Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 13:41, курсовая работа
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу с 6 и с 7 лет.
Наблюдения физиологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой.
И.Ю. Кулачина выделяет
два аспекта психологической готовности
– личностную (мотивационную) и интеллектуальную
готовность к школе. Оба аспекта важны
как для того, чтобы учебная деятельность
ребенка была успешной, так и для его скорейшей
адаптации к новым условиям, безболезненного
вхождения в новую систему отношений [13,44].
Традиционно выделяется
три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный,
эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной
зрелостью понимают дифференцированное
восприятие (перцептивная зрелость), включающее
выделение фигуры из фона; концентрацию
внимания; аналитическое мышление, выражающееся
в способности постижения основных связей
между явлениями; возможность логического
запоминания; умение воспроизводить образец,
а также развитие тонких движений руки
и сенсомоторную координацию. Можно сказать,
что понимаемая таким образом интеллектуальная
зрелость в существенной мере отражает
функциональное созревание структур головного
мозга.
Эмоциональная зрелость
в основном понимается как
уменьшение импульсивных
К социальной
зрелости относится
Чтобы ребенок успешно
учился он, прежде всего, должен стремиться
к новой школьной жизни, к «серьезным»
занятиям, «ответственным» поручениям.
На появление такого желания
влияет отношение близких взрослых к учению,
как к важной содержательной деятельности,
гораздо более значимой, чем игра дошкольника.
Влияет и отношение других детей, сама
возможность подняться на новую возрастную
ступень в глазах младших и сравняться
в положении со старшими. Стремление ребенка
занять новое социальное положение ведет
к образованию его внутренней позиции.
Л.И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» [1, 282].
С того момента,
как в сознании ребенка
Такая положительная
направленность ребенка на
Кроме отношения
к учебному процессу в целом,
для ребенка, поступающего в школу,
важно отношение к учителю, сверстникам
и самому себе. К концу дошкольного возраста
должна сложиться такая форма общения
ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное
общение. Взрослый становится непререкаемым
авторитетом, образцом для подражания.
Облегчается общение в ситуации урока,
когда исключены непосредственные эмоциональные
контакты, когда нельзя поговорить на
посторонние темы, поделиться своими переживаниями,
а можно только отвечать на поставленные
вопросы и самому задавать вопросы по
делу, предварительно подняв руку.
Дети, готовые в этом
плане к школьному обучению, понимают
условность учебного общения и адекватно,
подчиняясь школьным правилам, ведут себя
на занятиях.
Классно-урочная система обучения предполагает не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения.
Личностная готовность
к школе включает также
О личностной готовности
ребенка к школе обычно судят
по его поведению на групповых
занятиях и во время беседы
с психологом. Существуют и специально
разработанные планы беседы, выявляющей
позицию школьника, и особые экспериментальные
приемы. Например, преобладание у
ребенка познавательного или
игрового мотива определяется
по выбору деятельности - прослушивания
сказки или игры с игрушками.
После того как ребенок
Определяя личностную
готовность ребенка к школе
необходимо выявить и
Интеллектуальная
готовность к школьному
Наиболее яркой такой
характеристикой является обучаемость,
включающая в себя два этапа интеллектуальных
операции. Первый- усвоение нового правила
работы (решение задачи и т.п.); второй-
перенос усвоенного правила выполнения
задачи на аналогичные, но не тождественные
ему. Второй этап возможен только при осуществлении
процесса обобщения.
Хорошая обучаемость
ребенка косвенным образом свидетельствует
о существовании учебной мотивации, поскольку
обучение чему-то новому возможно только
при наличии познавательного интереса
и желания хорошо справиться с заданием.
Качественное же выполнение задания означает,
что ребенок успешно прошел, предшествующие
фразы развития в дошкольном детстве и
теперь может обучаться в школе.
Изучение особенностей интеллектуальной сферы можно начать с исследования памяти - психического процесса, неразрывно связанного с мыслительным.
Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается
перед необходимостью преодоления возникающих
трудностей и подчинения своих действий
поставленной цели. Это приводит к тому,
что он начинает сознательно контролировать
себя, управлять своими внутренними и
внешними действиями, своими познавательными
процессами и поведением в целом. Это дает
основание полагать, что уже в дошкольном
возрасте возникает воля.
Конечно, волевые действия
дошкольников имеют свою специфику: они
сосуществуют с действиями непреднамеренными,
импульсивными, возникающими под влиянием
ситуативных чувств и желаний.
Л.С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению с взрослыми. В генетическом плане Л.С. Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение де-лая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для дошкольников, не только средством общения, но и средством организации поведения.
Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн считают, что появление волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника [4, 54].
В современных научных
исследованиях понятие
Одним из центральных
вопросов воли является вопрос
о мотивационной
Становится так же вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции дошкольника.
На протяжении дошкольного
детства усложняется характер
волевой сферы личности и
Появление определенной
волевой направленности, выдвижение
на первый план группы мотивов,
которые становятся для
Вместе с тем, что хотя в дошкольном возрасте и появляются волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям.
Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений с взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С. Выготским внутренними этическими инстанциями [5,69].
Д.Б. Эльконин связывает возникновение этических инстанций с изменением взаимоотношений между взрослыми и детьми. Он пишет, что у детей дошкольного возраста, в отличие от раннего детства, складываются отношения нового типа, что и создает особую, характерную для данного периода социальную ситуацию развития.
В раннем детстве
деятельность ребенка
Однако взрослые
продолжают оставаться
В условиях
повседневного поведения и
Нравственные инстанции
порождают у дошкольников
Информация о работе Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе