Психологии управления как науки.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:35, контрольная работа

Краткое описание

Психология управления как наука продуцирует психологические знания, применяемые при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива.
Личность работника изучается рядом психологических дисциплин, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология. Вместе с тем рабочая группа или трудовой коллектив изучается социальной и педагогической психологией.
Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность — это не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.

Содержание

1. Общая характеристика психологии управления как науки.
2. Психологический подход в современных теориях управления.
3. Основные функции руководителя и их психологическая характеристика.

Вложенные файлы: 1 файл

КР по психологии.docx

— 39.20 Кб (Скачать файл)

Выделяя функции управления, необходимо учитывать уровень организации  и соответственно уровень руководителя. В первичных коллективах руководящая  деятельность в большей степени  связана с организаторской деятельностью, в организациях более высокого уровня они разводятся.

Основная цель, содержание любой управленческой функции состоит из двух компонентов:

- анализа состояния системы,  контроля ее основных параметров  количественного определения тех  факторов, которые выводят систему  из состояния равновесия, и причин  их появления;

- определения состава  мероприятий, направленных на  оптимизацию процесса управления.

Мы остановимся на рассмотрении шести основных функции в управленческой деятельности.

Целепологание. Данная функция предполагает ее выполнение с учетом реальной социально-экономической, внутриорганизационной ситуаций, а также требований, предъявляемых вышестоящим руководством. И, исходя из этого, осуществлять корректировку целей с учетом складывающейся обстановки.

Иногда функцию целеполагания  отождествляют с функцией планирования, сводят их воедино. Но их следует различать исходя из уровня управленческой деятельности. Чем он выше, тем более значима в деятельности руководителя функция целеполагания. Целеполагание никогда никому не делегируется, а функция планирования на определенных уровнях руководства может делегироваться соответствующим работникам.

Функция планирования. Функция планирования тесно взаимосвязана с функцией целеполагания. Любой уровень планирования осуществляется исходя из тех целей, которые стоят перед организацией. Планирование является элементом любой экономической системы. Для советской управленческой культуры было характерно директивное планирование. Его элементы сохраняются до сих пор. В современных экономических условиях оно должно уступить место вероятностным моделям в планировании. В мировой хозяйственной системе такие модели получили достаточно широкое распространение. Его смысл заключается в создании (разработке) нескольких возможных вариантов (от 2 до 5-7) будущего развития организации, как на ближайшую, так и на далекую перспективу (5-20 лет).

Основой любого вида планирования является объективный анализ состояния и перспективных возможностей организации. Этот анализ должен касаться всех сторон деятельности организации. Цель данного анализа - выявить причины имевших место неудач, потенциальные возможности, имеющиеся резервы.

Наряду с анализом, выполнение данной функции предполагает и диагностическую  деятельность. Прогнозирование является важнейшим инструментом принятия управленческих решений на основе анализа системы показателей: качественных (ориентиров деятельности) и количественных соответствующих заданий, конъюнктуры и потребностей рынка.

Факторы, влияющие на реализацию функции планирования:

- неопределенности;

- организационные;

- психологические.

Более подробно остановимся  на рассмотрении психологических факторов. При этом необходимо учитывать, что  на разных иерархических уровнях  управленческой деятельности и в  различных формах собственности  проявление этих факторов будет иметь  свои особенности.

Проблемы мышления связаны  с процессом принятия решения  на реализацию данной функции и связаны  с особенностями управленческого  мышления: видеть не только завтрашний день, но и перспективу во всей ее совокупности с возможными изменениями  и даже потрясениями.

Планирование с точки  зрения мотивации связано с формированием  определенных намерений, либо личных, либо групповых, которые в свою очередь  обеспечивают сохранение мотивационного значения перспективной цели.

При планировании психологически важно ориентировать сотрудников  на высокие цели и крупномасштабные задачи. Служение высоким целям и  идеалам способствует росту самоуважения и развитию креативности, тем более  что практика показывает: во многих случаях цели недопустимо занижаются.

Проблемы волевой регуляции  связаны с тем, что жесткие  планы в современных рыночных условиях зачастую вступают в противоречия с действительностью. В этой ситуации руководитель оказывается перед  дилеммой: либо сорвать его выполнение, либо выполнить любой ценой. Это  приводит к серьезным социально-психологическим  переживаниям, на фоне которых теряется смысл реализации этой функции.

Переход от жесткого планирования к гибкому прогнозированию изменений, опирающемуся на объективные данные, и на этой основе составление вероятностных  планов деятельности позволяет значительно  снизить эти негативные явления.

Таким образом, под планированием  следует понимать функцию управления, процесс разработки планов, где предусматриваются  сроки, этапы и показатели управленческой деятельности, просчитываются необходимые  ресурсы и возможный конечный результат.

Характеризуя функции  целеполагания и планирования, следу  подчеркнуть, что все остальные  функции-организации, координации стимулирования и контроля - подчинены их обеспечению.

Эффективность управленческой деятельности во многом и предопределяется организационным началом. Самое  мудрое управленческое решение не будет реализовано, если не организовано его исполнение, исполнителю не ясна его цель, и оно не подкреплено соответствующей стимуляцией и мотивацией.

Термин «организация» (от лат. organize - придаю стройный вид, устраиваю) в психологии управления имеет двоякий смысл.

Организация как функция  управления обеспечивает упорядочивание всех сторон деятельности управляемой системы на всех ее иерархических уровнях, направленных на реализацию программных целей и планов развития.

Организация как некое  объединение, коллектив, усилия которого направлены на достижение конкретных, общих целей данного коллектива.

