руководителя и их психологическая характеристика.

Эффективность управленческой деятельности зависит от целого ряда факторов.

Одними из важнейших факторов, влияющих на эффективность управления, являются личностные качества руководителя.

В психологии управления сложились  разные подходы к рассмотрению вопроса, связанного с субъектом управления. Что следует понимать под категорией «субъект управления?»

В обыденном сознании категория  «субъект управления» отождествляется  с такими понятиями, как руководитель, начальник, лидер, директор, заведующий, менеджер, командир и др. В отечественной  психологии управления разводят управление в формальных и неформальных структурах. С управлением в неформальных структурах в большей степени  отождествляется понятие лидерства, а в формальных - руководства. Американский менеджмент отождествляет понятия  лидер и менеджер. Поэтому по традициям  американского менеджмента, если последний  в течение шести месяцев не становится общепризнанным лидером  в своей структуре, он должен освободить занимаемую должность. Хотя теоретически Гарвардская школа бизнеса разводит эти понятия. Рассмотрим, какими же основными качествами должен обладать современный руководитель? На мой взгляд, целесообразно рассмотреть этот вопрос рассмотрев основные функции руководителя. Под управленческой функцией (лат. functio - исполнение, деятельность, совершение) следует понимать, «совокупность однородных повторяющихся задач, которые необходимо решить для обеспечения нормальной жизнедеятельности данной системы, ее перевода из одного состояния в другое, более полно отвечающее предъявляемым требованиям». Именно они определяют набор тех качеств, которыми должен обладать руководитель, что бы он мог успешно выполнять возложенные на него функции. Следует подчеркнуть, что специалисты по управлению рассматривают функции управления в рамках административной роли руководителя, в рамках управленческого цикла. Психология управления рассматривая функции руководителя, берет за основу классификации все многообразие его социально-политических и воспитательных обязанностей.

Информация о работе Психологии управления как науки.