Образно организацию управления на любом уровне можно определить как обеспечение перехода из имеющегося состояния в желаемое. Задачей  организации управления является определение  способов, с помощью которых можно  перевести с наименьшими затратами  и в минимальные сроки имеющиеся  в действительности показатели в  планируемое состояние.

В науке управления весьма велик диапазон взглядов на порядок  реализации функции организации. Разработаны  и практически реализованы множество  методов организации управления при различных подходах к вопросам собственности и разной степени  демократизации общества. От единоличного распоряжения и решения всех вопросов - до коллективного.

Современная концепция организации  управления предполагает решающую роль коллектива в принятии стратегических управленческих решений, а коллегиальный  стиль управления имеет значительные преимущества. Однако при этом принятие управленческих решений остается прерогативой высшего руководящего звена. Но специалисты  оказывают существенное влияние  на процессы стратегического управления, ими вносят свои предложения, выдвигают, отстаивают, опровергают те или иные альтернативы, оценивают проекты и варианты, выявляя, таким образом, наилучшие решения. Развитие системы самоуправления, широкое вовлечение в систему управления трудового коллектива, развитие его сознательного, творческого отношения к задачам организации является одним из основных направлений совершенствования реализации функции организации.

Делегирование осуществляется в процессе повседневной будничной  работы.

Основные правила эффективности  делегирования полномочий:

- делегирование осуществляется  заблаговременно;

- делегированные полномочия  должны соответствовать способностям  и возможностям сотрудников;

- при делегировании обязательны мотивация и стимулирование;

- задача или работа, как  правило, делегируется целиком;

- объяснение смысла и  сути делегирования;

- однородные задачи делегируются, как правило, одному и тому  же сотруднику;

- не делегируются одни  и те же полномочия нескольким  сотрудникам;

- всесторонний инструктаж  при передаче полномочий;

- контроль за выполнением делегированных полномочий;

- ресурсное обеспечение  (информационное и временное);

- оказание поддержки.

Функция координации - при возникновении несоответствия между элементами созданной организационной системы, направленной на претворение в жизнь планов, появляется необходимость осуществления определенной ее корректировки. В этом и заключается смысл функции координации.

Под координацией понимается согласование действий элементов внутри социальной системы и внешних  систем по отношению к рассматриваемой  системе для достижения общих  целей.

Для того чтобы организация  могла выполнить стоящие перед  ней цели, ее задачи должны быть скоординированы. Это осуществляется при помощи вертикального  разделения труда. Посредством этой функции осуществляется поддержание  управляемых процессов в рамках, заданных соответствующей программой, планом.

Функция контроля. Под контролем следует понимать функцию управления, устанавливающую степень соответствия принятых решений фактическому состоянию социальной системы, выявляющую отклонения и их причины. Контроль рассматривается как процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Основная цель контроля - выявить слабые места и ошибки, их причины, своевременно исправить  и не допускать повторения. Современная  теория управления выработала четкие требования к контролю.

Понятие контроля взаимосвязано  с категорией учета, это тесно  взаимосвязанные понятия. Учет ведется  в количественных или стоимостных  показателях, так как задачи этого  класса легко поддаются формализации, алгоритмизации и программированию. Учет лежит в основе любого анализа, который является сутью контроля.

Социально-психологическая  составляющая функции контроля обстоит  в том, что он в большей степени  должен носить опережающий характер, предупреждать нарушения, выполнять  не только карательные функции, но и  быть формой проявления внимания к  труду работники, фактором мотивации  его трудовой деятельности.

Предварительный контроль реализуется  в форме определенной политики, процедур и правил. Применяется по отношению  к ресурсам.

Текущий - осуществляется, когда  работа уже идет и обычно проводится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником.

Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.

Опережающий - контроль, позволяющий компенсировать инерционность системы и базирующийся на предвидении, предполагает анализ и контроль переменных и на этой основе - прогнозирование развития ситуации и предупреждение возможных негативных явлений функций.

Можно определить алгоритм выполнения функции контроля.

При реализации данной функции  необходимо учитывать ряд основных правил:

- контролируемый объект  должен иметь конкретные параметры,  поддающиеся измерению;

- устанавливать высокие,  но реально достижимые стандарты;

- только существенные  отклонения от заданных стандартов  должны вызывать срабатывание  системы контроля;

- контроль должен быть  нацелен на достижение конкретного  конечного результата;

- главная функция контроля  не наказать, а оказать помощь  в устранении причин, приведших  к недостаткам;

- учитывать поведенческие  аспекты контроля;

- устанавливать критерии, которые должны пониматься контролируемыми;

- двустороннее общение  в процессе контроля;

- избегать чрезмерного  контроля;

- учитывать взаимосвязь  между результативностью и вознаграждением.  Арсенал методов контроля весьма  разнообразен.

В последние годы он пополнился системой контроллинга, позволяющей  определять ход выполнения оперативных  и долгосрочных планов. Он нашел  широкое практическое применение в  крупных фирмах и корпорациях.

Стимулирование, мотивация  как функция управления. Прежде всего, надо определиться с основными категориями: мотив, стимул, мотивация, а также  с тем, как они взаимосвязаны  и взаимообусловлены.

Стимул (лат. stimulus - острая палка, которой погоняли животных) - внешнее воздействие на личность, коллектив, группу людей, активизирующее их мотивационную сферу, а через нее определенную деятельность. Предполагает сбалансированное применение всего спектра форм, как вознаграждения, так и принуждения.

Мотивация управления - побуждение работника к управленческой деятельности путем воздействия на всю систему  потребностей и интересов личности, группы, организации, возбуждение их осознанной социальной активности. Необходимо учитывать, что человек никогда  не делает качественно ту работу, смысл  которой он не понимает, и которая  достаточно не стимулируется и не оценивается.

Информация о работе Психологии управления как науки.